А теперь обратимся к официальной стати-
стике, размещенной на сайте МЧС России
и отражающей эффективность работы рос-
сийских и итальянских самолетов-амфибий
в период с 5 по 11 августа в Самарской
области. Один самолет Бе-200ЧС приме-
нялся здесь в течение двух дней (5 и 6 авгу-
ста), выполнив в общей сложности 60 сбро-
сов воды (всего на очаги пожаров сбро-
шено 483 т). Два итальянских «Бомбардье 415»
(регистрационные номера I-DPCW
и I-DPCY) летали на пожаротушение три
дня (7, 8 и 11 августа), произведя суммар-
но 290 сбросов воды общим количеством
1713 т. Что имеем в итоге? Бе-200ЧС в сред-
нем в день выполнял 30 сбросов воды, при
этом за раз обрушивал на очаг пожара по
8 тонн воды (вместо расчетных 12 т), а один
CL-415 – 48 сбросов по 5,9 тонн (что при-
мерно соответствует его полной заправке).
Конечно, на условия применения Бе-200ЧС
оказывали влияние особенности имевшихся
поблизости водоемов, которые, вероятно, не
позволяли в полной мере использовать про-
тивопожарные возможности отечествен-
ной амфибии. Но факт остается фактом:
расходуя больше топлива, Бе-200ЧС за
один раз сбрасывал на очаги возгорания
не сильно больше, чем «итальянцы», а
вылетов в день в среднем совершал меньше.
Есть, что называется, повод задуматься.
Конечно, неполная статистика по
локальному применению двух типов
самолетов-амфибий в одном отдельно взя-
том регионе не есть основание для одно-
значных выводов. Да и зарубежные пар-
тнеры не раз признавали, что Бе-200ЧС
и CL-415, работая на тушении пожаров
в Европе, хорошо дополняли друг друга.
Но вот трудно избавиться от назойливой
мысли: а не удалось бы нам быстрее спра-
виться в этом августе с огненной стихией,
будь у нашего МЧС не только три Бе-200ЧС,
но и более легкие и дешевые машины клас-
са «Бомбардье 415», столь популярного во
всем мире?
Стоит заметить, что еще в начале 70-х гг. в
Таганроге разрабатывался проект многоце-
левого турбовинтового самолета-амфибии
А-46, который по компоновке и размерно-
сти был подобен канадским CL-215/415 и
в противопожарном варианте мог набирать
на глиссировании до 6,5 тонн воды. Однако
хотя к самолету был проявлен интерес со
стороны министерств гражданской авиа-
ции и лесного хозяйства СССР, построен
он тогда так и не был. Сегодня ТАНТК им.
Г.М. Бериева, среди прочих перспективных
проектов, ведет работы по турбовинтовому
многоцелевому самолету-амфибии Бе-114,
способному перевозить до 44 пассажиров
или до 6 тонн груза. В противопожарном
варианте эта машина, имеющая макси-
мальную взлетную массу около 22 тонн,
по своим возможностям сможет оказаться
весьма близка к «Бомбардье 415», распола-
гая при этом более высокими характеристи-
ками. Но пока этот проект находится в ста-
дии самых предварительных исследований,
и воплощение его в жизнь вряд ли будет
возможным без реальной поддержки со сто-
роны заинтересованных государственных
структур.