Сегодня совет директоров "Аэрофлота" рассмотрит вопрос об увольнении гендиректора компании Виталия Савельева, который был инициирован членом совета директоров Сергеем Алексашенко. Источники в компании уверены, что смены гендиректора не произойдет, однако препятствий в его работе может стать больше. Господин Алексашенко написал еще одно письмо, в котором просит совет директоров не рассматривать вопрос продажи "Аэрофлотом" 100% акций авиакомпании "Нордавиа", который не был согласован с профильными комитетами управляющего органа.
Сегодня должно пройти заседание совета директоров "Аэрофлота". Источник "Ъ" в совете сообщил, что планируется рассмотреть стратегию развития компании до 2025 года и вопрос о продаже 100% принадлежащих ей акций "Нордавиа". Эту информацию "Ъ" подтвердил источник, близкий к "Аэрофлоту". Однако накануне член совета директоров Сергей Алексашенко написал его председателю, министру транспорта Игорю Левитину, письмо с просьбой не рассматривать сделку. По словам собеседника "Ъ", Сергей Алексашенко указывает, что этот вопрос не обсуждался комитетами совета директоров по аудиту и стратегии, более того, он противоречит проекту стратегии. Сергей Алексашенко также обращает внимание на очередное нарушение устава общества: повестка собрания совета директоров должна направляться участникам не позднее чем за 15 дней до его даты, однако в этот раз она была разослана всего за два дня до собрания.
В "Аэрофлоте" подтвердили, что заседание совета директоров состоится, но отказались комментировать повестку. Сергей Алексашенко подтвердил "Ъ" факт написания письма. "Я лишь призываю к уважению перед уставом общества",— объясняет он.— Правление компании разрабатывало стратегию, которая будет приниматься сегодня, с учетом "Нордавиа". Никто не оповещал, что компанию планируют продать". В конце прошлой недели Сергей Алексашенко уже писал Игорю Левитину, выражая недовольство тем, что глава "Аэрофлота" Виталий Савельев отказал ему в предоставлении информации о размере финансовой помощи, которую компания оказывает авиационной отрасли. Господин Алексашенко пояснил, что таким образом господин Савельев нарушил устав "Аэрофлота", и предложил вынести на рассмотрение совета директоров вопрос о смене гендиректора компании (см. "Ъ" от 17 декабря).
Источник "Ъ" утверждает, что сегодня вопрос об увольнении Виталия Савельева будет поднят, но считает, что шансы на смену руководителя компании близки к нулю. Протест Сергея Алексашенко по вопросу продажи "Нордавиа" также вряд ли будет поддержан. "На совете директоров тема реализации актива уже всплывала, что касается необходимости ее согласования с комитетами, то это можно будет сделать прямо в ходе заседания совета директоров, из членов которого и состоят эти комитеты",— поясняет собеседник "Ъ". Покупателем компании, по его словам, может стать ГМК "Норильский никель", у которой уже есть авиакомпания "Таймыр".
По словам собеседников "Ъ", продать "Нордавиа" нужно потому, что в ряде сегментов она конкурирует с материнской компанией и так и не стала прибыльным активом. За девять месяцев 2010 года убытки компании составили $9 млн. Источник "Ъ" в совете директоров "Аэрофлота" уточнил, что компания выкупила 49% акций "Нордавиа" у миноритариев в конце 2009 года. В целом он оценивает региональную авиакомпанию в $50 млн.
Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" согласен, что "Нордавиа" "легче продать, чем работать с ней дальше". На долю компании приходится менее 5% пассажирооборота группы "Аэрофлот". "В собственности "Нордавиа" всего два Boeing-737 и десять российских самолетов, большинство из которых — устаревшие Ту-134",— говорит аналитик. Кроме того, с получением "Аэрофлотом" контроля над ГТК "Россия", что должно произойти в следующем году, северные направления могут покрываться этой авиакомпанией.
В то же время глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает позицию Сергея Алексашенко "принципиальной" и полагает, что тот продолжит настаивать на своем. В прошлом году запросами в различные инстанции компанию настойчиво, но безуспешно тревожил акционер "Аэрофлота" Александр Лебедев, отмечает эксперт. В данном случае он также не ожидает успеха, полагая, что Виталий Савельев без проблем проработает в "Аэрофлоте" до конца срока своего контракта (2014 год), поскольку "результаты, которые показывает сейчас компания, приятны для государства".
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1562563