Артефакты российских авиакомпаний 90х-2000 г.г.

У меня кстати такая голубая карточка с облачками еще лежит, самая первая. Я осенью 2004 года вступил.
 
Freddy, не упрёк, просто комментарий. Насколько я знаю, первые номера участников АБ были четырёхзначными.
На форуме "Аэрофлот Бонуса" мелькал пару раз участник с номером 1111.
У меня шестизначный, я вступил в марте 2000-го -- для продления срока действия баллов.

Причём это была вторая попытка: осенью 1999-го заполнил заявление прямо на стойке в Шереметьево, но регистратор отказалась его взять "не знаю, что с ним делать, просто оставлю сменщику". Так я потерял баллы за бизнес-класс в Токио...
 
Последнее редактирование:
Считываемые проездные документы Аэрофлота

1 января 1983 г. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) ввела в действие первый общемировой стандарт считываемого проездного документа с магнитной полосой в качестве носителя информации (резолюция 722c "Automated Ticket and Boarding Pass - Version 2 (ATB2)" - "Билет и посадочный талон для автоматической печати - версия 2 (ATB2)" - у ATB1 не было магнитной полосы). Но у этой технологии был существенный недостаток: для распечатки билетов с магнитной полосой требовались дорогостоящие принтеры и расходные материалы, поэтому некоторые перевозчики использовали гораздо менее затратную технологию считываемых посадочных талонов с одномерным штрихкодом. Аэрофлот применял подобные ПТ со штрихкодом как минимум с 1989 по 1999 гг. Посадочные талоны этого вида применялись на рейсах не только Аэрофлота, но и других перевозчиков, пассажиры которых проходили регистрацию на рейсы в терминале Шереметьево-2:


Потом Аэрофлот перешёл на стандартный ATB2 с магнитной полосой - уже скоро исполнится 20 лет с начала использования Аэрофлотом таких проездных документов. Из годового отчёта Аэрофлота за 2000 г.: "В начале 2000 года была введена в действие система автоматизированной отправки пассажиров, которая позволяет оперативно контролировать загрузку отправляющихся рейсов и обеспечивать сквозную регистрацию пассажиров. Система позволила внедрить новые стандарты обслуживания пассажиров при регистрации на рейсы в терминале «Шереметьево–2». Проведена подготовка к тиражированию системы и на 2001 год запланировано ее поэтапное внедрение во всех аэропортах на территории России, куда летает Аэрофлот". Предположительно, именно тогда Аэрофлот и начал использование в качестве посадочных талонов ATB2. В базовом варианте АТВ2 совмещал в себе функции авиабилета, багажной квитанции, посадочного талона и талона багажной бирки, о чём свидетельствовал заголовок в шапке бланка: "Passenger Ticket and Baggage Check". В силу того, что ATB2 и BCBP превосходят по функционалу просто посадочный талон, в обзоре я буду называть их "проездными документами". Левая часть проездных документов типа ATB2/BCBP называется "полётным купоном" - она остаётся у перевозчика, а отрывной корешок справа называется "купоном для пассажира" (эти названия перешли ATB2/BCBP по наследству от предшествующих TAT-билетов в виде книжки). Ниже на фото - базовый нейтральный бланк OPATB2 ("OFF PREMISE ATB2" - билет и посадочный талон для автоматической печати, выпущенный вне кассы):


Ниже представлены основные виды считываемых проездных документов Аэрофлота. Разновидности, различающиеся незначительными деталями вроде рекламы на обратной стороне, в обзоре не затронуты. При создании материала использованы фотографии с aviaforum.ru, proezdmoscow.1bbs.info, а также других сайтов.

1. По стандарту IATA у ATB2 было несколько вариантов исполнения, в том числе и урезанный в функциях до посадочного талона. Именно этот вариант ATB2 Аэрофлот и использовал до 2008 г., а функцию билета и багажной квитанции на протяжении этих лет продолжал выполнять билет-книжка, поэтому в шапке ATB2 этой авиакомпании вместо заголовка "Билет и багажная квитанция" был заголовок "Посадочный талон". Ниже на фото - неиспользованный бланк ATB2 Аэрофлота наиболее ранней версии. На протяжении первых трёх лет применения его ATB2 были окрашены в стандартную тему оформления IATA, после чего стали оформляться в фирменном стиле. Бланки ATB2 для Аэрофлота печатала специализированная немецкая компания "Bartsch International", которая выпускала всевозможные перевозочные документы для международных авиалиний Аэрофлота как минимум со второй половины 1970-х гг. (см. логотип "RB" на обратной стороне купона для пассажира).

Купон для пассажира от 4 января 2000 г., использованный вскоре после появления у Аэрофлота ATB2:


2. 24 июня 2000 г., т. е. менее чем через полгода после начала использования ATB2, у Аэрофлота сменилось название c "Russian International Airlines" на "Russian Airlines". На фото снизу представлен бланк с эмблемой 2000 г., в верхнем левом углу которого стоит цифра "99" - по-видимому, она обозначает год, которому соответствует версия ATB2 (1999). Этот бланк был использован в 2012 г. - к тому времени он уже давно устарел: будучи ATB2, он был заполнен на принтере для проездных документов следующего поколения - BCBP, отсюда и непопадание напечатанного текста в поля для заполнения, а также наличие на бланке с магнитной полосой другого носителя считываемой информации - двухмерного штрихкода:


3. Далее - купон для пассажира от ATB2 2002 г. использования. От бланков предыдущих 2-х видов этот отличается: 1) увеличенным шрифтом в названии "Russian Airlines", 2) непропечатанным поверх полей для заполнения гильошем (микроузором в виде линий):


4. В 2003 г. Аэрофлот отметил своё 80-летие, в том году его ATB2 впервые были оформлены в собственном стиле авиакомпании:


5. В 2004 г. ATB2 Аэрофлота были оформлены как билеты-книжки:


6. В сентябре 2004 на логотип Аэрофлота был добавлен российский триколор. В остальном оформление ATB2 тогда предположительно не поменялось:


7. В 2005 у ATB2 Аэрофлота появилось новое оформление, которое сохранялось на полётных купонах до 2007 г., а на купонах для пассажиров - по крайней мере до середины 2011 г.:


8. 14 апреля 2006 г Аэрофлот вступил в альянс "SkyTeam", в связи с чем в июне того же года был утверждён нынешний вариант логотипа Аэрофлота с эмблемой SkyTeam. С обновлением логотипа на фоновом изображении полётного купона сменилось фото стюардессы:


9. К осени 2007 г. с полётного купона исчезло фоновое изображение:


10. В 2004 г. IATA утвердила актуальный на данный момент формат проездных документов типа BCBP (резолюция 792 "Bar Coded Boarding Pass"/"Штрихкодовый посадочный талон"), который отличается от ATB2 носителем считываемой информации: вместо магнитной полосы используется двухмерный штрихкод. Согласно 792-й резолюции BCBP имеет 2 формы: 1) бумажный проездной документ с двухмерным штрихкодом PDF417 и 2) мобильный проездной документ, отображаемый на экране смартфона с штрихкодами Aztec, Datamatrix и Qr. Это даёт новому формату существенное преимущество: билет можно распечатать на любом печатающем устройстве или вовсе не распечатывать. С появлением BCBP окончательно ушёл в историю традиционный TAT-билет в виде книжки, а возникновение формата мобильных посадочных талонов и вовсе поставило под сомнение целесообразность применения бумажных проездных документов. Единственный аргумент в пользу вещественных купонов для пассажира - они являются документальным свидетельством о совершённых перелётах, что требуется главным образом для отчётов о командировках. Мировые авиаперевозчики переходили на электронные билеты с 1997 г. по 1 июля 2008 г., а Аэрофлот делал это постепенно - с 18 апреля 2007 г. по 24 июня 2008 г.: очевидно, что российская авиакомпания не спешила расставаться с морально устаревшими TAT-билетами. Ниже на фото - BCBP Аэрофлота, датируемый октябрём 2008 г.: с обратной стороны проездного документа исчезла магнитная полоса, что освободило дополнительное место для рекламы, а на лицевой стороне полётного купона появился номер электронного билета и двухмерный штрихкод:

На большинстве BCBP, оформленных в Шереметьево, штрихкод ориентирован вертикально, но известен один ранний шереметьевский талон, распечатанный в 2009 г., штрихкод на котором ориентирован горизонтально. Не исключено, что в начале перехода Аэрофлота на BCBP штрихкод наносился на бланки именно таким образом:

Бланки BCBP для Аэрофлота, по крайней мере первое время, всё ещё выпускала немецкая компания "Bartsch International":

Вместе с тем появились бланки BCBP производства российской компании "Диип 2000" (а позже - и вовсе без указания производителя):
 
11. К середине 2011 г. с купонов для пассажиров исчез оранжевый микроузор. Тем не менее бланки с оранжевыми купонами продолжали иногда использоваться наряду с бесцветными новыми по крайней мере до 2013 г.:


12. К сентябрю 2012 г. линии таблиц с полётными данными стали тонкими:


13. К ноябрю 2012 г. с бланка BCBP начали постепенно исчезать линии таблиц: сначала - с верхней части купона для пассажира:


14. К марту 2013 г. линии таблиц исчезли с нижней части купона для пассажира:

В 2013 г. Аэрофлот отмечал своё 90-летие - на обратной стороне купона для пассажира появился юбилейный логотип:


15. К ноябрю 2013 г. линии таблиц были убраны с полётного купона, построчная информация на русском и английском "Посадка заканчивается за 20 минут до времени вылета" была разбита на 2 столбца, в шапке купона для пассажира, как и на полётном купоне, стал печататься заголовок "Посадочный талон". С тех пор лицевая сторона бланка BCBP Аэрофлота не менялась:

В некоторых аэропортах расположение наносимых принтером элементов BCBP отличается от обычного. Например, ПТ аэропорта Мурманск: штрихкод ориентирован горизонтально и расположен в центре полётного купона, на одном уровне с ним печатается номер электронного билета:


Считываемые проездные документы Аэрофлота за рубежом
США: Одновременно с бесцветными российскими бланками BCBP в аэропортах США используются особые бланки с цветным купоном для пассажира. На обратной стороне бланков в соответствии с требованиями законодательства США вместо рекламы находится форма для американских граждан, вылетающих за рубеж:

BCBP на особом бланке с рейса Гонконг-Москва, 2008 г.:

ПТ с рейса Мумбай-Москва 2013 г. Этот талон не является стандартным BCBP, так как на талоне присутствует одномерный, а не двухмерный штрихкод:


См. также мой обзор "Посадочные талоны Аэрофлота СССР".
 
Последнее редактирование:
Freddy, а есть тут фотография "шахматки"? И каких видов они были?

(кое-где и до сих пор... шепотом)
 
avro, шахматка мне не попадалась.
 
Аэроэкспресс в Домодедово и регистрация на Павелецком в 2005. У S7 тоже несколько лет была регистрация на Павелецком, видимо, отдельная или позже. Потом убрали.





ПС. С тех пор из списка сохранились Узбеки, Swiss и Алроса. За украинцев не скажу.
 
Последнее редактирование:

Осенью 2005 точно бесплатно регистрировались с другом на рейс С7 в Сочи на Павелецком,в октябре или ноябре.
А 01.09.06 бесплатно регистрировался на рейс Красэйра в Красноярск,правда вместо запрашиваемого места у окна дали у прохода,но тогда опыта полетов было очень мало,подвох заподозрил,но на 100% убедился в нем только в салоне.
 
Неоднократно приходилось слышать, как перевозчика "Сибирь" пассажиры называют J7. Мало кто помнит, что на самом деле это обозначение принадлежало покойному перевозчику "Центр-Авиа".

Рекламная листовка "Центр-Авиа", 2007 год:


Оборотная сторона:


Это были последние в истории регулярные пассажирские рейсы из Быково. Автору сообщения посчастливилось тогда воспользоваться одним из них.