Если не затруднит, ответе, пожалуйста.
Если честно, даже и не знал, как подступиться.
Думал, что не требуется доказывать то, что экономичность агрегата, работающего в оптимальном для него режиме, будет выше, чем вне этого режима... И никогда в слова облекать это не пробовал.
Ну, давайте начнём с конца — с вентилятора. Смысл турбовентиляторного двигателя в том, что энергетически выгоднее отбрасывать большую массу воздуха с малой скоростью, чем малую массу с большой скоростью. Возьмём для примера мой любимый Д-36 (стоит на Ан-72/-74, Як-42; его потомки — на Бе-200, Ан-148, Ми-26). Обороты вентилятора у него 5050 об/мин; больше и не надо, видимо: высокие обороты -- высокая скорость отбрасывания (при прочих равных). Но, чтобы вентилятор работал, должен поработать газогенератор (компрессоры + камера сгорания + турбины). И у ротора высокого давления обороты уже 14250, а у низкого -- 11450. Все обороты — для взлётного режима. Вот и представьте — как увязать эти противоречивые параметры, будь все компрессоры и вентилятор на одном валу.
Получится, что или вентилятор гонит воздух слишком быстро, или компрессор сжимает воздух слишком слабо. И то, и другое работает против экономичности. Аналогично можно объяснить и логику разведения по разным валам компрессор
ов — для КНД свои оптимальные обороты и потребляемая мощность, для КВД — свои. Но большинство конструкторов ограничиваются двухвальной схемой.
Хм... погорячился я, сказав, что на современных двухвальных моторах у вентилятора своя турбина. На ПС-90, например, вентилятор сидит на вале КНД.
Но сути это не меняет.
яндекс-изыскания массово выдают фразу "На заре развития авиации касторовое масло использовалось для смазки авиационных двигателей.", также встретилось чье-то сообщение "Забыли! Касторовое масло применялось для авиационных двигателей начала эпохи авиации, да и позже на ПО-2, в 50 годы."
Не знаю как на заре авиации, но к 1937г. касторка, похоже, использовалась уже как резервное масло (хотя, была ещё широко известна как авиамасло даже вне авиационных кругов, судя по Каверинскому роману "Два капитана", где она вскользь поминается в главе про курсантские годы главгероя).
Поверхностный и-нет-поиск по маслу ААС ничего вразумительного не дал.