Воздух отобранный от компрессора, на некоторых двигателях даже чуть охлажденный. Только он не циркулирует, а пробежал по лопатке и выбросился
Ну если чуть-чуть по точнее: лопатки турбины (как РК, так и СА) могут охлаждаться двумя способами:
- конвективным, это когда охлаждающий воздух просто заходит внутрь полой лопатки, проходит по специальной траектории,петляя м/у стенок лопатки, огибая специальные штырьки-турбулизаторы или ребра (нужные для того чтобы поток воздуха максимально турбулизировался и как можно дольше "пробыл" в лопатке для максимального теплосъема), снимает тепло и выбрасывается через специальные отверстия в задней или верхней кромке лопатки.
- пленочным (пристеночным), это когда охлаждающий воздух проходит в полую лопатку и выбрасывается через много много маленьких отверстий, проделанных в передней и средней части лопатки, предварительно пройдя через дефлекторы, которые отклоняют поток воздуха под нужным углом. На поверхности лопатки образуется тоненькая пленочка из воздуха, которая выступает неким барьером для горячих газов, и уменьшает нагрев лопатки.
- может использоваться комбинированный метод, конвективно-пленочный, может использоваться метод подвода разного охлаждающего воздуха ( под разным давлением) в разные части одной лопатки и т.д. - методов и схем реализации очень много.
Воздух на охлаждение, как говорилось в верхнем посте, поступает от компрессора двигателя, от КВД (в некоторых случаях от КНД) проходя через каналы в самом корпусе компрессора, либо через каналы в самом корпусе ротора ( далее проходя под кожухами валов),а также может поступать из внешнего кожуха камеры сгорания.
Для охлаждения охлаждающего воздуха используются разные способы: пропуская воздух через конфузорные каналы по пути, пропуская через вращающуюся крыльчатку, закрепленную на валу или самом диске ( например на РД-33), или проходя через воздухо-воздушный радиатор во втором контуре ГТД ( например АЛ-31Ф) и другими способами.
Если говорить про стационарные газотурбинные установки, то там сейчас применяются специальные охладители, через которые пропускается охлаждающий воздух, а также эффективно используют охлаждение не воздухом а паром ( либо парогазовой смесью) - что позволят снизить температуру лопатки ( а тем самым поднять Тг ) на 150 - 250 градусов.