Как и тогда, Boeing теперь стоит перед суровым краткосрочным решением о том, должен ли он сократить производство реактивных самолетов. Это может снова привести к существенным местным увольнениям, которые до сих пор - даже с уже прекращенным производством 737 MAX - Boeing избегал.
«Боинг» является крупнейшим частным работодателем в штате Вашингтон, где работает около 72 000 человек. Большинство из них работают на коммерческих самолетах, и все эти работы находятся под угрозой, по крайней мере, временной приостановки. Любые сокращения этой рабочей силы резко отразятся на всей местной экономике, и ее последствия также будут ощущаться в глобальной цепочке поставок Boeing.
Поскольку узкоспециализированный реактивный завод Renton уже закрыт с января из-за расширенного заземления 737 MAX, любое сокращение или приостановка производства в Эверетте также означало бы, что заводы по производству деталей Boeing в Оберне и Фредериксоне практически не имеют сборочных линий для подачи, и поэтому им также, вероятно, придется сократить или прекратить работу.
Вспышка коронавируса в рядах сотрудников Boeing - шесть подтвержденных случаев на заводе в Эверетте и один в местной штаб-квартире в Лонгакресе с двумя возможными случаями в Оберне - может стать еще одной причиной полномасштабного временного прекращения производства.
Высокопоставленный представитель Boeing, который говорил на условиях анонимности из-за деликатности ситуации, сказал в воскресенье, что планирование действий в чрезвычайных ситуациях на самых высоких уровнях компании по-прежнему направлено на то, чтобы избежать увольнений, чтобы позволить бизнесу быстро восстановиться после того, как вирусная чрезвычайная ситуация пройдет ,
Он сказал, что руководство Boeing вряд ли объявит о твердом плане позднее на этой неделе, но пока что «разговоры здесь еще больше направлены на то, чтобы сделать все возможное для защиты сотрудников».
«Нам нужно, чтобы они быстро вернулись в седло, когда эта штука пройдет», - сказал он, добавив, что «в настоящее время нет ничего твердого».
Авиакатастрофа
Основной дилеммой Боинга является мучительная драма, разыгрываемая между американскими и мировыми авиакомпаниями.
В пятницу Delta Air Lines заявила, что сократит пропускную способность на 40 процентов в ближайшие несколько месяцев, припаркует до 300 самолетов и отложит поставки новых самолетов. Генеральный директор Delta Эд Бастиан сказал, что это было крупнейшее сокращение мощностей в истории Delta, в том числе после атак 11 сентября.
В субботу American Airlines объявила, что сократит 75% своих международных рейсов до 6 мая и сократит внутренние рейсы на 30% к маю. Американец выручит 135 из своего флота из 149 широкофюзеляжных самолетов.
Влияние коронавируса за рубежом еще хуже: чтобы обеспечить «выживание British Airways», что генеральный директор авиакомпании Алекс Круз заявил сотрудникам в пятницу, что рабочие места будут сокращены «возможно, на короткий период, возможно, на более длительный срок».
Недорогой перевозчик Norwegian, крупный клиент 737 MAX и 787, уволил половину своих 11 000 сотрудников, и генеральный директор сказал норвежскому правительству, что у него есть «недели, а не месяцы», чтобы предотвратить банкротство.
По словам швейцарского провайдера разведки ch-aviation, Korean Air обосновал около 100 из своих 145 пассажирских самолетов, а президент авиакомпании Ву Ки Хонг сказал сотрудникам во внутренней записке, что «Если ситуация сохранится в течение более длительного периода, мы можем достичь порога где мы не можем гарантировать выживание компании ».
В воскресенье SAS Скандинавии временно уволила 90% всех сотрудников и приостановила почти все рейсы.
И только пассажиры, желающие получить карантин в течение двух недель после прибытия, могут вылететь Air New Zealand или Qantas of Australia в эти две страны.
Авиакомпании США и более широкие авиакосмические игроки, в том числе Boeing и его поставщики, ведут срочные переговоры с администрацией Трампа с просьбой о государственной финансовой поддержке, чтобы поддержать отрасль и защитить примерно 2 миллиона прямых и косвенных рабочих мест, связанных с авиацией в США.
Авиакомпании не только столкнутся с резким, немедленным падением спроса, но их финансы будут разрушены в ближайшем будущем.
«Авиакомпании будут сосредоточены на выживании, а не на новых самолетах», - заявил в воскресенье в интервью авиационный аналитик Teal Group Ричард Абулафия.
Для Боинга неотложный вопрос: хотят ли какие-либо авиакомпании или нуждаются в больших самолетах, которые он строит прямо сейчас.
Из-за кризиса MAX сборочные линии для этого узкофюзеляжного самолета в Рентоне молчат. Теперь может возникнуть необходимость в производстве более крупных широкофюзеляжных самолетов в Эверетте и в Северном Чарльстоне, штат Южная Каролина.
В первые два месяца года воздействие коронавируса уже начало проявляться, так как
из этих двух мест окончательной сборки было доставлено всего 30 самолетов , что на 25% ниже номинальных показателей производства широкофюзеляжных реактивных самолетов.
В Эверетте новый 787 Dreamliner совершил первые полеты и готов к отправке в Америку. Еще один 787 готов к отправке флагманской авиакомпании Израиля, Эль-Аль, которая по состоянию на воскресенье приостановила почти все свои рейсы.
РЕКЛАМА
Хотя может быть уже слишком поздно откладывать эти два самолета, авиакомпаниям некуда им летать. Для многих самолетов, которые следуют за ними и сейчас находятся в процессе сборки, отсрочка доставки кажется надежной.
Среди самолетов, которые собираются на заводе в Эверетте и практически готовы к выпуску, находятся еще 787 для американца и 777 пассажирских самолетов для «Юнайтед». В Северном Чарльстоне для «Юнайтед» собираются еще два 787-10.
Экономическое влияние хуже, чем 9/11?
Когда впервые появился новый коронавирус, авиационный мир сравнил его со вспышкой SARS в 2003 году и надеялся на аналогичный результат: трехмесячный спад спроса и быстрое выздоровление после него. Но, как заметил Бастиан, этот расчет более сопоставим с ударом 11 сентября.
И поскольку никто не знает, продлится ли этот спад три месяца, шесть месяцев или год,
когда генеральный директор Southwest Гэри Келли на прошлой неделе провел сравнение с 9/11 , он сказал сотрудникам, что экономический спад на этот раз «может быть хуже».
Адам Пиларски, опытный аналитик консалтинговой компании Avitas, сказал, что сегодня позиции Boeing действительно могут быть более жесткими, потому что в прошлом году кризис MAX истощал его финансовые ресурсы.
Как и авиалинии, Пиларкси сказал, что Боинг "должен будет думать о выживании".
После 11 сентября, с таким настроем, Боинг немедленно отреагировал на столь же быстрое падение спроса.
Ровно через неделю после террористических атак, в результате которых самолеты Boeing убили почти 3000 американцев, подразделение Boeing Commercial Airplanes объявило о резком сокращении производства и планирует уволить от 20 000 до 30 000 рабочих к концу 2002 года.
Тогдашний генеральный директор Фил Кондит объяснил эти «жесткие бизнес-решения» необходимыми, чтобы «повысить способность компании поддерживать устойчивое финансовое положение, высокую ликвидность и лучшие рейтинги долга».
«Это критические факторы во времена деловой неопределенности и финансового стресса», - сказал Кондит.
В интервью 2016 года генеральный директор Commercial Airplanes во время атак
Алан Мулалли вспомнил решение, которое он должен был принять, как «разрушительное».
«Влияние на наш бизнес было драматичным», - вспоминает Мулалли. «Вы должны решительно двигаться, чтобы согласовать свои производственные ресурсы со спросом. Если нет, вы начинаете сжигать столько денег, что подвергаете компанию риску ».
Это угроза, с которой теперь сталкивается Боинг, усугубляется отсутствием доходов от 737 MAX и денег, которые он должен потратить, чтобы вернуть этот самолет в эксплуатацию.
Боинг имеет опыт 11 сентября и ОРВИ и других менее значительных внешних потрясений. Таким образом, его руководство может быть достаточно уверенным в том, что долгосрочная тенденция роста глобальных авиаперевозок в конечном итоге неизбежно возобновится. Проблема заключается в том, как пережить кратковременное воздействие, не зная точно, насколько краткосрочным оно может быть.
Когда Boeing прекратил производство MAX в январе, он принял решение не увольнять рабочих, потому что он ожидал возобновить сборочную линию около апреля и получить разрешение на полеты на MAX к лету. Руководство заявило, что хочет сохранить квалифицированную рабочую силу в течение прошедших месяцев, чтобы иметь возможность возобновить производство в соответствии с планом.
По мере того, как экономическая угроза коронавируса ежедневно возрастает во всем мире, лидерам компаний приходится действовать в ближайшее время, чтобы либо замедлить, либо остановить производство. Их решение, вероятно, будет зависеть от ответа правительства на призывы отрасли.
Вопрос в том, сможет ли Боинг сохранить рабочие места, чтобы сохранить талант для будущего восстановления? Или руководство вернется к размышлениям о Кондите и Мулалли в 2001 году?
Абулафия сказала, что, хотя замедление или приостановка производства кажется неизбежным, «увольнение людей, вероятно, неправильный вызов».
Тем не менее, он обеспокоен тем, что «зависимость от кокаина от возврата кокаина к доходам акционеров» Boeing, продолжающаяся почти два десятилетия, даст иной ответ, который ставит защиту цены акций и текущую денежную позицию перед рабочей силой и будущим.
Пиларски из Avitas предположил, что Boeing может договориться о временном отстранении, которое, по крайней мере, позволит сотрудникам сохранить свои медицинские и пенсионные выплаты.
Высшее руководство Boeing заявило, что «сегодня, когда я стою здесь, массовые увольнения маловероятны».
«Ситуация невероятно нестабильная», - предупредил он. «Слишком много неизвестных и нет гарантированного результата».