Норд авиа» на вылет
«Аэрофлот» готовится к приему авиакомпаний «Ростехнологий», избавляясь от лишних активов: на продажу выставлена «Норд авиа». Купить ее может «Норильский никель»
Аэрофлот«продает 51% акций «Норд авиа», рассказал «Ведомостям» источник, близкий к «Аэрофлоту», и подтвердил представитель компании. На совет директоров этот вопрос будет вынесен в январе.
«Норд авиа» не вписывается в стратегию развития «Аэрофлота» до 2025 г., объясняет источник, близкий к компании. После того как «Аэрофлот» получит от «Ростехнологий» ГТК «Россия» (ожидается в 2011 г.), на авиарынке Северо-Запада двум перевозчикам — «Норд авиа» и «России» будет тесно, а их объединение обойдется «Аэрофлоту» дорого из-за унификации парка и маршрутов, продолжает он. Выгоднее продать какую-то из авиакомпаний, и это «Норд авиа».
Покупателем станет «Норникель», имеющий перевозчика «Таймыр» (бренд Nordstar), говорит источник, близкий к «Аэрофлоту». По его словам, месяц назад ГМК вышла с предложением приобрести «Норд авиа», что совпало и с планами «Аэрофлота». О переговорах «Аэрофлота» и «Норникеля» знает один из участников авиарынка. Представители «Норникеля» и «Аэрофлота» от комментариев отказались.
Виталий Савельев, придя в «Аэрофлот» (2009 г.), раскритиковал работу «дочек»: «Живут как иждивенцы, постоянно от нас что-то требуют: дай гарантию, дай комфортное письмо, дай аванс <...> Они должны добавлять мне стоимость, а не убытки». «Аэрофлот» инициировал банкротство «Аэрофлот карго», продал 51% акций «Аэрофлот плюс» (деловая авиация), а оставшимся — «Дон авиа» и «Норд авиа» — поставил условие самим зарабатывать деньги (тогда из их названий исчезло слово «Аэрофлот»).
«Норд авиа» стоит около $400 млн, но наверняка есть серьезный дисконт, полагает аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов. Это самая слабая «дочка» авиакомпании, с 2004 г. она так и не была интегрирована в структуру «Аэрофлота» — ни маршрутами, ни сервисом (на нее не распространяется программа лояльности «Аэрофлот бонус»), отмечает он: ее продажа — выгодная сделка для «Аэрофлота». «Норд авиа» — еще и пятно на репутации «Аэрофлота» из-за авиакатастрофы под Пермью и невысокого уровня обслуживания, указывает Тараканов. «Норд» дает менее 10% пассажиропотока, при этом имеет операционный убыток в $4 млн (МСФО за девять месяцев).
Зато «Таймыру» «Норд» даст возможности для развития: у компании — 11 Boeing 737, считает Тараканов, последние два года «Таймыр» активнее занимается чартерами и осваивает маршруты из северных районов в центр и на юг России.
Ну можно начинать радоваться жителям Ебурга, Кенига и далее по списку.