Квитанция доплаты за мягкое кресло
В годы Великой Отечественной войны на базе комфортабельного пассажирского самолёта ПС-84 был создан военно-транспортный Ли-2: отделку салона значительно упростили, сняли всю внутреннюю обшивку, всё бытовое оборудование (буфет, туалет, багажные полки), также сочли излишними вентиляцию и отопление. Кресла, как правило, не устанавливались - вместо них появились откидные деревянные сиденья вдоль борта на 25 человек. В конце войны Ли-2 стали преимущественно использоваться для перевозок людей и грузов, а авиарембазы ГВФ приступили к переделке "грузовиков" в пассажирские самолеты: с них снимали вооружение и устанавливали мягкие кресла. 22 апреля 1945 г. вышло постановление ГКО о внедрении в производство новых модификаций самолёта - пассажирского Ли-2П и транспортного Ли-2Т. У транспортного варианта была сохранена возможность перевозить как грузы, так и пассажиров (
подробнее).
В расписаниях ГУГВФ указывалось, что движение по авиалинии либо
"почтово-пассажирское", либо
"пассажирско-грузовое" - это означало, что перевозка на одном и том же рейсе могла выполняться как пассажирским самолётом с мягкими креслами, так и менее комфортным грузопассажирским самолётом с жёсткими откидными сиденьями вдоль борта. В связи с этим обстоятельством тарифы Аэрофлота стали разделяться на "мягкие" и "жёсткие" (на фото - тарифы на 1950 г.):
Когда перевозка производилась на самолёте с мягкими креслами, а в билете была указана уплаченная сумма по жёсткому тарифу, требовалась квитанция в удостоверение доплаты до мягкого тарифа - она называлась "Квитанцией доплаты за мягкое кресло" и выписывалась в следующих случаях:
1. Согласно
книге "Организация перевозок на воздушных линиях" 1949 г. в
картонных билетах типографским способом указывалась стоимость перевозки по жёсткому тарифу. Поэтому если билет на рейс "мягкого" самолёта оформлялся с использованием картонного бланка, в удостоверение доплаты до стоимости мягкого тарифа пассажиру вместе с билетом выдавалась квитанция доплаты за мягкое кресло.
2. Упоминание об ещё одном нюансе оформления "мягких" и "жёстких" билетов нашлось
на обратной стороне посадочного талона 1953 г.:
"горагентство производит продажу билетов на транзитные самолёты по жёсткому тарифу, при наличии мягкого самолёта пассажир обязан доплатить за мягкость в кассу аэропорта". Иными словами, горагентства не могли гарантировать комфортность самолётов, прибывающих транзитом из других аэропортов, поэтому оформляли авиабилеты на такие рейсы по базовому жёсткому тарифу. Если в аэропорт прибывал самолёт с мягкими креслами, при регистрации билетов в кассе аэропорта пассажиры доплачивали недостающую сумму за авиаперевозку по мягкому тарифу и получали квитанции доплаты за мягкое кресло.
3. Иногда в силу разных причин пассажиров с "мягкими" билетами приходилось перевозить на "жёстких" грузопассажирских самолётах - в таких случаях заполнялась форма на обратной стороне бланка квитанции, по предъявлении которой пассажиру выплачивалась неустойка за непредвиденное понижение класса комфорта при авиапреревозке.
Квитанция доплаты за мягкое кресло к билету №088706 (6.5.1951):
Квитанция доплаты за мягкое кресло к билету №708078 (1.02.1953):
Квитанция доплаты за мягкое кресло к картонному билету №7153 (2.08.1953):
Квитанция доплаты за мягкое кресло к билету №212512 (28.08.1953):
Квитанция доплаты за мягкое кресло 1957 г.:
Квитанция доплаты к билету
К 1959 г. у квитанции сменилось название. Предположительно, это было связано с введением новой системы ранжирования тарифов исходя из типов самолётов вместо устаревшей системы "жёсткий/мягкий" - разные тарифы были на рейсах: 1) поршневых Ли-2, 2) поршневых Ил-12 и Ил-14 и 3) новых газотурбинных Ту-104, Ил-18 и Ан-10. Пассажир мог доплачивать уже не только за класс комфорта, но и за скорость:
Квитанция доплаты к картонному билету №3517 (26.03.1959 г.). На обратной стороне вместо заголовка
"Пассажирский самолёт заменён грузовым самолётом" появился заголовок
"Самолёт (тип и №) заменён на самолёт (тип и №)" (например, "мягкий" Ил-14 мог быть заменён на "мягкий" же Ли-2):