Пожарный бюджет
МЧС получит на закупки самолетов и другой необходимой для борьбы с пожарами и катастрофами техники более 43 млрд руб. Их можно было потратить эффективнее, полагают эксперты
Алексей Никольский
Ведомости
13.11.2010, 214 (2732)
Выступая на совещании по вопросу об укреплении технической базы МЧС в подмосковном Новогорске, премьер Владимир Путин заявил, что на финансирование подготовленной МЧС программы технического перевооружения до 2015 г. будет выделено 43 млрд руб. Из них на закупку пожарных машин и другой противопожарной техники на земле будет потрачено 16,8 млрд руб., самолетов и вертолетов — 12,1 млрд руб., экипировки — 6,3 млрд руб. и средств связи и управления — 3 млрд руб. По словам премьера, МЧС должно учесть, что нужно готовиться не только к возможному повторению таких пожаров, как этим летом, но и к другим стихийным бедствиям. Путин надеется на то, что ведомство закупит отечественную технику.
Министр по делам чрезвычайных ситуаций Сергей Шойгу заявил, что уже в ближайшее время министерство купит восемь самолетов-амфибий Бе-200 и два самолета Ан-148, а оснащение авиапарка Минобороны, МВД и ФСБ выливными приборами позволит уже в 2011 г. привлекать к тушению пожаров 99 летательных аппаратов — 14 самолетов и 85 вертолетов, что «больше, чем во всех странах Европы», цитирует Шойгу агентство «Интерфакс». А для целей медицинской эвакуации пострадавших при ДТП МЧС купит 18 новых вертолетов Ка-32 и Ми-8.
Решение об усилении противопожарной авиагруппировки МЧС было принято после катастрофических пожаров в Центральной России этим летом, а о закупке вертолетов для медицинской эвакуации — после теракта против поезда «Невский экспресс» в ноябре прошлого года.
МЧС уже разместило на сайте госзакупок объявления о торгах по заказам двух Бе-200 с начальной ценой в 1,45 млрд руб. за штуку, двух Ан-148 с ценой около 1,2 млрд (со сменным вип-салоном и медицинским оборудованием для эвакуации пострадавших) за штуку и пяти вертолетов Ка-32 по цене 300 млн руб. за штуку. При этом в августе Шойгу говорил, что цена Бе-200 составляет около 1 млрд руб. за штуку, а Ан-148, как следует из презентации ОАК, предлагаются компаниям по цене около 800 млн руб. за штуку.
Рост цен вызван тем, что после августа по итогам использования авиации для пожаротушения МЧС пересмотрело свои требования к Бе-200, поставив задачу оснастить его новым оборудованием, говорит представительница производителя — компании «Иркут». Производство Ан-148 для авиакомпаний дотируется бюджетом примерно на $10 млн за единицу, дотация учитывается в цене, объясняет та же представительница.
По словам редактора журнала Moscow Defense Brief Михаила Барабанова, слова министра о том, что в Европе будет меньше противопожарных самолетов и вертолетов, чем в России, неточны — одних специализированных самолетов во Франции, Италии, Испании, Греции и Хорватии имеется в общей сложности более 80. Правда, европейские самолеты дешевле и меньше российских, в основном их парк состоит из канадских машин CL-215/415, но на летних пожарах в России они показали себя почти столь же эффективно, как Бе-200. По мнению эксперта, вряд ли России стоило покупать дорогостоящие Бе-200, дешевле обошлась бы конвертация в пожарные машины старых грузовых самолетов, как в США, или использование противопожарных устройств для самолетов значительной по размерам военно-транспортной авиации ВВС Минобороны.