Хочу рассказать случай, который, возможно, немного позабавит участников форума.
Летом 1963 года, направляясь на курорт Трускавец, я с моей матушкой летел самолетом АН-10 до Львова. Мне было тогда семь лет, жили мы в то время на Урале, но рейс, скорее всего, был из Москвы.
Наши места были в первом салоне, первый или второй ряд справа. После того как самолет набрал высоту и погасло табло «Пристегнуть ремни» в салон вошел пилот. Увидев меня, он спросил, не хочу ли я побывать в кабине пилотов. Я, конечно, согласился. Он провел меня в кабину, посадил в кресло с правой стороны, дал в руки штурвал. Показав на один из приборов, сказал, что нужно, двигая немного штурвал вправо-влево и на себя-от себя, добиваться, чтобы профиль самолета на приборе располагался горизонтально. Убедившись, что у меня все получается, летчик ушел в салон. В кабине, кроме меня, оставался еще один пилот - он спал в левом кресле, откинувшись на спинке и сложив руки на груди. Внизу, через проем, также был виден штурман.
Через некоторое время я осмелел и стал нарочно немного двигать штурвал – самолет послушно кренился, шел вверх и вниз. Я был просто в восторге. Ненадолго я вернулся в салон, чтобы поделиться впечатлениями с мамой, потом опять уселся в кресло пилота. Матушка была поражена и потом рассказывала, что самолет действительно слегка наклонялся, шел вверх и вниз. Примерно через полчаса пилот вошел в кабину и попросил меня вернуться на свое место. Самолет благополучно совершил посадку в аэропорту Львова.
Вот такое детское приключение.
Очень хотелось бы узнать имя того пилота или других членов экипажа. Может быть кто-нибудь из них вспомнит этот случай. Предположительно этот полет был во второй половине июля 1963 года.
P.S. Еще помню, что панель прибора была круглая, черная, а профиль самолета – белый. Располагался прибор, кажется, немного левее штурвала, примерно на его уровне. В интернете я нашел фото похожего прибора - авиагоризонт АГБ-2.
Конечно, я уверен, самолет все это время управлялся автопилотом, но оказывается ручное управление в некоторых пределах при этом возможно.
Еще интересно, кто мог быть по должности пилот, пригласивший меня в кабину – второй пилот или командир? Ведь кресло справа – место второго пилота.