Опасное пике
Этим летом "ВИМ-Авиа", жалуется генеральный директор компании "Инна Тур" Дмитрий Горин, подкинула туроператорам еще один неприятный сюрприз - подняла цены в самый разгар сезона. Поскольку туристические программы всегда формируются заранее, операторы были вынуждены уступить. Что не прибавило им любви к "ВИМ-Авиа". К тому времени имидж авиакомпании был уже и без того основательно подпорчен. В зимний сезон 2006/07 г. у нее начались сбои в расписании и веерные задержки вылетов. Обычно перевозчики формируют расписание маршрутов на день таким образом, чтобы каждый самолет был задействован сразу на 4-6 рейсах в зависимости от длительности полета.
Если самолеты исправны, а погода благоприятствует, расписание работает как часы. Но стоит самолету сломаться, график идет вразнос. Когда у авиакомпании достаточно большой парк воздушных судов, неисправную машину можно заменить. В этом случае рейс будет выполнен резервным бортом с небольшой задержкой. Но если парк невелик, да еще максимально задействован в расписании, задержка одного самолета рушит всю цепочку маршрутов. В практике "ВИМ-Авиа" бывали случаи, когда сразу два самолета из 16 (сейчас, их кстати, осталось 15: воспользовавшись хорошей конъюнктурой, компания выгодно перепродала один "Боинг") не смогли выполнить свой ежедневный график.
Пахомов рассказывает, что в подобных случаях его компания просит кого-нибудь из коллег-перевозчиков подстраховать незадействованным в расписании самолетом. Иногда чудо случается, и кто-то выручает лишним бортом. "Но ведь всем не хватает самолетов. Поэтому, не рассчитывая на помощь, мы сами занимаемся устранением неисправности и, если необходимо, заказываем детали", - продолжает Пахомов.
Если самолет вышел из строя за рубежом, получить нужную деталь просто. В Европе есть несколько баз технического провайдера, обслуживающего самолеты "ВИМ-Авиа". Хуже, сетует Пахомов, если поломка случилась в России - нужную деталь на территорию страны так просто не завезешь, таможня замучает: "Напишите все документы, приходите через два дня". А пассажиры тем временем томятся в ожидании. Росавиация этого терпеть больше не захотела.
Миллион обид
У руководителей "ВИМ-Авиа" отношения с регуляторами не заладились с самого начала. Пахомов вспоминает о любопытном эпизоде из жизни компании. Как только первые два "Боинга", купленные "ВИМ-Авиа", пересекли границу России, прокуратура завела уголовное дело в отношении Мурсекаева и Пахомова за якобы занижение стоимости самолетов. "Таможня требовала, чтобы мы платили пошлины не с той суммы, которую мы заплатили за самолеты продавцу, а с каталожной стоимости аналогичных новых машин самолета. Бред какой-то!" - возмущается Пахомов. Ситуацию все же разрешили по-мирному: прошлым летом уголовное дело закрыли, остальные самолеты были растаможены без проблем.
Но это не единственная проблема, с которой столкнулись создатели "ВИМ-Авиа". Послушать Пахомова, так в России заниматься авиационным бизнесом просто невозможно - кругом одни препятствия, будто специально чинимые перевозчикам. "Вместо того чтобы помочь нашим авиакомпаниям, некоторые чиновники Минтранса всерьез рассуждают о том, чтобы запустить на внутренний рынок иностранных игроков. Какое кощунство! Да мы ж подохнем все, когда придет Lufthansa", - восклицает вице-президент "ВИМ-Авиа". Он продолжает перечислять проблемы: это и отсутствие новых самолетов отечественного производства, и непосильное налоговое бремя при приобретении иностранных машин, и непрозрачная система получения прав на полеты, и так называемые пролетные деньги, которые конкурирующий "Аэрофлот" получает от иностранных авиакомпаний за проход над Россией. Чего ж, спрашивается, было лезть на столь непростой рынок? Пахомов отвечает откровенно: "Давайте сравним, например, Новороссийское морское пароходство и "ВИМ-Авиа". У них оборот $560 млн., у нас - $300 млн. При этом у них 54 судна, а у нас - 15 самолетов. Понимаете, насколько быстро самолеты генерируют деньги?"
Починка системы
Стремление к быстрой генерации денег может сыграть с "ВИМ-Авиа" злую шутку: если она, загрузив свои самолеты по полной программе, не сумеет найти системное решение проблемы задержек, то может окончательно потерять доверие заказчиков. По словам Горина из "Инны Тур", весь туристический рынок уверен, что "ВИМ-Авиа" нахватала заказов больше, чем реально может выполнить. А ведь за туристический пакет, в который входит также и перевозка пассажиров, перед клиентом отвечает именно туроператор. "Репутация дорого стоит. Богатый клиент, отправляющийся в Европу, предпочитает с "ВИМ-Авиа" не связываться. Так что компании придется либо навести в своих делах порядок, либо исчезнуть", - суров Горин. Пахомов драматизировать ситуацию не склонен: сейчас, во времена дефицита самолетов, полагает он, туроператорам без "ВИМ-Авиа" никак не обойтись. При этом, добавляет он, компания постоянно работает над тем, чтобы сократить количество задержек. "ВИМ-Авиа" сертифицирует собственный центр по техническому обслуживанию самолетов, а также обещает увеличить парк.
Но пока "ВИМ-Авиа" занимается решением проблем, рынок меняется. Авиакомпании, работающие по заказам туроператоров, постепенно избавляются от чартерных рейсов как таковых. У "Аэрофлота" уже несколько лет нет туристических чартеров, по его стопам идет и "Трансаэро". "На зимний сезон мы запланировали только восемь туристических направлений, обслуживающихся на чартерной основе. Все остальное перевели в регулярку", - рассказывает представитель "Трансаэро" Сергей Быхал. В этом есть определенная логика: хотя получить разрешение на чартер проще, чем стать регулярным перевозчиком, именно регулярные рейсы обслуживаются в аэропортах в первую очередь. А значит, сокращается вероятность пресловутых задержек.
И хотя на таких массовых направлениях, как Турция и Египет, без чартерных рейсов все же не обойтись, перераспределение рынка перевозок туристов в сторону регулярных авиакомпаний продолжится. Да и регуляторы становятся все строже и строже. Глава Росавиации Евгений Бачурин рассказал , что Ространснадзор проводит новые проверки авиакомпаний, допустивших наибольшее количество опозданий. "Если будут выявлены серьезные нарушения, не исключено, что к ним могут быть применены крайние меры вплоть до приостановки или остановки свидетельства эксплуатанта", - грозит Бачурин. А это куда серьезнее сокращения чартерной программы.