А рулить кто должен? Можно ли сидеть и считатьпримитивный тесловский автопилот с удержанием в полосе резко снижает усталость от дальних поездок.
Можно не спать, но совершенно не следить за дорогой. Особенно в городе, где ситуация меняется все время.требует автопилот, чтобы обе руки были на руле... наверное, требуется и какая-то проверка на засыпаемось и отвлекаемость...
А рулить кто должен? Можно ли сидеть и считатьворонзарядные станции, или все же надо рулить?
Ну, скажем так - устаешь намного меньше. Потому что да, помнить надо больше, тонкостей больше. С диспетчерами или там соседями по трафику общаться нужно.А точно проще? Я как бы за рулём давно и более чем профессионально, (пилот, судья и проч) но когда начал пробовать летать, хрен с ним, с FFS, на цессне даже - как-то там всё несколько сложнее на мой взгляд. Как минимум потому, что добавляется ось Z...
Тесловский автопилот конечно немного снижает усталость. Но проехать по городу например он неспособен. Разобраться с неожиданными явлениями (ну вроде полосок от нанесенной соли на фривее) он не способен. Попытки полностью на него полагаться были и провалились полностью. После того как устроили несколько тяжелых аварий не разобравшись в обстановке (например известен случай когда автопилоту на мосту померещилось что перед ним встал грузовик, потому что отражение от потока воды с потолка сработало - он резко встал и в жопу резко влетело несколько машин). И в общем если в воздухе можно давно уже весь полет сделать на автопилоте (даже есть авто посадка у Гармина для всяких там цессен, на аэродроме без 3й категории ILS) то на дороге до этого как до Тау КИты на звездолете...А рулить кто должен? Можно ли сидеть и считатьворонзарядные станции, или все же надо рулить? И я не против АП на эшелоне. Но и ручные навыки терять нельзя.
Можно не спать, но совершенно не следить за дорогой. Особенно в городе, где ситуация меняется все время.
Еще вопрос - а откуда новый водитель приобретет хоть какие-то навыки? Сдал на права,забилположил руки на руль и вперед.
А вы что делаете в это время? Я на машинах с АП не ездил.Машина рулит.
Это еще в 47м году сделали. Вся мякотка начинается, когда возникают не формализуемые заранее проблемы.в воздухе можно давно уже весь полет сделать на автопилоте
Да, конечно. Но в воздухе в отличие от _на земле_ не формализуемых проблем потенциально меньше на пару порядков. На земле их просто немерянно, и то более менее научили машины ездить используя нейросети и их обучение практикой. Да, недостаточно чтобы исключить водителя (автопилот не может выйти и набить морду загородившему проезд, условно говоря, и не знает что _сегодня куча елок и на улицах будет огромное количество детей_) но уже хоть как то. А в воздухе, кроме отказов (которые почти все формализуются) и каких то необычных погодных условий ничего такого нет.А вы что делаете в это время? Я на машинах с АП не ездил.
Это еще в 47м году сделали. Вся мякотка начинается, когда возникают не формализуемые заранее проблемы.
Вспоминается "планер Гимли."... И этот автопилот не потребует ни ИИ ни кучи камер ни системы распознания образов.
Как раз планирование переложить на автоматику проще всего на порядок. Что там особо автоматизировать? Гармин давно уже для мелочи сделал такую возможность...Вспоминается "планер Гимли."
Как научить автоматику планированию (от слова "планер") без "ИИ, кучи камер и системы распознания образов"?
что-то думаю, что автоматика просто не захотела бы лететь с сухими баками…))Вспоминается "планер Гимли."
Как научить автоматику планированию (от слова "планер") без "ИИ, кучи камер и системы распознания образов"?
Дело не в том, что авроматизация есть абсолютное добро или зло, а в правильном взаимодействии человек машина...
...впрочем, это относится ко всему современному окружению человека...
Вот требует автопилот, чтобы обе руки были на руле... наверное, требуется и какая-то проверка на засыпаемось и отвлекаемость...
Я бы наверное некисло испугался, если бы в машине вместо мягкого "динь" заорала сирена. На скользкой дороге такие нервы ни к чему.Вот в кабинах управления жд транспортом периодически звучит сирена... и если никаких действий не последовало, включается аварийное торможение (после повторного предупреждения, наверное) ...
Маленькая история из личного опыта по поводу автоматизации управления. Я пару месяцев назад пересек всю Германию от Нидерландов до Польши на одной из неплохих моделей BMW. Суть в том, что всё это расстояние я проехал на одной кнопке "ок". Выглядит это следующим образом: выезжаю из Амстердама, крадусь в небольшой пробке на круиз-контроле с функцией "stop and go", фишка очень приятная, если толкаться по пробкам, но стремная. (а мало-ли) На первом же перекрёстке автомобиль видит светофор. О чем сообщает на HEAD-UP и на приборке. Я еду первый. Машина останавливается на стоп-линии. Первая мысль "хрена се! Прикольно". Дальше, уже на автобане в Германии, она отлично справляется и с поворотами в режиме удержания полосы, и с препятсвиями вроде тупых немецких бабок на кабриолетах, выезжающих в левый ряд на скорости около сотки, когда у тебя отсутствуют какие-либо ограничения и ты "жаришь" как в последний раз)) Всё вроде бы круто, и перелезть на заднее сиденье ты не можешь, поскольку автомобиль после того как ты убрал руки с руля, ровно через 10 секунд начинает жаловаться надписью "возьмитесь за руль", динькать гонгом, мигать лампочками на руле, а если ты не взялся - включает аварику и тормозит. Но, я чувствую, что я выпадаю из контура. Начинаешь переодически клювом по сторонам водить, в телефоне рыться, и т.д. Как не крути - расслабляет. И всё моё нутро наученное на механике, отсутствии abs/srs/tcs и прочие "S" - бунтует. Но до поры. Вьезжаю я уже ночью в какой-то город, толи Мюнстер, толи что-то такое - не важно, машина видит знак 50, спрашивает "Ок?" Я жму ок. Машина замедляется до полоденных пятидесяти. И так практически весь город. Я уже привык и расслаблен. Слегка уставший ехать практически пассажиром, но с ответственностью водителя. И тут получается ситуация : пологий поворот направо, упираюсь во впереди идущую машину, которая медленно тормозит перед горящим красным светофором, видимо своей тушей закрывающая от камер этот самый светофор, моя машина его не видит естественно. Но видя замедляющийся впереди авто тоже тормозит. (напомню, на круизе висит ограничение 50км/ч), мы едем уже где-то километров 15 в час. Замедляемся. Радиус поворота практически возле самого сфетофора резко уменьшается. Контроль полос исправно доворачивает машину. Всё чин-чинарем. Практически остановились. Я краем глаза контролирую, что всё ок, абсолютно расслаблен и тут, видимо из-за кривизны поворота, дистроник ТЕРЯЕТ машину спереди из вида, и автоматика, не видя светофора пытается опять разогнать машину до выставленного значения в 50 км/ч. А под капотом практически 600 лошадок. И все рвутся в бой. Я не знаю, почему так устроен круиз - но при уходе препятствия, машина разгоняется до обозначенной скорости, как будто она в гонках участвует. Как я успел остановиться - хрен знает. Реакция видимо ещё очень ничего....и морально я был готов к тому, что у меня может что-то пойти не так. Первый мой такой практически автоматический опыт был. А поезди я по дорогам евросоюза на такой шибко грамотной машине, уже бы давно привык, и не ждал бы подвоха. И все мои рефлексы наработанные за годы тренировок вряд-ли бы помогли. Просто потому, что "булки бы расслабил". Собсна мораль - если ты сидишь, и ничего не делаешь, все происходит на автоматике - как ты не контролируй - ты в контуре процентов максимум на 40. И если что-то резко пойдёт не так - пока ты войдёшь на 100% - времени на действия может и не хватить. Время на охреневание + время на действие органом управления + время реакции органа управления. И это если ещё ты понял, что случилось, и как действовать, и главное понял это правильно. Поэтому собственно говоря - автоматика в таком количестве - безусловное зло. Хочешь быть пассажиром - езди на такси. Хочешь быть водителем - води. Я не против систем предупреждения о столкновении, защиты пешеходов, и прочих "помогаек", но заменять основные функции водителя они не должны. Тут или полная автоматизация, со всеми допиливаниями и вытекающими последствиями, в т.ч юридическими, или ручное но с защитами. Причём желательно полуактивными. Нельзя быть чуть-чуть беременной......будить всех пассажиров автотранспорта не есть хорошая идея, но какую-нибудь иголку водителю в зад... почему не??
Я водитель достаточно "старомодный" и не шибко шустрый, так что и антиблокировка и trust control срабатывают у меня раз в три года... в пятке заложены более жёсткие ограничители, как оказалось.А пересилить электроусилитель активно вмешавшийся в управление, особенно не ожидая - та ещё задачка.
— Планируется ли применять для облегчения работы пилотов в кабине искусственный интеллект?
— В текущих научно-исследовательских работах института, выполняемых по заказу НИЦ им. Н.Е. Жуковского, такое направление исследований для гражданских самолетов присутствует. Разрабатывается концепция и отдельные технологии так называемого виртуального второго пилота или, другими словами, виртуальные помощники экипажа.
По сути, это следующий шаг в части комплексного анализа текущей ситуации и информации. Помимо того, что экипажу, как это происходит сейчас, выдается информация о текущем состоянии, значениях параметров, в новой концепции экипажу должны выдаваться, в том числе, подсказки, рекомендации, более четко сформированная информационная картина для каждого режима полета, а также в нештатных ситуациях.
Выдаваться не только традиционным способом — информация на дисплеях, световая сигнализация и речевые оповещения, но и с использованием перспективных средств, например, систем комбинированного видения и очков дополненной реальности.
Однако прямое использование на борту магистрального гражданского самолета нейросетевых алгоритмов искусственного интеллекта в ответственных системах и программном обеспечении в ближайшем будущем вряд ли возможно, так как для этого требуется существенное изменение нормативной базы по проектированию безопасных систем
И как только от пилота потребуется быть пилотом - он загонит самолет в землю, потому что летать разучился даже если и умел.Поскольку судя по всему пилот современного самолёта, (точно Airbus, за другие не знаю, не пробовал) должен быть больше инженером, чем пилотом. В первую очередь знать и понимать работу систем, а уж потом уметь летать.
Думаете раньше было по другому))) Две дисциплины - конструкция самолёта и конструкция двигателя охватывали все системы! Плюс электрооборудования, приборное, радио, РЛЭ... + аэродинамика, свж, метео. Конечно сегодня за две недели изучить досконально лайнер и его оборудование ни по какой методике не получится. Больше расчёт на самостоятельную работу над собой. Но! Не у всех получается...)))Поскольку судя по всему пилот современного самолёта, (точно Airbus, за другие не знаю, не пробовал) должен быть больше инженером, чем пилотом. В первую очередь знать и понимать работу систем, а уж потом уметь летать. Т.к большую часть времени, он все же контролирует и управляет автоматикой, а вот педалирует непосредственно - гораздо реже.