Авиадвигатели... что это за звери?

Wildfire, думаю проще глянуть сюда - здесь доступно и с картинками http://ru.wikipedia.org/wiki/ТРД#.D....B2.D0.B8.D0.B3.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C
Хотя, думаю, вентилятор может сидеть и так, как я написал первоначально, а общий вал у КНД и КВД
Терминология НД и ВД подразумевает наличие двух каскадов повышения давления у двигателя - Низкого давления и Высокого давления - соответственно это два разных ротора -что исключает у них наличие общего вала.
 
Реклама
...нигде не встречал, чтобы кнд работающий на 2-ой контур называли вентилятором :).
...двигатель РД-1700 ... выполнен по двухвальной схеме, имеет двухступенчатый вентилятор, четы­рехступенчатый компрессор высокого дав­ления и двухступенчатую турбину с охлаж­даемыми лопатками.

ЗЫ: За рубежом это вообще с какого-то момента стало модным, например:
The F135 is a two-shaft engine featuring a three-stage fan (low pressure) and a six-stage high pressure (HP) compressor.
 
Последнее редактирование:
Век живи, век учись. Имхо правда, это вопрос терминологии фирмы разрабатывающей двигатель.
 
Дождались таки...
ВНА находится впереди всех рабочих колёс, включая вентилятор (см. "младший" Д-30 или семейство НК-8). Здесь же речь про КВД. Учите матчасть, прежде чем умничать. Перед вентилятором ПС-90 нет никакого ВНА.
Разговор крутился вокруг этой фразы:
я написал, что направляющий был в качестве входного, а остальные спрямляющие.
Впрочем, "A_Z" персонаж невменяемый и я зря мечу бисер.
 
Терминология НД и ВД подразумевает наличие двух каскадов повышения давления у двигателя - Низкого давления и Высокого давления - соответственно это два разных ротора - что исключает у них наличие общего вала.
В качестве уточнения: существуют одновальные двигатели, имеющие КНД и КВД. В качестве примера - двухконтурный (что подразумевает "двухступенчатость" компрессора) Р95-300.
На двухвальных двигателях схем с общим "компрессорным" валом действительно не припоминаю.


---------- Добавлено в 19:00 ----------


ВНА находится впереди всех рабочих колёс, включая вентилятор (см. "младший" Д-30 или семейство НК-8)
Составителей РТЭ ПС-90 тоже учить матчасть отправите? :)

Разговор крутился вокруг этой фразы
я написал, что направляющий был в качестве входного, а остальные спрямляющие.

Никаких слов про "впереди вентилятора" там не было - так что это всего лишь неуклюжая отмазка.

Впрочем, "A_Z" персонаж невменяемый
Ну, естественно - что вам еще остается говорить... :)

и я зря мечу бисер.
Так и не метали бы - кто вас заставляет? Уж никак не я... :)
 
Составителей РТЭ ПС-90 тоже учить матчасть отправите?
Почему бы и нет. Терминологией играть нельзя.
Никаких слов про "впереди вентилятора" там не было
Речь была там про это. Если понять нечем — не мои проблемы.
Ну, естественно - что вам еще остается говорить...
Это не я говорю. Это я помню. Про крыло и высотность.
Так и не метали бы - кто вас заставляет? Уж никак не я...
Вот я и прекратил.
 
В качестве уточнения: существуют одновальные двигатели, имеющие КНД и КВД. В качестве примера - двухконтурный (что подразумевает "двухступенчатость" компрессора) Р95-300.
На двухвальных двигателях схем с общим "компрессорным" валом действительно не припоминаю.
A_Z, в компрессоре одновального двухконтурного двигателя одна или несколько первых ступеней компрессора работают и на внутренний и на наружный контур, остальные ступени только на внутренний контур.Но говорить что при этом существует компрессор низкого и высокого давления терминологически неверно , так как в этом случае компрессор имеет все-таки только один каскад повышения давления во внутреннем контуре . Два каскада - значит два ротора. Один ротор - один каскад - один компрессор , первые ступени которого могут работать в двух контурах , но это не делает из них двух каскадов компрессора.
Еще добавлю. Про разные каскады высокого и низкого давления можно вести речь только тогда , когда между ними отсутствует механическая связь, то есть связь между ними только газодинамическая - отсюда два или более роторов.
 
Последнее редактирование:
military_upir, Ещё (или уже?) во времена моего студенчества было принято ступени КНД с расходом во второй контур называть вентиляторными. По крайней мере в академической среде и литературе, но и на конкретных типах с данной терминологией сталкивался. Видимо данное определение не является критичным, посему и нет общего стандарта в названиях, применяемых разными производителями. Хотя оно логично и однозначно трактуется: дует мимо турбины - вентилятор :)

А вот с поворотными лопатками ВНА, упомянутыми в приведённом РТЭ ПС-90, история обратная. Они так называются у всех производителей, видимо для стандартизации понятия. Так повелось чуть ли не со времён РД3М-500. На кафедре двигателей на вопрос почему так называется управляемый спрямляющий (если хотите напрявляющий) аппарат отвечали чисто конкретно: "А вот так! И если ты такой умный, то где твоя курсовая?":)
Видимо название прилепилось из-за их расположения - на входе во внутренний контур КНД.
 
Терминология НД и ВД подразумевает наличие двух каскадов повышения давления у двигателя - Низкого давления и Высокого давления - соответственно это два разных ротора
Не верно. Разные "ротора" и разные "каскады" это не синонимы. Один каскад не может сидеть на разных роторах, но на одном роторе может сидеть два каскада — вентилятор и КНД Д-30-го Вам в пример. На ТРД КНД и КВД тоже сидят на одном валу и составляют один ротор, разбитый на два каскада.
 
Реклама
Не верно. Разные "ротора" и разные "каскады" это не синонимы. Один каскад не может сидеть на разных роторах, но на одном роторе может сидеть два каскада — вентилятор и КНД Д-30-го Вам в пример. На ТРД КНД и КВД тоже сидят на одном валу и составляют один ротор, разбитый на два каскада.
Экзот, я с уважением отношусь к Вашим энциклопедическим знаниям в разных областях авиации . Тем более для меня удивительно то что Вы пишете по данному вопросу. Кстати именно Д-30 я когда-то изучал на Рыбинском заводе.:) и достаточно набрать в поиске чтобы увидеть отсюда http://www.aviatehnic.ru/dvigatel/aviatehnicrud30ku/ следующее
Авиационный двигатель Д-30-154, является турбореактивным, двухконтурным, с двухкаскадным компрессором и внутренним смешением потоков газов наружного и внутреннего контуров.
или отсюда http://www.airwar.ru/enc/engines/d30kp.html следующее
Авиационный двигатели Д-30КУ и Д-30КП представляют собой турбореактивные двухконтурные двухвальные двигатели со смешением потоков газа наружных и внутренних контуров. Двигатель Д-30КУ предназначен для установки на дальнем магистральном самолете Ил-62М, а Д-30КП - на транспортном самолете Ил-76.Двигатель состоит из следующих основных узлов: компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного и реверсивного устройств .Компрессор двигателя двухкаскадный, осевой: I каскад - КНД - приводится во вращение ТНД; II каскад - КВД - приводится во вращение ТВД.
или отсюда http://www.npo-saturn.ru/?sat=114 следующее
Д-30КП/КП-2 –турбореактивные двухконтурные двигатели для грузовых и военно-транспортных самолетов.Д-30КУ/КП/КУ-154 – семейство самых массовых и надежных двигателей для магистральных пассажирских и транспортных самолетов за всю историю российской / советской авиации. Суммарная наработка парка Д-30КУ/КП/КУ-154 в эксплуатации составляет более 55 млн. час.
Конструктивные особенности
• 3 ступенчатый компрессор низкого давления;
• 11 ступенчатый компрессор высокого давления;

• трубчато-кольцевая камера сгорания;
• 2 ступенчатая турбина высокого давления;
• 4 ступенчатая турбина низкого давления;
• гидромеханическая система автоматического управления.
или отсюда http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E2%E8%E0%E4%E2%E8%E3%E0%F2%E5%EB%FC_(%EA%EE%EC%EF%E0%ED%E8%FF)
В 1967 году прошел государственные испытания двигатель Д-30 (рис.3). По своим параметрам он не уступал лучшим двигателям этого класса.
Как и его прототип Д-20П, двигатель имел двухкаскадный компрессор: 4-ступенчатый со степенью повышения давления 2,65 первый каскад и 10-ступенчатый со степенью повышения давления 7,1 второй.
что компрессор у Д-30 двухкаскадный и если даже первый каскад содержит вентиляторные ступени работающие и на наружный и внутренний контур - этот каскад все равно называется КНД и считается за один каскад - так как согласно Боргест Н.М., Данилин А.И., Комаров В.А. Краткий словарь авиационных терминов. - М.: МАИ, 1992. -
каскад — одна или группа ступеней компрессора (турбины) газотурбинного двигателя, установленных на одном валу.
НЯП, на этот счет есть разные мнения...
Уважаемый A_Z , вот не может тут быть разных мнений, так как теория ГТД безальтернативно устанавливает что каскад - это группа ступеней на одном валу, что следует со стр. 173 учебника Теория ГТД , Нечаев , 1977 г.

Для интересующихся - публикую картинку как создается тяга ГТД.
 
Последнее редактирование:
Приведите пример, где КНД дует во второй контур и не называется "вентилятором". Д-20?
Аи-25 например.
Я их в свое время детально изучал и летал на них много лет.
А Вам Интернет в помощь. Надеюсь ссылок размещать не нужно :)
 
Вопрос знатокам, умеющим различать ступени вентилятора и бустерные ступени на КНД:

есть такой двигатель НК-8-2У, который, я уверен многие здесь видели не только на картинках.
Так вот, в одни незапамятные времена решили конвертировать списанные двигатели из авиации на двигатели для газоперекачивающих агрегатов, то есть использовать их как привод для центробежных нагнетателей природного газа. В конструкцию были внесены изменения: установка СТ, замена КС, перепроектирование систем и т.д. - но, самое интересное - двигатель избавили от второго контура - "тупо" подрезав лопатки первых двух ступеней КНД , тобишь вентилятора.

Так вот: можно ли считать эти две ступени КНД как вентиляторные, а остальные две - бустерные - (второго контура то нету) ? То есть те широкохордые лопатки, которые считались вентилятором на авиационном НК-8-2У теперь стали обычными ступенями КНД на стационарном НК-16СТ?

Та же история и с трехвальным потомком НК-32-1- стационарным НК-36СТ/37...
+ та же история со всеми любимымм здесь движком ПС-90, точнее с его 25-мегаваттной стационарной ГТУ ПС-90ГП-25....
 
Последнее редактирование:
А что циркулирует в каналах охлаждения лопаток турбин и откуда оно берётся?
 
А что циркулирует в каналах охлаждения лопаток турбин и откуда оно берётся?
Воздух отобранный от компрессора, на некоторых двигателях даже чуть охлажденный. Только он не циркулирует, а пробежал по лопатке и выбросился
 
Воздух отобранный от компрессора, на некоторых двигателях даже чуть охлажденный. Только он не циркулирует, а пробежал по лопатке и выбросился

Ну если чуть-чуть по точнее: лопатки турбины (как РК, так и СА) могут охлаждаться двумя способами:

- конвективным, это когда охлаждающий воздух просто заходит внутрь полой лопатки, проходит по специальной траектории,петляя м/у стенок лопатки, огибая специальные штырьки-турбулизаторы или ребра (нужные для того чтобы поток воздуха максимально турбулизировался и как можно дольше "пробыл" в лопатке для максимального теплосъема), снимает тепло и выбрасывается через специальные отверстия в задней или верхней кромке лопатки.

- пленочным (пристеночным), это когда охлаждающий воздух проходит в полую лопатку и выбрасывается через много много маленьких отверстий, проделанных в передней и средней части лопатки, предварительно пройдя через дефлекторы, которые отклоняют поток воздуха под нужным углом. На поверхности лопатки образуется тоненькая пленочка из воздуха, которая выступает неким барьером для горячих газов, и уменьшает нагрев лопатки.

- может использоваться комбинированный метод, конвективно-пленочный, может использоваться метод подвода разного охлаждающего воздуха ( под разным давлением) в разные части одной лопатки и т.д. - методов и схем реализации очень много.

Воздух на охлаждение, как говорилось в верхнем посте, поступает от компрессора двигателя, от КВД (в некоторых случаях от КНД) проходя через каналы в самом корпусе компрессора, либо через каналы в самом корпусе ротора ( далее проходя под кожухами валов),а также может поступать из внешнего кожуха камеры сгорания.
Для охлаждения охлаждающего воздуха используются разные способы: пропуская воздух через конфузорные каналы по пути, пропуская через вращающуюся крыльчатку, закрепленную на валу или самом диске ( например на РД-33), или проходя через воздухо-воздушный радиатор во втором контуре ГТД ( например АЛ-31Ф) и другими способами.

Если говорить про стационарные газотурбинные установки, то там сейчас применяются специальные охладители, через которые пропускается охлаждающий воздух, а также эффективно используют охлаждение не воздухом а паром ( либо парогазовой смесью) - что позволят снизить температуру лопатки ( а тем самым поднять Тг ) на 150 - 250 градусов.
 
Последнее редактирование:
можете показать на фотке где в реактивном двигателе установлен электрический генератор
 
Реклама
Назад