Гендиректор АО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" Сергей Скуратов: "Гражданская авиация России выходит из кризиса и готова развиваться"
В минувшем году из-за резкого увеличения стоимости авиационного топлива на рынке гражданской авиации во всем мире увеличились тарифы на авиаперевозки и, как следствие, наметилась тенденция к уменьшению количества авиапассажиров. О ситуации на авиационном рынке России, итогах деятельности авиакомпании "Уральские авиалинии" в 2005 году и планах ее развития на 2006 год агентству "Интерфакс-Урал" рассказал генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" Сергей Скуратов.
- Сергей Николаевич, каким был прошедший год для авиакомпании "Уральские авиалинии" и российской гражданской авиации в целом? Что удалось из запланированного достичь, а что нет?
- В целом 2005 год был для гражданской авиации, как мировой, так и российской кризисным. Наиболее критическая ситуация сложилась в первом квартале, потом она постепенно начала выравниваться, так как пассажиры стали привыкать к высоким тарифам авиакомпаний. Наиболее удачным в 2005 году для российского авиарынка стал четвертый квартал, когда большинство авиакомпаний сработали с достаточной прибылью и с приростом по объемным показателям, в том числе по количеству перевезенных пассажиров.
Причины кризиса на авиарынке были объективными. Прежде всего, это непредсказуемый рост цен на авиационное топливо, стоимость которого выросла на 40%. Кроме того, на сокращение воздушных пассажирских перевозок повлиял ряд природных факторов: это и цунами в Юго-Восточной Азии и многочисленные ураганы: "Катрина", "Рита", "Вилма" в Америке.
Поэтому, по объективным факторам, в 2005 году в России на авиационном рынке была определенная стагнация в объемах перевозок. В целом за 2005 год, по предварительным данным, прирост по пассажирам будет не более 1,5 - 2%.
Начало 2006 года показывает, что мы выходим из кризиса: четко наметился прирост пассажиров, по итогам 2006 года у авиакомпании "Уральские авиалинии" он составит примерно 15%.
Если говорить о финансовых итогах деятельности авиакомпании "Уральские авиалинии" за минувший год, то, по предварительным данным, авиакомпания завершила его с небольшой прибылью, а выручка компании увеличилась примерно на 12%.
- Что вы ждете от 2006 года? Каковы планы авиакомпании по развитию регулярной и чартерной программ в текущем году?
- Прежде всего, я думаю, что будет прирост объемов по перевозкам пассажиров. Это связано с тем, что в стране появилось больше денег, реализованы и находятся на стадии осуществления многие социальные программы президента и правительства России. Кроме того, в 2006 году начнут финансироваться национальные проекты, что приведет к дополнительным вливаниям финансовых ресурсов в экономику страны.
Поэтому мы ожидаем, что люди будут жить лучше, а соответственно станут больше летать. Мы со своей стороны готовы сделать для клиентов все возможное в плане расширения географии полетов и улучшения сервиса обслуживания.
В 2006 году мы планируем увеличить количество перевезенных пассажиров и количество выполненных авиарейсов на 15-20%. В частности, будет увеличено количество рейсов, которые авиакомпания выполняет из Тюмени, Иркутска, Москвы. Естественно мы также расширим частоту полетов из Екатеринбурга, причем как по внутрироссийским маршрутам - в Новосибирск, Санкт-Петербург, Москву, по южным направлениям, так и по зарубежным трассам. Прежде всего, мы намерены увеличить частоту полетов в Анталию и в Германию - самолеты "Уральских авиалиний" будут летать в три немецких города.
- Сергей Николаевич, авиакомпания ранее сообщала о планах по увеличению авиапарка и приобретению зарубежной авиатехники. Не изменились ли они? Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.
- В 2006 году мы возьмем в лизинг три самолета Airbus-320, в ближайшие пять лет авиакомпания увеличит количество самолетов этого типа до 10.
На данный момент лизингодатель пока точно не определен, мы рассматриваем в качестве партнеров две крупные западные лизинговые компании. Это очень большие операторы, у одного из которых в собственности более 2 тыс. самолетов. Сейчас идут переговоры. Параллельно мы ведем подготовительную работу по всем направлениям, в частности, по обучению технического персонала, бортпроводников, летчиков, обучению менеджеров, обсуждаются вопросы по технической доработке наших ангаров для эксплуатации самолетов этого типа.
В целом операционный лизинг в 2006 году на 3 самолета авиакомпании "Уральские авиалинии" обойдется примерно в $10-15 млн.
Кроме того, с 2008 года мы также намерены приобретать самолеты типа Аirbus A321, а для развития местных воздушных линий - ближнемагистральные самолеты ATR. Такие планы включены в долгосрочную программу развития ОАО "Уральские авиалинии" на период до 2015 года.
- Также ранее сообщалось о планах "Уральских авиалиний" взять в аренду самолет ТУ-154М у авиакомпании "Сибирь". Сохранились ли такие планы?
- Нет, в настоящий момент нам достаточно своих самолетов. Тем более, недавно мы взяли в аренду в Оренбурге и Перми два самолета Ту-134, которые используем в основном на местных воздушных линиях. Кроме того, в Перми взяли в аренду самолет Ан-24, который также работает на внутренних воздушных линиях.
- Назовите, пожалуйста, общий объем инвестиций, освоенных авиакомпанией "Уральские авиалинии" в 2005 году и планируемый объем на 2006 год.
- В прошлом году на развитие авиакомпании, в том числе на авиабезопасность и капитальный ремонт авиатехники было инвестировано около $30 млн. В 2006 году объем этих средств будет больше - примерно $45 млн.
Что касается капитального ремонта, то на сегодня мы продлили ресурсы всех самолетов "ИЛ", которые находятся в отличном боевом состоянии, и будут еще долго летать. На текущий год запланирован капитальный ремонт только одного самолета типа "ТУ", так как по выработанному ресурсу срок капитального ремонта подошел только у него.
- В Европе и России заявлялось о переходе на электронные билеты. Когда "Уральские авиалинии" планируют внедрить систему электронных билетов?
- Поскольку страны Европы переходят на электронные билеты с 2007 года, после чего без внедрения данной системы в Европу летать будет не возможно, то мы интенсивно занимаемся этим вопросом.
Я думаю, что с 2007 года "Уральские авиалинии" начнут работать по электронным билетам, как и вся Европа.
- В российской экономике идут процессы консолидации бизнеса. Есть ли у "Уральских авиалиний" планы по приобретению активов других авиакомпаний или объединению с другими авиаперевозчиками?
- Такие планы есть, но мне не хотелось бы их озвучивать, поскольку все эти вопросы болезненны и являются в какой-то степени политическими.
Возможные варианты мы рассматриваем, оцениваем и прорабатываем.
- Сергей Николаевич, в какой стадии реализации находится проект ребрендинга, о начале которого авиакомпания объявила в октябре 2005 года?
- Завершить проект ребрендинга авиакомпания планирует в 2006 году. Мы считаем, что основной задачей ребрендинга является повышение эффективности деятельности авиакомпании, повышение ее привлекательности для клиентов. Ребрендинг затрагивает все элементы деятельности, прежде всего, конечно, сервис.
Мы ожидаем, что в результате ребрендинга прирост пассажиров "Уральских авиалиний" составит порядка 10%.
- В настоящий момент в мире все актуальнее становится проблема птичьего гриппа. Какие в связи с этим меры при перевозке пассажиров из неблагополучных регионов принимает или планирует принимать авиакомпания?
- Во-первых, мы проводим специальные инструктажи с персоналом авиакомпании по выявлению симптомов птичьего гриппа у пассажиров. В этой работе также активное участие принимают специалисты аэропорта "Кольцово". Во-вторых, все самолеты авиакомпании перед и после рейсов в неблагополучные регионы дезинфицируются специалистами санитарной городской службы.
Все эти меры должны приносить эффект. Пока, на наших рейсах не были выявлены случаи заболевания этой инфекцией.
- В принятии каких законопроектов заинтересована авиакомпания для более эффективного развития?
- Естественно, мы заинтересованы в снижении налогов и считаем, что внесение изменений в налоговое законодательство, было бы правильным.
Мы также заинтересованы, чтобы правительство России, наконец, приняло решение по снижению или ликвидации пошлины на приобретение западной авиационной техники, двигателей и запчастей к самолетам зарубежного производства. Этими пошлинами нас искусственно поставили в невыгодное положение по сравнению с западными авиакомпаниями, увеличив стоимость самолетов на 48%.
Мне бы хотелось, чтобы появилось понимание того, что российская авиационная промышленность и авиация России это разный бизнес.
Авиация России это самостоятельный бизнес, который платит огромные налоги государству, при этом мы готовы развиваться, мы способны развиваться, но нам не нужно мешать.
Авиационная промышленность - эта та структура, которая создает самолеты, но чтобы эта структура жила, надо создавать самолеты, соответствующие мировым стандартам. Если правительство заинтересовано, чтобы авиационная промышленность создавала самолеты на таком уровне, значит, оно должно ей помогать.
Неправильно, когда авиационная промышленность пытается выжить за счет другого бизнеса - авиации России.
Источник: информационное агентство "Интерфакс"
В минувшем году из-за резкого увеличения стоимости авиационного топлива на рынке гражданской авиации во всем мире увеличились тарифы на авиаперевозки и, как следствие, наметилась тенденция к уменьшению количества авиапассажиров. О ситуации на авиационном рынке России, итогах деятельности авиакомпании "Уральские авиалинии" в 2005 году и планах ее развития на 2006 год агентству "Интерфакс-Урал" рассказал генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Уральские авиалинии" Сергей Скуратов.
- Сергей Николаевич, каким был прошедший год для авиакомпании "Уральские авиалинии" и российской гражданской авиации в целом? Что удалось из запланированного достичь, а что нет?
- В целом 2005 год был для гражданской авиации, как мировой, так и российской кризисным. Наиболее критическая ситуация сложилась в первом квартале, потом она постепенно начала выравниваться, так как пассажиры стали привыкать к высоким тарифам авиакомпаний. Наиболее удачным в 2005 году для российского авиарынка стал четвертый квартал, когда большинство авиакомпаний сработали с достаточной прибылью и с приростом по объемным показателям, в том числе по количеству перевезенных пассажиров.
Причины кризиса на авиарынке были объективными. Прежде всего, это непредсказуемый рост цен на авиационное топливо, стоимость которого выросла на 40%. Кроме того, на сокращение воздушных пассажирских перевозок повлиял ряд природных факторов: это и цунами в Юго-Восточной Азии и многочисленные ураганы: "Катрина", "Рита", "Вилма" в Америке.
Поэтому, по объективным факторам, в 2005 году в России на авиационном рынке была определенная стагнация в объемах перевозок. В целом за 2005 год, по предварительным данным, прирост по пассажирам будет не более 1,5 - 2%.
Начало 2006 года показывает, что мы выходим из кризиса: четко наметился прирост пассажиров, по итогам 2006 года у авиакомпании "Уральские авиалинии" он составит примерно 15%.
Если говорить о финансовых итогах деятельности авиакомпании "Уральские авиалинии" за минувший год, то, по предварительным данным, авиакомпания завершила его с небольшой прибылью, а выручка компании увеличилась примерно на 12%.
- Что вы ждете от 2006 года? Каковы планы авиакомпании по развитию регулярной и чартерной программ в текущем году?
- Прежде всего, я думаю, что будет прирост объемов по перевозкам пассажиров. Это связано с тем, что в стране появилось больше денег, реализованы и находятся на стадии осуществления многие социальные программы президента и правительства России. Кроме того, в 2006 году начнут финансироваться национальные проекты, что приведет к дополнительным вливаниям финансовых ресурсов в экономику страны.
Поэтому мы ожидаем, что люди будут жить лучше, а соответственно станут больше летать. Мы со своей стороны готовы сделать для клиентов все возможное в плане расширения географии полетов и улучшения сервиса обслуживания.
В 2006 году мы планируем увеличить количество перевезенных пассажиров и количество выполненных авиарейсов на 15-20%. В частности, будет увеличено количество рейсов, которые авиакомпания выполняет из Тюмени, Иркутска, Москвы. Естественно мы также расширим частоту полетов из Екатеринбурга, причем как по внутрироссийским маршрутам - в Новосибирск, Санкт-Петербург, Москву, по южным направлениям, так и по зарубежным трассам. Прежде всего, мы намерены увеличить частоту полетов в Анталию и в Германию - самолеты "Уральских авиалиний" будут летать в три немецких города.
- Сергей Николаевич, авиакомпания ранее сообщала о планах по увеличению авиапарка и приобретению зарубежной авиатехники. Не изменились ли они? Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.
- В 2006 году мы возьмем в лизинг три самолета Airbus-320, в ближайшие пять лет авиакомпания увеличит количество самолетов этого типа до 10.
На данный момент лизингодатель пока точно не определен, мы рассматриваем в качестве партнеров две крупные западные лизинговые компании. Это очень большие операторы, у одного из которых в собственности более 2 тыс. самолетов. Сейчас идут переговоры. Параллельно мы ведем подготовительную работу по всем направлениям, в частности, по обучению технического персонала, бортпроводников, летчиков, обучению менеджеров, обсуждаются вопросы по технической доработке наших ангаров для эксплуатации самолетов этого типа.
В целом операционный лизинг в 2006 году на 3 самолета авиакомпании "Уральские авиалинии" обойдется примерно в $10-15 млн.
Кроме того, с 2008 года мы также намерены приобретать самолеты типа Аirbus A321, а для развития местных воздушных линий - ближнемагистральные самолеты ATR. Такие планы включены в долгосрочную программу развития ОАО "Уральские авиалинии" на период до 2015 года.
- Также ранее сообщалось о планах "Уральских авиалиний" взять в аренду самолет ТУ-154М у авиакомпании "Сибирь". Сохранились ли такие планы?
- Нет, в настоящий момент нам достаточно своих самолетов. Тем более, недавно мы взяли в аренду в Оренбурге и Перми два самолета Ту-134, которые используем в основном на местных воздушных линиях. Кроме того, в Перми взяли в аренду самолет Ан-24, который также работает на внутренних воздушных линиях.
- Назовите, пожалуйста, общий объем инвестиций, освоенных авиакомпанией "Уральские авиалинии" в 2005 году и планируемый объем на 2006 год.
- В прошлом году на развитие авиакомпании, в том числе на авиабезопасность и капитальный ремонт авиатехники было инвестировано около $30 млн. В 2006 году объем этих средств будет больше - примерно $45 млн.
Что касается капитального ремонта, то на сегодня мы продлили ресурсы всех самолетов "ИЛ", которые находятся в отличном боевом состоянии, и будут еще долго летать. На текущий год запланирован капитальный ремонт только одного самолета типа "ТУ", так как по выработанному ресурсу срок капитального ремонта подошел только у него.
- В Европе и России заявлялось о переходе на электронные билеты. Когда "Уральские авиалинии" планируют внедрить систему электронных билетов?
- Поскольку страны Европы переходят на электронные билеты с 2007 года, после чего без внедрения данной системы в Европу летать будет не возможно, то мы интенсивно занимаемся этим вопросом.
Я думаю, что с 2007 года "Уральские авиалинии" начнут работать по электронным билетам, как и вся Европа.
- В российской экономике идут процессы консолидации бизнеса. Есть ли у "Уральских авиалиний" планы по приобретению активов других авиакомпаний или объединению с другими авиаперевозчиками?
- Такие планы есть, но мне не хотелось бы их озвучивать, поскольку все эти вопросы болезненны и являются в какой-то степени политическими.
Возможные варианты мы рассматриваем, оцениваем и прорабатываем.
- Сергей Николаевич, в какой стадии реализации находится проект ребрендинга, о начале которого авиакомпания объявила в октябре 2005 года?
- Завершить проект ребрендинга авиакомпания планирует в 2006 году. Мы считаем, что основной задачей ребрендинга является повышение эффективности деятельности авиакомпании, повышение ее привлекательности для клиентов. Ребрендинг затрагивает все элементы деятельности, прежде всего, конечно, сервис.
Мы ожидаем, что в результате ребрендинга прирост пассажиров "Уральских авиалиний" составит порядка 10%.
- В настоящий момент в мире все актуальнее становится проблема птичьего гриппа. Какие в связи с этим меры при перевозке пассажиров из неблагополучных регионов принимает или планирует принимать авиакомпания?
- Во-первых, мы проводим специальные инструктажи с персоналом авиакомпании по выявлению симптомов птичьего гриппа у пассажиров. В этой работе также активное участие принимают специалисты аэропорта "Кольцово". Во-вторых, все самолеты авиакомпании перед и после рейсов в неблагополучные регионы дезинфицируются специалистами санитарной городской службы.
Все эти меры должны приносить эффект. Пока, на наших рейсах не были выявлены случаи заболевания этой инфекцией.
- В принятии каких законопроектов заинтересована авиакомпания для более эффективного развития?
- Естественно, мы заинтересованы в снижении налогов и считаем, что внесение изменений в налоговое законодательство, было бы правильным.
Мы также заинтересованы, чтобы правительство России, наконец, приняло решение по снижению или ликвидации пошлины на приобретение западной авиационной техники, двигателей и запчастей к самолетам зарубежного производства. Этими пошлинами нас искусственно поставили в невыгодное положение по сравнению с западными авиакомпаниями, увеличив стоимость самолетов на 48%.
Мне бы хотелось, чтобы появилось понимание того, что российская авиационная промышленность и авиация России это разный бизнес.
Авиация России это самостоятельный бизнес, который платит огромные налоги государству, при этом мы готовы развиваться, мы способны развиваться, но нам не нужно мешать.
Авиационная промышленность - эта та структура, которая создает самолеты, но чтобы эта структура жила, надо создавать самолеты, соответствующие мировым стандартам. Если правительство заинтересовано, чтобы авиационная промышленность создавала самолеты на таком уровне, значит, оно должно ей помогать.
Неправильно, когда авиационная промышленность пытается выжить за счет другого бизнеса - авиации России.
Источник: информационное агентство "Интерфакс"