Аварийная посадка А320 а/к "Уральские авиалинии" в районе села Каменки Новосибирской области. Обсуждение

Кто должен был делать расчет? ВП?
Что мешало его сделать? Вера во всемогущество Аэрбаса помноженная на отмашку КВС? Вспомнить/прочитать что верить аэрбасу не надо что помешало?

Замкнутый круг. Который разорвался отрицательным остатком топлива на экране?!
Интересно, что никто не обращает внимание на дебильность программистов. Летчик, по определению, должен быть здоровым, тупым и героем. Но то, что FMS не в состоянии сосчитать фактический расход топлива и учесть неубранные шасси, поражает. Еще Манас, где самолет просквозил через частокол ложных зон глиссады. При всем том Honneywell в белом фраке и почете.
 
Реклама
Интересно, что никто не обращает внимание на дебильность программистов
Чем больше закладываешь в программу, тем хуже она будет себя вести при множественных отказах. Например, отказал датчик уборки шасси, а они убрались. В итоге топливо посчитали +180, самолёт сел в поле, а у него полные баки. Так что как ни крути, пилоту подумать все равно придется
 
Интересно, что никто не обращает внимание на дебильность программистов. Летчик, по определению, должен быть здоровым, тупым и героем. Но то, что FMS не в состоянии сосчитать фактический расход топлива и учесть неубранные шасси, поражает. Еще Манас, где самолет просквозил через частокол ложных зон глиссады. При всем том Honneywell в белом фраке и почете.
Да, несмотря на понятные трудности для алгоритмизации учета неубранных шасси в целом, в данном конкретном случае вполне можно было использовать простое правило "Если шасси убрать нельзя (есть отказ зеленой гидросистемы), то FMS применять пенальти +180%, на экране показать - расчет топлива с учетом аварийной конфигурации".
Но видимо, решили не жертвовать единообразием алгоритмов, и ограничиться отмазкой "у вас там какие-то проблемы, я больше за расчет топлива не отвечаю". Интересно, кстати, это только на экране пишется, или в самом поле индикации расчетного остатка возникает какой-то "флажок", цвет фона или цифр красный становится? К эргономике тут, конечно, масса вопросов. Но экипаж, считается, на тип обучился, и знать все эти особенности должен заранее, до аварийной ситуации.
 
Да все уже выводы для себя сделали
Вот это и напрягает.
Самолёт всё еще пугалом в поле работает, официальной итоговой бумаги нет - кто там виноватее всех - а выводы сделаны.
Получается, в кабине извольте документы читать, а на земле щас быстро порешаем, чего там.
Двойные в этом нигилизме стандарты вижу я.
 
Кто должен был делать расчет? ВП?
Что мешало его сделать? Вера во всемогущество Аэрбаса помноженная на отмашку КВС? Вспомнить/прочитать что верить аэрбасу не надо что помешало?

Замкнутый круг. Который разорвался отрицательным остатком топлива на экране?!
В разные моменты времени мешали разные причины:
-- В момент над Омском, очевидно, недоученность.
-- В момент, когда у ВП возникли сомнения, мешало то, что:
а) в тот момент времени он выполнял другие указания КВС
б) КВС считал, что с топливом все в порядке, убеждал в этом ВП и продолжал грузить его другими указаниями.
 
Но то, что FMS не в состоянии сосчитать фактический расход топлива и учесть неубранные шасси, поражает.
А вас не поражает, что самолет сам пишет "не верь тому что эфэмэска насчитала" - но пилоты этого не видят? Или видят - но не понимают что это значит?
Кроме того, FMS не знает - неубранные шасси на весь полет или вскоре уберутся. Ведь есть MEL когда шасси нужно убирать через некоторое время после взлета - и до уборки перед глазами будет большой минус по топливу? А ведь кроме шасси в таблице "штрафное топливо" есть еще куча всего что увеличивает расход. Это тоже надо все в программу зашивать?
 
Никаких натягов тут нет: ВП именно что привлекал внимание к проблеме, а КВС вместо того, чтобы в нее вникнуть -- оба раза затыкал ВП. Если бы не затыкал, а попробовал вникнуть, то тогда бы, возможно, и расчет попросил сделать.
Ну и толку с такого привлечения внимания? Не повторять скромно "топливо, топливо" следовало.
А нужно было включить мозги, заняться расчетом и отчетливо доложить командиру: "До Новосибирска нам нужно 5000 кг топлива, на данный момент имеем 3500 - итого в минусах полторы тонны. Не дотянем!!!!!". Продолжил бы командир полет до Новосибирска после такого доклада? И кому как не мониторящему заниматься такими расчеами?
Поэтому вина ВП не меньше чем командира в том что случилось.
 
Последнее редактирование:
Реклама
В разные моменты времени мешали разные причины:
-- В момент над Омском, очевидно, недоученность.
В момент над Омском мешала возникшая паника в экипаже. И непонятная спешка с принятием решения.
А ведь на тренажере учат - вначале выполни все ноннормал чеклисты, и только потом переходи к принятию решения. Разве неправильно учили? Но по факту выполнение ЕСАМ экшн прерывалось на доклады диспетчеру что уже летим не в Омск, запросы погоды, рабочей полосы и т.д. В этой спешке (которая нужна известно всем когда) не прочитали "не верь эфэмэске по топливу". Одну фразу не заметили - а теперь некоторые говорят "мастерски в поле приземлилсиь". Вместо безопасной посадки в аэропорту.
 
Чем больше закладываешь в программу, тем хуже она будет себя вести при множественных отказах. Например, отказал датчик уборки шасси, а они убрались. В итоге топливо посчитали +180, самолёт сел в поле, а у него полные баки. Так что как ни крути, пилоту подумать все равно придется
потому что программировать надо не тупо линейно - типа в каком положении датчики, так и расход считаем. А использовать все имеющиеся данные на борту - и тогда отказ датчика шасси будет выявлен программой по РЕАЛЬНОМУ расходу тут и сейчас. О чем она и а) посчитает расход и б) сообщит пилотам.

При этом все данные и сейчас пилотам показывались (я не про "не верь мне, считай сам") - остаток в точке назначения считался по фактическому остатку и расчетному(ложному) расходу - и все же он ВЫШЕЛ в ноль достаточно рано, чтобы понять что расход велик и успеть вернуться.
 
Лучше бы командир занялся этими расчетами. Крутилки на FCU даже стажер мог бы покрутить.
И такой вариант возможен. Достаточно было одному из двух мозги включить.
Да только командир сам безоговорочно верил что эфэмэска показывала и убедил в этом коллегу.
 
При этом все данные и сейчас пилотам показывались (я не про "не верь мне, считай сам") - остаток в точке назначения считался по фактическому остатку и расчетному(ложному) расходу - и все же он ВЫШЕЛ в ноль достаточно рано, чтобы понять что расход велик и успеть вернуться.
Так по тексту переговоров видно - экипаж периодически озвучивал какой остаток считает эфэмэска - 2000, 1800, 1700, 1100, 900, 800. Стабильное уменьшение. Уже нужно было задуматься и действовать а не дожидаться когда ноль и потом минуса покажет.
 
Последнее редактирование:
Ну и толку с такого привлечения внимания? Не повторять скромно "топливо, топливо" следовало.
А нужно было включить мозги, заняться расчетом и отчетливо доложить командиру: "До Новосибирска нам нужно 5000 кг топлива, на данный момент имеем 3500 - итого в минусах полторы тонны. Не дотянем!!!!!".
Ага, то есть КВС такой: "запроси у Новосибирска погоду!", а ВП ему "иди нах, я тут решил расчетом заняться!". Так что ли? )

То есть вина ВП, конечно есть: наверное, можно было бы и поотчетливее свою мысль донести. Но если в первом случае большая вина лежит на ВП (не смог верно рассчитать), то во втором, очевидно, на КВС -- не нужно отмахиваться от подчиненного, который пытается твое внимание к проблеме привлечь. Да еще и неоднократно.
 
Ага, то есть КВС такой: "запроси у Новосибирска погоду!", а ВП ему "иди нах, я тут решил расчетом заняться!". Так что ли? )
Именно так и никак иначе!!!
Он должен был сказать - я еще ЕСАМ экшн не выполнил, еще надо топливо перепроверить хватит или нет и только потом погоду буду просить.
Тем более прогноз у них был - а прогноз отличный. Это когда прогноз "на пределе" - актуально посвежее погоду запросить. Но не раньше чем убедишься что керосина хватит.
 
Кроме того, FMS не знает - неубранные шасси на весь полет или вскоре уберутся.
Кстати, логично. На земле они всегда не убраны, а топливо считать уже надо)
потому что программировать надо не тупо линейно - типа в каком положении датчики, так и расход считаем
Очень просто быть стратегом, видя бой со стороны. На практике все учесть невозможно, очевидно, что при подобных усложнениях неизбежно найдутся сочетания, которые не могут быть учтены, так как в разных ситуациях будут противоречить друг другу. Не знаю, насколько там эта надпись режет глаз или незаметна, чин говорит "не верь расчетам", можно разве что подумать о ее более ярком выведении вплоть до "считай остаток сам, я (компьютер) ни в чем не уверен". Но уж никак не закладывать все 1000 вариантов
 
На практике все учесть невозможно, очевидно, что при подобных усложнениях неизбежно найдутся сочетания, которые не могут быть учтены, так как в разных ситуациях будут противоречить друг другу
Вы не дочитал мое сообщение до конца. Нет ни какого противоречия или сочетания мешающие простому расчету расхода топлива исходя из имеющихся фактов - остаток убывает, хотя при правильном расчете должен оставаться постоянным.
 
Реклама
Именно так и никак иначе!!!
Он должен был сказать - я еще ЕСАМ экшн не выполнил, еще надо топливо перепроверить хватит или нет и только потом погоду буду просить.
Тем более прогноз у них был - а прогноз отличный. Это когда прогноз "на пределе" - актуально посвежее погоду запросить. Но не раньше чем убедишься что керосина хватит.
На фоне вопиющей неспособности КВС управлять экипажем и принимать обоснованные решения, вы придираетесь к тому, что ВП "недостаточно аргументированно высказал свои сомнения". Да любой нормальный руководитель, когда к нему приходит подчиненный и говорит "что-то тут не то" первым делом спросит "почему ты так считаешь?", а не отмахнется. Блин, ну это настолько очевидное для любого руководителя действие, которое вообще на автомате происходит.
 
Назад