85 лет авиации Якутии:
Пт, 08/10/2010 - 12:04
8 октября 1925 года в небо Якутии впервые взлетел аэроплан «Сопвич» и совершил посадку на Зеленом лугу под Якутском.
По информации, представленной редакции главным архивистом Национального архива РС(Я) В. Ефимовой, 4 октября пароходом «Пролетарий» доставлен аэроплан Сиб-авиахима вместе с инструктором Масленниковым, летчиком Фадеевым и механиком Михайловым.
8 октября в два часа дня аэроплан встречали представители партии и правительства, других организаций и несколько тысяч трудящихся Якутии. Такого скопления народа Якутск еще не видел никогда.
Из сводок радиовестника:
«Якутск, 17 октября. Аэроплан Сибавиахима ежедневно устраивает пассажирские полеты, катает красноармейцев, пионеров, других. Двенадцатого аэроплан летал до Покровска, на днях полетит в Намцы, затем в Чурапчу. С установлением санного пути совершит полет на Алданские прииски…»
«Правительство Якутии, рассмотрев варианты воздушного сообщения Амур — Якутск — Иркутск — Якутск, остановилось на последнем вследствие прохождения линии заселения местами более легкому подысканию площадок другим мотивам. ТЧК. Предполагается ежегодно провозить 400–360 пудов корреспонденции, 800 пассажиров, 1000 пудов высокосортной пушнины, 100 пудов золота, 2000 пудов мануфактуры галантереи.. Плата за провоз одного пассажира Якутск — Иркутск назначена в пределе 371–210 рублей, перевозка пуда груза не более 38 рублей».
Фундамент надежный
Так была заложена основа рождения авиации Якутии. В эти дни воздушный транспорт Республики Саха (Якутия) отмечает свое 85‑летие!
Нам есть о чем рассказать и что показать, — подчеркивает первый заместитель министра транспорта, связи и информатизации РС(Я), руководитель Департамента воздушного транспорта Александр Тарасов. — Воздушный транспорт в нашей республике динамично развивается, к своему празднику мы подошли с хорошими показателями. Все намеченные планы выполняются. И знаете, что самое главное — пусть это не звучит как обычный статистический отчет. На самом деле нам не стыдно сегодня за нашу авиацию. И в первую очередь перед нашими ветеранами, которые приглашены на юбилейные торжества. Они шаг за шагом поднимали отрасль, внесли достойный вклад в развитие авиации Якутии, а нам сегодня поручена не менее ответственная задача — не только сохранить богатейший опыт и добрые традиции наших дедов и отцов, но и уверенно двигаться вперед, к новым высотам.
Что касается дел текущих, 4 октября ГУП «Аэропорт Якутск» преобразовано в открытое акционерное общество. Это одно из знаковых событий, потому что еще на этапе разработки государственной целевой программы мы ставили задачу акционировать все наши предприятия. Первой акционировалась авиакомпания «Якутия», вторыми стали «Полярные авиалинии». Теперь вот «Аэропорт Якутск». На сегодняшний день ГУПов практически не осталось, все — акционерные общества, причем как ОАО, так и ЗАО, как, например, Мирнинское авиапредприятие. Реализуется на территории Якутии и пилотный проект по созданию федерального казенного предприятия. Это «Аэропорты Севера». Что это дало? В первую очередь позволило поддержать наши аэропорты. Буквально на днях в Черском открыт новый аэровокзал в каменном варианте. А это уже повышение культуры обслуживания пассажиров. В этом году такой же вокзал открыт в Усть-Нере, в прошлом году, только в деревянном варианте, в Саккырыре.
Есть гарантия правительства республики о выделении субсидии авиакомпании «Якутия» — это 160 миллионов, которые пойдут на проплаты авансовых платежей для приобретения двух самолетов «Супер Джет». Их получение запланировано на конец 2011 года.
«Полярные авиалинии» в этом году начали эксплуатировать самолет Л‑410, на балансе у них три самолета. То есть это хорошо забытое старое. Правильно сделали, что сохранили базу, инженеров, документы, потому что на сегодняшний день авиапром ничего нового нам предложить не может. Получен официальный ответ, что в ближайшее время новых воздушных судов малой авиации не будет, выходите на иностранных производителей.
Будем думать, хотя и была разработана программа восстановления самолетов Ан‑2 и Ан‑3, сегодня даже правительство РФ говорит о том, что этих самолетов больше в производстве не будет.
Что касается маршрутной сети, только в авиакомпании «Якутия» в этом году открыто более двух десятков новых маршрутов. Это прежде всего направления на Дальнем Востоке, открыта сеть регулярных полетов из Краснодара.
– Стратегия определена четко — это полеты с Дальневосточного региона через Москву на юг, — говорит первый заместитель генерального директора ОАО «Авиакомпания «Якутия» Павел Удод. — Для этого у нас три базовых аэропорта — Якутск, Внуково, Краснодар. Сейчас идет работа по формированию четвертого — это будет Магадан. Есть фундаментальные документы, будем развивать авиаперевозки на северо-востоке страны. Тут есть и внешние факторы, которые побудили нас заняться этим вопросом, ведь во многих дальневосточных регионах авиатранспортный комплекс прекратил свое существование.
Один из приоритетов компании для успешного развития деятельности — подготовка персонала, на это выделяются серьезные средства. Но если оглянуться, то в начале деятельности компании численность персонала была 1100 человек, в 2010‑м она составляет 1200. Очевидно, что именно новые технологии, новые типы воздушных судов позволили нам с тем же персоналом значительно увеличить объем работ. Производительность труда за этот период увеличилась в шесть раз, объемы перевозок выросли практически в три раза, финансовые результаты в сопоставимых цифрах — примерно в пять раз.
В этом году авиакомпания вновь показывает рост перевозок, по итогам года планируем перевезти более 900 тысяч пассажиров. Принята новая программа обновления флота. Основные типы воздушных судов — магистральные самолеты «Боинг‑737», «Боинг‑767», Ан‑140. Подписан контракт на пятую машину.
Еще один из приоритетов — культура обслуживания пассажиров. Сейчас в компании разрабатывается комплекс мероприятий по совершенствованию сервиса на борту наших самолетов. В начале будущего года наши пассажиры реально почувствуют качественные изменения, которые произойдут в сфере обслуживания.
«Земля»
– Несмотря на то, что проблем в наземной инфраструктуре, а я говорю о наших аэропортах, еще достаточно, — говорит Александр Тарасов, — сегодня мы констатируем значительный прорыв в этой сфере. Реализация пилотного проекта по созданию ФКП уже показала, что ситуация меняется в позитивную сторону. Аэропорты приводятся в соответствие с требованиями федеральных авиационных правил. Приобретаются спецаэродромная и автотехника, специальное досмотровое оборудование. Ничто так не радует, как открытие в улусах республики новых зданий аэровокзалов. В ближайшей перспективе, имею в виду 2011 год, строительство служебно-пассажирского здания в Жиганске, там сегодня эксплуатируется здание 1956 года постройки. Продолжается возведение здания в Среднеколымске. В планах — в Верхневилюйске. Все будет зависеть от финансирования.
По новым федеральным авиационным правилам на всех аэродромах и площадках должны быть КПП со строго прописанными параметрами.. Маневр ФКП «Аэропорты Севера» в приобретении модульных КПП. Два модуля сегодня уже в Магане, зимником они будут доставлены в районы, а всего пока запланировано приобрести десять установок.
Одна из стратегических задач — строительство и реконструкция взлетно-посадочных полос. По Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья» запланирован ремонт ВПП в Нерюнгри, Батагае и Черском. Несколько лет идет работа в данном направлении в Чокурдахе. Восстановление ВПП в Жиганске, Усть-Нере и Магане прописано в Программе развития транспортной системы Российской Федерации. Это достаточно финансовоемкие объемы.
«Полярные авиалинии»
– Для авиакомпании «Полярные авиалинии» на сегодняшний день главный вопрос — на чем летать и на какие аэродромы, — говорит заместитель генерального директора авиакомпании Александр Дронов. — Сейчас компания эксплуатирует самолеты Ан‑2, Ан‑3, Ан‑24, Ан‑26, Л‑410, вертолеты Ми‑8, МТВ.
Авиакомпания «Полярные авиалинии» создана в 1997 году. Впервые 2009 год удалось завершить с положительным результатом. Один из значимых показателей — в республике растет спрос на грузовые перевозки, увеличивается пассажиропоток. И свою главную задачу «полярники» видят в том, чтобы как можно больше привезти пассажиров в Якутск, чтобы коллеги, то есть авиакомпания «Якутия», смогли их доставить в центральные города страны. Руководство республики в этом заинтересовано, помощь оказывается ощутимая, взять хотя бы дотирование социально значимых рейсов.
Больше возможности для дальнейшего развития авиакомпания получила после акционирования предприятия, теперь есть условия для привлечения инвестиций.
Наше будущее
— Это курсанты высших и средних учебных заведений гражданской авиации, — говорит Александр Тарасов и не скрывает, что в этом плане все в порядке. В авиапредприятиях подготовке кадров уделяется первостепенное внимание. Как результат — сегодня в отрасли закрыта потребность в аэродромных специалистах, персонале авиационных баз и службы организации перевозок. С 2011 года Якутское авиационное техническое училище гражданской авиации начнет подготовку пилотов малой авиации.
С праздником!
От всей души поздравляем всех работников авиации Якутии с юбилейным днем рождения! Крепкого всем здоровья и новых высот каждому на своем рабочем месте!
---------- Добавлено в 14:55 ----------
Уважаемые коллеги, дорогие ветераны!
При огромной территории нашей республики, составляющей одну шестую часть Российской Федерации, авиация и сегодня является основным видом транспорта круглогодичного действия. Гражданская авиация играет важнейшую роль в обеспечении всем необходимым отдаленных районов республики, вносит неоценимый вклад в ее социально-экономическое и культурное развитие.
В годы рыночных реформ богатейший опыт выживания, несгибаемая воля и вера в непреходящее значение своего любимого дела помогли нам выдержать и пересилить смутное время. Потребовались огромные усилия Правительства Республики, решимость коллективов авиакомпаний, финансовые средства, чтобы сохранить основной потенциал воздушного транспорта Якутии, закаленный и многоопытный кадровый состав пилотов, инженеров и техников.
Руководство Республики предприняло ряд эффективных мер по выводу отрасли из кризиса. Одно из них – это «Государственная программа развития воздушного транспорта РС (Я) на 2002-2006 годы». Эта программа предусматривала реструтктуризацию отрасли и оказание ей финансовой помощи на поддержание эксплуатационной годности аэропортов, воздушных судов и сохранение внутрирайонных перевозок.
На основании этой программы, как первый этап реформирования авиационных предприятий, по Указу Президента Республики Саха (Якутия) была создана единая магистральная авиакомпания - ОАО «Авиакомпания «Якутия». 30 декабря 2002 «Якутия» выполнила первый рейс на самолете ТУ-154М по маршруту Якутск - Москва - Якутск.
Сегодня с гордостью могу отметить, что авиакомпания «Якутия» - одна из самых динамично развивающихся компаний страны. За 7 лет деятельности авиакомпания «Якутия» достигла лидирующих позиций в сегменте региональных перевозок. Сегодня мы осуществляем регулярные полеты в 7 стран мира, 65 городов и 23 района Республики Саха (Якутия). Самолетный парк «Якутии» активно обновляется, маршрутная сеть постоянно расширяется. Для совершенствования качества оказываемых услуг в этом месяце мы должны произвести предварительный аудит для прохождения Программы аудита эксплуатационной безопасности авиакомпаний Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA Operational Safety Audit, IOSA). Этой осенью мы намерены расширить спектр оказываемых услуг, развивая грузовые перевозки. В скором времени «Якутия» дополнит самолетный парк грузовыми самолетами.
Для достижения успеха и его закрепления в современных условиях необходима более эффективная, построенная на инновационных принципах система управления. Благодаря консолидации интеллектуального потенциала руководителей новой формации, преданности коллективов и веры в успех нам пока это удается. мы делаем все возможное для дальнейшего устойчивого развития авиатранспортных услуг.
Сегодня мы с чувством удовлетворения и заслуженной гордости мы встречаем славный юбилей. В эти дни во всех авиапредприятиях прошли праздничные мероприятия, конкурсы профессионального мастерства. Для подрастающего поколения в подшефных школах авиаторов прошли уроки истории авиации, работает Музей авиации.
По приглашениям авиационных предприятий Республики в Якутск прибыли Ветераны авиации Якутии из разных городов России и стран ближнего зарубежья. Они связаны с историей авиации Якутии многолетней профессиональной деятельностью. Это те люди, которые обеспечили сегодняшнюю базу деятельности для нас. В праздничной декаде, посвященной юбилею, они имеют возможность увидеться с бывшими коллегами, посетить памятные места, встретиться с руководителями отрасли. Мы рады выразить благодарность нашим дорогим ветеранам
Специально к юбилейной дате в этом году был организован конкурс профессионального мастерства среди бортпроводников «Королева Пятого океана». С радостью сообщаю, что бортпроводницы авиакомпании «Якутия» завоевали лучшие номинации конкурса. Звание «Королева Пятого океана» завоевала Елена ПОНОМАРЕНКО из московской группы бортпроводников авиакомпании «Якутия».
В этот праздничный день я хочу выразить искренние слова благодарности всем тем, кто обеспечил долголетие и сегодняшний успех якутской авиации – уважаемым ветеранам, заложившим основу традиций якутских авиаторов; работникам, обеспечивающим бесперебойную деятельность; Администрации Республики Саха (Якутия) за веру и вклад в возрождение нашей отрасли!
Уважаемые коллеги, с 85-летним юбилеем гражданской авиации Якутии! Дальнейших Вам успехов в решении поставленных задач и чистого неба! Крепкого всем здоровья и благополучия!
Генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Якутия»
И.А.Простит