Star Alliance и Air India: не срослось
Чт, 22/09/2011 - 09:00 | AVIATION WEEK Рубрики:
Аналитика, Авиакомпании
Опубликовано в:
АТО, №122, сентябрь 2011, Авиакомпании
Star Alliance передумал принимать в свои ряды Air India
Йенс ФЛОТТАУ, Франкфурт и Азиатско-Тихоокеанская редакция, Дели
Hадеждам иностранных авиакомпаний вскоре расширить доступ к быстрорастущему индийскому рынку сбыться не суждено: глобальный альянс авиаперевозчиков Star Alliance все-таки отказал в членстве Air India. Теперь, по-видимому, Star Alliance и конкурирующий альянс SkyTeam попытаются вовлечь в свои ряды другую индийскую компанию — Jet Airways.
"Авиакомпании, входящие в Star Alliance, с одной стороны, и Air India — с другой пришли к решению о приостановке процесса вступления перевозчика в альянс, поскольку ему не удалось выполнить минимальные требования, оговоренные в соглашении от декабря 2007 г.", — говорится в пресс-релизе Star Alliance, обнародованном в конце июля. Окончательной датой вступления, которую уже несколько раз отодвигали, должно было стать 31 июля.
Менеджмент Air India отрицает, что компания не оправдала ожиданий альянса. "Такое решение представляется странным. Мы выполнили все условия, за исключением нескольких малосущественных моментов, относящихся к этапу посадки в самолет, оборудованию залов ожидания и ведению клиентской базы данных, — комментирует источник в руководстве перевозчика. — У нас нет технических недостатков, которые надо было бы устранять. Мы даже получили письмо от Star Alliance, в котором говорилось, что наша компания выполнила все минимально необходимые условия, так что причины отказа нам неизвестны. Между сторонами имеются определенные лакуны в коммуникации, но мы надеемся вскоре решить все вопросы".
Авиакомпанию Air India пригласили вступить в альянс в 2007 г., но с тех пор дата вступления несколько раз переносилась по инициативе перевозчика. По словам отраслевых источников, после трех с лишним лет ожидания руководство Star Alliance, устав от постоянных проволочек, потребовало назначить четкую окончательную дату вступления, которая не подлежала бы пересмотру.
Решением не принимать Air India альянс Star Alliance серьезно повредил собственным интересам: теперь у него нет кандидата на членство на одном из двух наиболее динамично растущих азиатских рынков.
В Китае, в отличие от Индии, альянс оказался более удачливым, подписав договор с авиакомпанией Air China. Правда, вступление в альянс Shanghai Airlines сорвалось из-за слияния авиакомпании с China Eastern, но сейчас Star Alliance находится в процессе присоединения Shenzhen Airlines.
В Индии же Star Alliance "обрабатывал" Air India, несмотря на широко известные проблемы этого перевозчика. По словам источников в отрасли, этот выбор был во многом продиктован надеждой на то, что партнерство с Air India помогло бы членам альянса открыть для себя индийский рынок.
Особенно активно лоббировала такой исход Lufthansa, вызвавшаяся помогать Air India в процессе присоединения к Star Alliance. Lufthansa и другие члены Star надеялись, что смогут поставить гигантские Airbus A380 на свои маршруты в Дели и Бомбей, но теперь им вряд ли доведется сделать это в ближайшем будущем. И это в лучшем случае: по словам экспертов, решение Star Alliance не принимать Air India может иметь и более серьезные последствия.
Теперь альянсу необходимо найти нового потенциального члена среди индийских перевозчиков, и уже объявлено, что одного, по-видимому, будет недостаточно. Поскольку Kingfisher намеревается вступить в альянс Oneworld, реальным кандидатом для Star Alliance является Jet Airways, хотя официального приглашения ему пока не сделано. По словам экспертов, вряд ли что-то решится в текущем году — не в последнюю очередь потому, что Jet Airways, по слухам, вела закулисные интриги, направленные против вступления в альянс Air India. Менеджмент, близкий к переговорам, эти обвинения отрицает. Однако велика вероятность, что в ближайшие несколько лет у Star Alliance не появится индийского участника.
Для Air India отказ в членстве оказался не только конфузным, но и болезненным. Национальный перевозчик, испытывающий хронические финансовые затруднения, надеялся, что партнерство со Star Alliance поможет ему расширить географию полетов и увеличить доходы. Один из топ-менеджеров авиакомпании недавно заявил, что присоединение к альянсу сулило Air India прирост в выручке от 9 до 15%. Правда, Капиль Кауль, исполнительный директор южно-азиатского отделения аналитической организации "Центр авиации Азиатско-Тихоокеанского региона", возражает: "Даже если бы вступление состоялось, оно не принесло бы никакого облегчения находящемуся в незавидном финансовом положении государственному перевозчику".
Не так давно индийский премьер-министр Манмохан Сингх заявил в своей речи перед нижней палатой парламента страны: "Всем известно, что Air India испытывает серьезные затруднения". По словам одного из руководителей авиаперевозчика, премии не выплачивались с мая, а задержки по зарплате тянутся с июня. В последние несколько месяцев более 33 тыс. сотрудников компании получают лишь 20% жалованья.
Ежегодные расходы Air India на погашение процентов составляют 34 млрд рупий, или 763 млн долл., а долг компании — 440 млрд рупий. Руководство перевозчика ожидает от правительства одобрения плана реструктуризации; предполагается, что министерская комиссия примет соответствующее решение 17 августа. Однако, по словам Кауля, у Air India нет даже компетентной команды, которая могла бы разработать такой план.
На цели реструктуризации авиакомпания просит у правительства в общей сложности 170 млрд рупий, в т. ч. 50 млрд в текущем финансовом году.
Государственный перевозчик показывает убытки уже много лет подряд и, в отличие от таких частных конкурентов, как Jet Airways, Kingfisher или дискаунтер IndiGo, остается на обочине стремительного роста индийского рынка авиаперевозок.
Положение компании только ухудшилось после слияния с Indian Airlines в 2007 г., которое большинство аналитиков считают неудачным шагом. В дополнение ко всем бедам Air India обременила себя внушительным заказом на новые самолеты, по которому теперь придется делать выплаты.