Выпуск самолётов в СССР в 1980-е: прошу помощи

Бурундук

Бурундук

Старожил
Коллеги, добрый день.
Сейчас пытаюсь изучать спад авиапроизводства в мире в 1980-е годы, в т.ч. в СССР.

Никому не попадались погодовые данные о производстве в Тбилиси
Су-25 (774 в 1981 - 1989 годах) и МиГ-21УМ (685 в 1976 - 1986 годах),

в Москве (Знамя Труда, завод №30)
МиГ-23МЛ 1241 в 1976 - 1983 годах и МиГ-23БН 600 в 1973 - 1985 годах

в Иркутске (ИАПО)
МиГ-23МЛ 902 в 1973 - 1985 годах

в Новосибирске
Су-24 401 в 1976 - 1983 годах

и в Комсомольске-на-Амуре
Су-17М3 487 в 1976 - 1981 годах
Су-17М4 631 в 1981 - 1990 годах ?

К сожалению, такие большие серии, распределённые по длительным интервалам, не дают построить динамику год от года.
Можно, конечно, волюнтаристски распределить "примерно поровну", но это не самый лучший выход.

Буду очень признателен за любые уточнения. Для желающих: полный список имеющихся у меня неопределённостей того периода (в таблице)
 

Вложения

Последнее редактирование:
Реклама
Fencer

Fencer

Старожил
Коллеги, добрый день.
Сейчас пытаюсь изучать спад авиапроизводства в мире в 1980-е годы, в т.ч. в СССР.
Вам бы на этом сайте http://forums.airforce.ru/ задать эти вопросы в соответствующих разделах - большей частью там общаются любители истории военной авиации СССР и России...
 
Eduard_AB

Eduard_AB

Местный
большей частью там общаются любители истории
Нужны не "любители истории", а ведущие спецы из производства. А точнее на уровне окончательной сборки, КИС, ЛИС.
Дело в том, что даже подавляющие большинство работников авиационных заводов не видят полностью всей картины производства и информации(тем более объективной) об этой стороне авиации очень мало.
У нас в стране в этот период спад производства был больше связан с внутренними проблемами:
- переход на выпуск техники нового поколения и связанное с этим переоснащение производства;
- сокращение военных программ, как последствие "перестройки" и экономических проблем.
Из общения со спецами на "сборах" в ЛИИ помнится, что практически у всех после 87-88г процесс производства стал вялотекущим.
Исключение было у КнАПО, в 89-м они молотили очень прилично. Во всяком случае у их СОК была проблема с обработкой информации из-за большого количества полетов в день, хотя по программе доводки-испытаний количество полетов на самолет было примерно таким же как у нас. Т.е. темп выпуска был явно больше "среднеарифметических" 6-7 машин в месяц, как получается для Су-17М4.
 
Fencer

Fencer

Старожил
Нужны не "любители истории", а ведущие спецы из производства. А точнее на уровне окончательной сборки, КИС, ЛИС.
Может я неправильно выразился,но на этом сайте есть люди,имеющие непосредственное отношение к выпуску летательных аппаратов в СССР,а на счёт ведущих спецов из производства - живы ли они ныне,сколько им уже лет сейчас,сидят ли они на авиафорумах и вообще в интернете,помнят ли они информацию,которая в момент их работы была под грифом секретно и так далее...
 
Eduard_AB

Eduard_AB

Местный
есть люди,имеющие непосредственное отношение к выпуску летательных аппаратов в СССР
"непосредственное отношение к выпуску летательных аппаратов" - понятие очень растяжимое.
На заводе практически все имеют "отношение к выпуску летательных аппаратов", только мало кто может что-то рассказать, кроме своей узкой области.
Я по общению на ОК с заводскими вижу насколько мало знают о своей продукции, как о законченном изделии, >90% сотрудников завода.
живы ли они ныне,сколько им уже лет сейчас
Вообще в авиастроении либо быстро становятся специалистом, либо никогда.
Т.е. основная масса была довольно молодая. Сейчас им в пределах 70-ти лет. Не так уж и много.
помнят ли они информацию
Это как?
Специалист может что-то забыть, но у него всегда в голове остаются "ключевые" моменты, по которым он может дать оценку.
И гриф секретности тут совсем ни причем.
 
Pit

Pit

Старожил
Бурундук, про Су-25 интересные детали есть у Андрея Короткова. В АиК 10/16 он приводил серийные номера с датами выпуска на середину 80-го года на стр.26, далее серийные номера мелькали в АиК 2/17 (стр. 39 и 43) и АиК 3/17.
 
Бурундук

Бурундук

Старожил
Pit, большое спасибо. Хоть это самое начало периода, но уже понятно, что выпуск начался без раскачки и за 04-06.1981 в Тбилиси построили не менее 31 самолёта. Это помогло.
 
Eduard_AB

Eduard_AB

Местный
Вы считаете,что
Я считаю, что информацию надо получать из объективных источников.
К сожалению "любители истории", даже "имеющие непосредственное отношение к выпуску летательных аппаратов", часто являются источником искаженной/недостоверной информации. Ежели человек не является специалистом в какой то области, то с большой вероятностью он информацию из этой области исказит дважды. Сначала на этапе получения и "упаковки" её в свою голову, потом при "распаковке" и озвучивании.
За примерами далеко ходить не надо, здесь же приходилось объяснять распространенные искажения/заблуждения по 76-му и А-50.
 
Последнее редактирование:
Реклама
K

kiiiba

Местный
Точно, этот вопрос больше в тему реестров, чем в ЧА. Мимо проходил, случайно заметил.

Сделал вот такую табличку - https://russianplanes.net/prodyears
Правда, Бурундук, пока в ней нет большинства интересующих вас типов. Но приходите через 10 лет, будут, обещаю :)
 
Бурундук

Бурундук

Старожил
kiiiba, работа грандиозная, огромное спасибо.

Я восхищаюсь сайтом Russian Planes и людьми, которые его делают, примите моё уважение.

Вопросов, конечно, по табличке много: например, у Вас указаны 4 Як-41. Но было только два лётных - 1987 и 89 (как у Вас и в реестре). То есть, Вы считаете и планеры для статических или ресурсных испытаний?

По многим самолётам есть расхождения с данными РГАЭ, но небольшие. Видимо, дело в фиксации даты: в РГАЭ - по сдаче заказчику, у Вас - по чему? По первому полёту?

Данные по Ту-95 сильно отличаются от того, что попадалось мне раньше - буду разбираться подробнее.
Ил-22М - это точно новые самолёты, не переделки Ил-18?

В Ил-18 у 106-05, 107-02, 107-03 явная опечатка с датами: должно быть не 1958, а 1968.

Ещё вопрос: L-410 - помечен реестр как законченный - это всё, что выпускалось или только то, что экспортировалось в СССР?

Ещё раз спасибо за огромный труд.
 
Последнее редактирование:
K

kiiiba

Местный
Спасибо за хорошие слова! Поделитесь ими с командой ST, они первыми обнаружили многие источники - и вообще первые.
А про РП чаще слышится "у вас всё неправильно" и (свысока) "любители", хотя мы сразу от "профессионалов" открещиваемся.

По поводу даты сдачи заказчику - она отличается с точки зрения МГА и УГА (или МО и непосредственно части), т.к. каждый из них делает отдельный приказ на приёмку борта.
В зависимости от того, из какого архива взята информация, дата может быть разной. Эти даты редко отличаются больше чем на несколько недель, хотя примеры обратного есть.

Конкретно в этой табличке идёт привязка к дате выпуска, если она известна. Для многих старых типов (в особенности списанных до закрытия МГА) даты выпуска мы раскопать не смогли, т.к. архив МГА утонул, а в Управлениях формуляры уничтожались довольно быстро после списания. В этом случае в дате выпуска пишем только год.

Як-41 - да, в таблице все формально выпущенные борта, включая прочностные прототипы. Если нужно показать только летавшие борта - скажите, сделаю фильтр.
Ту-95 - реестр ещё неполный, на него не ориентируйтесь.
Ил-22М - ничего нового не скажу, всё как все знают. Достоверно известно о шести переделанных Ил-18, реально может быть больше (тут вопрос, до какого момента считать самолёт переделкой старого, а когда новым).
За замеченные опечатки с датами - исправил, спасибо!
Л-410 вообще все.
 
Последнее редактирование:
Eduard_AB

Eduard_AB

Местный
Я восхищаюсь сайтом Russian Planes и людьми, которые его делают, примите моё уважение.
+1
про РП чаще слышится "у вас всё неправильно" и (свысока) "любители",
Ну, я про других "любителей". Которые, конечно, искренни в своей любви к авиации, но часто не понимают информацию, полученную от людей из авиации, и поэтому её ненамеренно искажают. Кроме того в "мутные времена" у нас появилось немало "историков"(экспертов?)-компиляторов, опять же часто не способных объективно оценить компилируемую информацию зато обильно дополняющих её своими домыслами.
По поводу даты сдачи заказчику - она отличается с точки зрения МГА и УГА...
Это уже передача в эксплуатацию.
"Сдача заказчику" - процесс приемки ЛА ПЗ, после которого он уже не принадлежит заводу, хотя может еще долго находится на территории его ЛИС.
По многим самолётам есть расхождения с данными РГАЭ, но небольшие.
По серийным Ил-76 информация на RP в целом объективная. Темп выпуска близкий к реальному. Отличия есть по "темным"(малосерийным) машинам. Видимо их "привязали" к датам выпуска серии, в которую они попадали по с/н, хотя реально они были выпущены значительно позднее.
Так у первого серийного А-50, с/н 2705, первый полет был в сентябре 1983г, сдача заказчику в конце декабря 1983г, передача в эксплуатацию в июне-июле 1984г. У с/н 3805 первый полет был не раньше февраля 1986г(вообще примерно в середине весны). Т.е. все А-50, имеющие с/н между ними, "сдвигаются" в промежуток между указанными датами. Дальше постепенно их выпуск почти "догоняет" серию к концу 1989г.
Вообще в период 84-88гг темп выпуска был около 6 машин в месяц. Пик пришелся на 88г, в основном из-за "темных" машин.
 
K

kiiiba

Местный
часто не понимают информацию, полученную от людей из авиации, и поэтому её ненамеренно искажают
Вот по поводу любителей/профессионалов и искажения информации - у меня жирный комментарий.

За прошедшие десять лет довелось много поработать с официальными (внутренними) документами и реестрами авиационных ведомств, управлений, заводов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, а также с РРР, РМРС и РСУ.
И для меня (который скрупулёзно придирается к каждой буковке) было шоком выяснить, что люди, которые этим занимаются, - это почти всегда ассистенты на минимальных окладах, которым просто плевать на правильность введённых данных.
В итоге единственное, что хорошо в официальных реестрах - они отражают более-менее объективную информацию на день выгрузки. И то каждый список нужно вручную выверять. А что касается истории в них - лучше даже не пытаться.
Короче, нафиг быть такими профессионалами.

И второй момент. Из всего перечисленного реестр как реляционная база данных есть только в России (до недавнего времени на досовском фокспро, кто помнит), плюс РСУ. Все остальные ведут реестры в файликах эксель (само по себе не плохо, но показывает общий уровень).
 
Последнее редактирование:
APKAH

APKAH

Старожил
Сейчас пытаюсь изучать спад авиапроизводства в мире в 1980-е годы, в т.ч. в СССР.
А на чём основаны доводы что в 80-е годы в СССР был спад в авиапромышленности?

Таблицы и записи форумчан forums.airforce.ru (AndyK, PPV и др.):

Никому не попадались погодовые данные о производстве в Тбилиси
Су-25 (774 в 1981 - 1989 годах)


в Новосибирске
Су-24 401 в 1976 - 1983 годах
Если вы имеете ввиду производство Су-24 без буквы то это 721 борт (27 серий, с декабря 1971 г. по июнь 1983 г.). По сведениям ветеранов на пике производства в 1981 году на НАПО было облётано в общей сложности 105 машин.

и в Комсомольске-на-Амуре
Су-17М3 487 в 1976 - 1981 годах
Су-17М4 631 в 1981 - 1990 годах ?
Всего за период с 1969 по 1990 год было построено 2867 самолетов типа Су-17 различных модификаций (Су-17 = 232, Су-17М/20 = 368, Су-17М2/22 = 326, Су-17М3/22М = 781, Су-22М3 = 76, Су-17М4/22М4 = 642, Су-17УМ/22У = 186, Су-17УМ3/22УМ3 = 145, Су-22УМ3К = 108). 1165 из них было поставлено на экспорт в 15 стран мира.


Су-26М 1985 1988 Сухой 16
За период с 1983 по 2004 год на ОП ОКБ Сухого и в АО "ПТС" было выпущено примерно 172 +-4 шт. самолета типа Су-26/26М/26М2/26МХ/29/29Х/29Т/31/31Х/31М
Су-26/Су-26М:
4 шт. опытных самолета, выпуска 1984-85 г.г., бортовые №№ 01-04,
8 шт. условно «предсерийных» С-42, выпуска 1985-87 г.г., бортовые №№ 05-12
4 шт. серийных Су-26М (С-42С), выпуска 1988 года, бортовые №№ 01-04 ???,
47 шт. серийных Су-26М, выпуска 1989-92 г.г., серийные №№ 01-01…06-07, бортовые №№ 14, 02…04, 15…55, частично не по порядку, но без пропусков. Часть из этих машин пошла в ДОСААФ, часть была продана за рубеж…
6 шт. серийных Су-26М2, выпуска 1993-94 г.г., серийные №№ 06-08…07-04, все проданы за рубеж.
11 шт. серийных Су-26МХ, выпуска 1990-91 г.г., серийные №№ 51-01…53-01.
Су-26М3 переделывали из серийных Су-26М, начиная с 2004 года.

Выпуск Су-27 в 80-е годы (КнААПО):
 
Бурундук

Бурундук

Старожил
APKAH, просто замечательные данные. Спасибо огромное.
А откуда они, как на них правильно сослаться?
Ещё раз спасибо!

И нет ли вдруг разбивки по годам выпуска МиГ-21УМ в Тбилиси (683 в 1976-85 годах)?
 
Последнее редактирование:
Реклама
APKAH

APKAH

Старожил
А откуда они, как на них правильно сослаться?
По чаще заглядывайте к нам на форум - поймете. Кто-то занимается всю жизнь этим, кто-то увлекается по долгу службы, кто-то с архивными данными знаком, а для кого-то это "жизнь". У нас много свежей информации появляется, время от времени. Ну и про онлайн-реестры не забывайте, которые в 2009 году начинались кстати на этом форуме, но "передислоцировались"...

Бурундук - по годам разбивки Миг-21УМ по крайнеё мере подискутируйте с товарищем Lindr!