Считываемые проездные документы Аэрофлота
1 января 1983 г. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) ввела в действие первый общемировой стандарт считываемого проездного документа с магнитной полосой в качестве носителя информации (резолюция 722c "Automated Ticket and Boarding Pass - Version 2 (ATB2)" - "Билет и посадочный талон для автоматической печати - версия 2 (ATB2)" - у ATB1 не было магнитной полосы). Но у этой технологии был существенный недостаток: для распечатки билетов с магнитной полосой требовались дорогостоящие принтеры и расходные материалы, поэтому некоторые перевозчики использовали гораздо менее затратную технологию считываемых посадочных талонов с одномерным штрихкодом. Аэрофлот применял подобные ПТ со штрихкодом как минимум с
1989 по
1999 гг. Посадочные талоны этого вида применялись на рейсах не только Аэрофлота, но и других перевозчиков, пассажиры которых проходили регистрацию на рейсы в терминале Шереметьево-2:
Потом Аэрофлот перешёл на стандартный ATB2 с магнитной полосой - уже скоро исполнится 20 лет с начала использования Аэрофлотом таких проездных документов. Из годового отчёта Аэрофлота за 2000 г.: "В начале 2000 года была введена в действие система автоматизированной отправки пассажиров, которая позволяет оперативно контролировать загрузку отправляющихся рейсов и обеспечивать сквозную регистрацию пассажиров. Система позволила внедрить новые стандарты обслуживания пассажиров при регистрации на рейсы в терминале «Шереметьево–2». Проведена подготовка к тиражированию системы и на 2001 год запланировано ее поэтапное внедрение во всех аэропортах на территории России, куда летает Аэрофлот". Предположительно, именно тогда Аэрофлот и начал использование в качестве посадочных талонов ATB2. В базовом варианте АТВ2 совмещал в себе функции авиабилета, багажной квитанции, посадочного талона и талона багажной бирки, о чём свидетельствовал заголовок в шапке бланка: "Passenger Ticket and Baggage Check". В силу того, что ATB2 и BCBP превосходят по функционалу просто посадочный талон, в обзоре я буду называть их "проездными документами". Левая часть проездных документов типа ATB2/BCBP называется "полётным купоном" - она остаётся у перевозчика, а отрывной корешок справа называется "купоном для пассажира" (эти названия перешли ATB2/BCBP по наследству от предшествующих TAT-билетов в виде книжки). Ниже на фото - базовый нейтральный бланк OPATB2 ("OFF PREMISE ATB2" - билет и посадочный талон для автоматической печати, выпущенный вне кассы):
Ниже представлены основные виды считываемых проездных документов Аэрофлота. Разновидности, различающиеся незначительными деталями вроде рекламы на обратной стороне, в обзоре не затронуты. При создании материала использованы фотографии с aviaforum.ru, proezdmoscow.1bbs.info, а также других сайтов.
1. По стандарту IATA у ATB2 было несколько вариантов исполнения, в том числе и урезанный в функциях до посадочного талона. Именно этот вариант ATB2 Аэрофлот и использовал до 2008 г., а функцию билета и багажной квитанции на протяжении этих лет продолжал выполнять билет-книжка, поэтому в шапке ATB2 этой авиакомпании вместо заголовка "Билет и багажная квитанция" был заголовок "Посадочный талон". Ниже на фото - неиспользованный бланк ATB2 Аэрофлота наиболее ранней версии. На протяжении первых трёх лет применения его ATB2 были окрашены в стандартную тему оформления IATA, после чего стали оформляться в фирменном стиле. Бланки ATB2 для Аэрофлота печатала специализированная немецкая компания "Bartsch International", которая выпускала всевозможные перевозочные документы для международных авиалиний Аэрофлота как минимум со второй половины 1970-х гг. (см. логотип "RB" на
обратной стороне купона для пассажира).
Купон для пассажира от 4 января 2000 г., использованный вскоре после появления у Аэрофлота ATB2:
2. 24 июня 2000 г., т. е. менее чем через полгода после начала использования ATB2, у Аэрофлота сменилось название c "Russian International Airlines" на "Russian Airlines". На фото снизу представлен бланк с эмблемой 2000 г., в верхнем левом углу которого стоит цифра "99" - по-видимому, она обозначает год, которому соответствует версия ATB2 (1999). Этот бланк был использован в 2012 г. - к тому времени он уже давно устарел: будучи ATB2, он был заполнен на принтере для проездных документов следующего поколения - BCBP, отсюда и непопадание напечатанного текста в поля для заполнения, а также наличие на бланке с магнитной полосой другого носителя считываемой информации - двухмерного штрихкода:
3. Далее - купон для пассажира от ATB2 2002 г. использования. От бланков предыдущих 2-х видов этот отличается: 1) увеличенным шрифтом в названии "Russian Airlines", 2) непропечатанным поверх полей для заполнения гильошем (микроузором в виде линий):
4. В 2003 г. Аэрофлот отметил своё 80-летие, в том году его ATB2 впервые были оформлены в собственном стиле авиакомпании:
5. В 2004 г. ATB2 Аэрофлота были оформлены как билеты-книжки:
6. В сентябре 2004 на логотип Аэрофлота был добавлен российский триколор. В остальном оформление ATB2 тогда предположительно не поменялось:
7. В
2005 у ATB2 Аэрофлота появилось новое оформление, которое сохранялось на полётных купонах до 2007 г., а на купонах для пассажиров - по крайней мере до середины 2011 г.:
8. 14 апреля 2006 г Аэрофлот вступил в альянс "SkyTeam", в связи с чем в июне того же года был утверждён нынешний вариант логотипа Аэрофлота с эмблемой SkyTeam. С обновлением логотипа на фоновом изображении полётного купона сменилось фото стюардессы:
9. К осени 2007 г. с полётного купона исчезло фоновое изображение:
10. В 2004 г. IATA утвердила актуальный на данный момент формат проездных документов типа BCBP (резолюция 792 "Bar Coded Boarding Pass"/"Штрихкодовый посадочный талон"), который отличается от ATB2 носителем считываемой информации: вместо магнитной полосы используется двухмерный штрихкод. Согласно 792-й резолюции BCBP имеет 2 формы: 1) бумажный проездной документ с двухмерным штрихкодом PDF417 и 2) мобильный проездной документ, отображаемый на экране смартфона с штрихкодами Aztec, Datamatrix и Qr. Это даёт новому формату существенное преимущество: билет можно распечатать на любом печатающем устройстве или вовсе не распечатывать. С появлением BCBP окончательно ушёл в историю традиционный TAT-билет в виде книжки, а возникновение формата мобильных посадочных талонов и вовсе поставило под сомнение целесообразность применения бумажных проездных документов. Единственный аргумент в пользу вещественных купонов для пассажира - они являются документальным свидетельством о совершённых перелётах, что требуется главным образом для отчётов о командировках. Мировые авиаперевозчики переходили на электронные билеты с 1997 г. по 1 июля 2008 г., а Аэрофлот делал это постепенно - с 18 апреля 2007 г. по 24 июня 2008 г.: очевидно, что российская авиакомпания не спешила расставаться с морально устаревшими TAT-билетами. Ниже на фото - BCBP Аэрофлота, датируемый октябрём 2008 г.: с обратной стороны проездного документа исчезла магнитная полоса, что освободило дополнительное место для рекламы, а на лицевой стороне полётного купона появился номер электронного билета и двухмерный штрихкод:
На большинстве BCBP, оформленных в Шереметьево, штрихкод ориентирован вертикально, но известен один ранний шереметьевский талон, распечатанный в 2009 г., штрихкод на котором ориентирован горизонтально. Не исключено, что в начале перехода Аэрофлота на BCBP штрихкод наносился на бланки именно таким образом:
Бланки BCBP для Аэрофлота, по крайней мере первое время, всё ещё выпускала немецкая компания "Bartsch International":
Вместе с тем появились бланки BCBP производства российской компании "Диип 2000" (а позже - и вовсе без указания производителя):