Евросоюз мешает латвийскому авиаперевозчику
Два грузовых самолета ИЛ-76Т латвийского авиаперевозчика Inversija стоят на земле, несмотря на победу в тендере датского Министерства обороны. Владельцы компании считают, что причиной вынужденного бездействия стали происки европейского конкурента и Генерального управления мобильности и транспорта Еврокомиссии.
В свое время латвийское Агентство гражданской авиации разрешило авиакомпании Inversija эксплуатацию ИЛ-76Т до 2012 года. А так как Латвия является членом ЕС, значит, самолеты могли летать и в небе Евросоюза. Последний контракт был подписан с Министерством обороны Дании об авиаперевозках для обеспечения антитеррористической операции в Афганистане. Под него были взяты кредитные ресурсы на закупку новых двигателей, запчастей и развития инфраструктуры.
Однако выгодный контракт, который заключила латвийская компания, не понравился конкурентам. "Начались различные интриги, — утверждает генеральный директор Inversija Ефим Брук. — В Европейском союзе, несмотря на декларируемую европейскую солидарность, не любят чужаков, к которым причисляют и латвийские компании. Все делалось закулисными методами. Как происходит заключение контрактов? Сами авиакомпании в тендерах не участвуют. Их представляют агенты — брокеры. Наш брокер, с которым мы до этого работали в Австралии на перевозке грузов для антитеррористической операции в Ираке, предложил участвовать в тендере, объявленном Министерством обороны Дании. Мы согласились.
Когда все документы уже были поданы, объявилась датская авиакомпания Cimber Aviation Group. Ее представители приезжали ко мне и предложили совместно работать. Я отказался, но записал их предложение на диктофон. Тендер датчане проиграли. Контракт был подписан, мы начали выполнять заказ".
Но датчане не могли смириться с тем, что их обошел конкурент из Латвии. Начались интриги, звонки в латвийское Агентство гражданской авиации: у чиновников пытались выяснить, имеет ли наша авиакомпания законные основания для работы, не просрочены ли у нее разрешения и т.д. "Я хочу отметить, — заявляет Ефим Брук, — что в этой ситуации латвийские должностные лица сделали все возможное, чтобы защитить наши интересы".
Тогда воздействовать на авиакомпанию Inversija было решено через Брюссель. Дело в том, что самолеты ИЛ-76Т не имеют специального сертификата на тип воздушного судна, только аттестат, который выдается лишь на военные самолеты. Производитель этот сертификат не оформлял, поскольку ИЛ-76Т изначально создавался не как гражданский, а как военно-транспортный лайнер. К тому же грузовик не соответствует европейскому уровню шума: самолет относится ко второй категории, а в аэропортах ЕС допустима третья.
Однако в сертификате воздушного перевозчика на право работы, выданном авиакомпании Inversija, указано, что она имеет самолеты ИЛ-76Т. Это означало, что им разрешалось совершать полеты в том числе и на территории ЕС. В конце концов, есть исключения из правил. В частности, шумные самолеты могут приземляться, забирая груз для гуманитарных операций в специально отведенные аэропорты по особым графикам. Это ограничение касается Европы и некоторых промышленно развитых государств, а в странах третьего мира такой самолет может летать где угодно.
Тем не менее, несмотря на упомянутые исключения, компанию Inversija начали вытеснять с рынка. Ее внесли в особый список авиакомпаний, находящихся под особым контролем на основании выводов проверки, которая проводилась сотрудниками Генерального управления мобильности и транспорта Европейской комиссии. Начались постоянные инспекции. Инспекторы из ЕС выносили различные замечания, которые устранялись. При этом заказ датского Минобороны выполнялся, самолеты продолжали подниматься в небо.
И вот 21 декабря 2009 года в Государственное агентство поступает новое требование от Генерального управления: приостановить эксплуатационные свидетельства самой авиакомпании на основании все тех же обвинений в отсутствии сертификата и высоком уровне шума. Напомним, что об этих нюансах тому же управлению было известно с самого начала.
Затем началось откровенное давление Еврокомиссии на наше Агентство гражданской авиации. Ведь чиновники из Брюсселя сами ничего не запрещают. Они только рекомендуют, а всю "черную работу" отдают латвийским чиновникам. В итоге фактически был поставлен ультиматум: если вы не лишите сертификата на право эксплуатации самолетов ИЛ-76Т компании Inversija, будут отобраны аналогичные документы у нескольких других латвийских авиакомпаний, а оставшиеся будут взяты под особый контроль. В конце концов, государственное агентство было вынуждено запретить полеты, изъяв из летного сертификата Inversija весь ее авиационный парк — два борта ИЛ-76Т. В итоге самолеты были поставлены на прикол.
Самое интересное в этой истории то, что гуманитарные грузы в Афганистан по-прежнему перевозят на самолетах ИЛ-76Т. Ведь зарубежных аналогов по грузоподъемности и себестоимости перевозок просто нет. На место латвийских перевозчиков уже спешат украинские, российские и белорусские авиакомпании. По сведениям г-на Брука, они уже приземлялись в датском аэропорту. Но эти борты в ЕС не зарегистрированы, следовательно, на них ограничения не распространяются. И их фрахтуют европейские компании, благополучно вытеснившие конкурента. А самолеты авиакомпании Inversija имеют европейскую "прописку". В результате же они оставлены на земле и вылететь из аэропорта "Рига" не могут. Что будет с 80 работниками до сих пор успешного предприятия, Евросоюз совершенно не волнует.
Сейчас руководство авиакомпании Inversija готовит иски в судебные инстанции. Оно обратилось также к евродепутату от Латвии Татьяне Жданок. Ведь налицо нарушение основного конституционного права на труд. Есть возможность также перерегистрировать авиалайнеры в какой-нибудь третьей стране, как это делается с морскими судами: большинство латвийских морских плавсредств уже давно ходят под "удобными флагами". Остается еще надежда поднять самолеты ИЛ-76Т в небо, но только в том случае, если контракт с авиакомпанией напрямую заключит какая-нибудь государственная структура.
В официальном ответе компании Inversija от 26 февраля 2010 года директор Генерального управления мобильности и транспорта Матиас Руэте сообщает, что визитеры приехали в Ригу исключительно потому, что авиакомпания является единственным оператором самолетов ИЛ-76Т в Европейском союзе. И инспекция была осуществлена только для проверки безопасности полетов. Ни о каких конкурентных спорах здесь и речи не шло. Ведь правила ЕС требуют, чтобы ИЛ-76Т, которые эксплуатируются европейским оператором, соответствовали требованиям продлеваемой летной годности. Однако инспекция установила очень большие отклонения от обязательных стандартов безопасности. На этом основании латвийское Агентство гражданской авиации и запретило полеты.
Директор этого агентства Марис Городцов в разговоре с изданием признал, что пока дело не продвинулось ни на миллиметр. Но здесь не все зависит от нашей страны. В Европейском агентстве безопасности полетов настроены вообще запретить коммерческое использование самолетов, попадающих во вторую категорию по уровню шума, начиная с 2012 года. Лайнеры, которые зарегистрированы в странах ЕС, уже подпадают под этот запрет. "Я попытаюсь убедить европейцев распространить и на латвийские самолеты переходный период, — говорит Марис Городцов. — Если же этого сделать не удастся, тогда авиакомпании придется перерегистрировать лайнеры в другой стране. В результате латвийский бюджет лишится очередной части налоговых поступлений".
В латвийском представительстве Еврокомиссии вообще не в курсе проблем с латвийским авиаперевозчиком. Как заявил пресс-секретарь представительства Ивар Бушманис, в обязанности представительства входят только вопросы относительно общей политики Евросоюза. К тому же Генеральное управление мобильности и транспорта является самостоятельной организацией и вправе на основании европейских правил принимать собственные решения. Конечно, если предприниматель непосредственно обратится в представительство, то соответствующий запрос в Еврокомиссию будет отправлен.
В свою очередь депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок сейчас изучает все обстоятельства дела, после чего будет принято решение о том, каким путем можно будет отстаивать интересы латвийской фирмы.
DELFI по материалам Бизнес&Балтия