И даже бОльшие. Ту-104, Ан-10 (пришлось "закопать"), Ту-144 (пришлось "закопать"), Ту-154, Як-42.
Уважаемый
Сергей Гончаров, к сожалению ваша плодовитость в данной теме не основана на знании обсуждаемого вопроса. Ни СССР, и никто другой, и ни одна фирма авиапроизводитель в мире не имела скандала подобного тому в какой попал Боинг со своим поделием Боинг МАХ. Уже несколько раз, и не в этой теме только, я пояснял чем отличаются эти две катастрофы Боинга от всего того что было раньше в истории авиации. Но к сожалению, новички в данных темах, и тут речь не только о вас, не читают то что было написано в теме ранее, и потому я прошу прощения у давних участников темы, но я вынужден сейчас опять, теперь уже ради вас, повторить то что было сказано неоднократно ранее.
Радикальное отличие катастроф Боинг МАХ от всех предыдущих состоит в следующем. Все предыдущие катастрофы в истории мировой авиации происходили по причинам незнания ли, неумения ли, применения новых недостаточно изученных технологий либо расчетов ли, и т.п. и т.п. То есть они происходили вследствие добросовестного поведения авиапроизводителей. И вследствие если и конструктивных ошибок, то
неумышленных. И к тому же вспомним в какое время проектировались те ЛА которые вы упоминаете. Сейчас уровень знаний, технологий и проектирования выше на порядок, если не на два. И в этих условиях спроектировать самолет на ровном месте попавший в две катастрофы подряд, тут извините, тут даже не я, тут теория вероятности вам серьезно возразит. Продолжаю. Суть причин катастроф Боинга МАХ в отличии от всех других в истории - в недобросовестном поведении авиапроизводителя и
в умышленности применения опасного конструктива, о котором
сразу было ясно и понятно что так делать нельзя категорически. Спроектировать такой конструктив, когда далеко не самый важный и нужный в полете и всего лишь один датчик, без проверки достоверности его выходных значений, без какого-либо резервирования, управляет фактически самой важной частью ЛА такой как стабилизатор, причем втайне от летчика, без сигнализации о срабатывании, без сигнализации отказа, без упоминания об этом в ЭТД и РЛЭ - то есть умышленно утаив от летного состава само наличие такой подсистемы на самолете, мог только клинический ИДИОТ. И это не фигура речи и не эпитет. Это та точная техническая оценка уровня конструкции системы управления Боинга МАХ. Но понятно, что идиотов-конструкторов у Боинга нет. Такой конструктив был создан под дудку, под давлением то бишь, эффективных манагеров Боинга, в погоне их за прибылями и желанием обогнать Эйрбас и потерявших не только совесть в высшем ее понимании, но и элементарную добросовестность. Но есть и второй фактор. Такой финт ушами Боинга не прошел бы если бы он уже много лет назад не подмял бы под себя ФАА. Совершенно жульническим образом на базисе 67 года он прошел сертификацию своего древнего как мамонт и архаичного по конструкции самолета. Одно тарахтящее колесо стабилизатора чего стоит, которое кстати так и не спасло экипаж в Эфиопии, так извините накукуй оно тогда с 67 года в кабине присутствует? Для шумового эффекта? Чтобы летчики не заснули? Ту-154 того же года им в помощь.
СВС МАХа в смысле резериврования представляет просто смех по сравнению с современными, и не современными самолетами тоже. Чуть что и объявляется Airspeed Unreliable и понеслась никчемная нагрузка на летный состав. Потому как систем только две. И что за чушь с этой поправкой скорости на угол атаки? Кому она нужна когда она тоньше, извините, комариного хрена? И ранее летный состав летал забыв напрочь о листках висящих почти в каждой кабине с аэродинамическими поправками. Но Боинг пошел дальше с целью, ненужной кстати совершенно, поднять процесс измерения скорости на небывалую доселе высоту и объявляет совершенно ненужный алерт Airspeed Unreliable когда всего лишь отказывает датчик угла атаки дающий ничтожную поправку к скорости. Но вопреки логике, система МКАС работающая от того же датчика угла атаки признанного уже СВС недостоверным, продолжает пользоваться этими недостоверными значениями угла атаки и упорно и втайне от летчика направляет самолет в пике. Если это не идиотизм, то что тогда идиотизм? Только это идиотизм эффективных манагеров Боинга. Квалифицированный инженер любого авиапроизводителя не смог бы спроектировать такое чудо. Все это произошло исключительно вопреки всем нормам проектирования описанных в учебниках, под давлением эффективных манагеров Боинга преследующих лишь финансовый результат и наплевавших на безопасность конструкции и жизни людей которых они погубили. Кстати, для сведения, аналогичные системы независимо от летчика воздействующие на управляющие поверхности ЛА, такие как демпферы крена, тангажа и рысканья, именно по этим учебникам обязаны иметь многократное резервирование, которое в некоторых ЛА, как ЕМНИП АН-124, доходит до 4-х кратного, что, уж извините, впервые было отмечено именно мною. Но Боингу некогда обращать внимание на такие "мелочи" когда надо протолкнуть в коммерческую эксплуатацию свою древнюю поделку по сертификату 67 года, чтобы не тратить лишние финансы, и самое главное, время на новую сертификацию. А в важности таких систем вы можете убедиться сами вспомнив танцующий Ту-154 в Чкаловске, разбившийся Ту-134, хорошо описан у Селякова, и т.п.
Сейчас идет уголовное расследование в котором разбирается вопрос каким образом случилось то, что ФАА, как она утверждает, была обманута Боингом о самом наличии и принципах функционирования подсистемы МКАС на Боинг МАХ. Хотя лично я не верю как Боингу, так и самой ФАА. И воспринимаю происходящее как тех, так и других, как верчение ужов на сковородке с целью уйти от уголовной ответственности. Работай я в ФАА, не понимаю каким образом меня смогли бы ввести в заблуждение относительно принципиальной схемы работы МКАС, совершенно неприемлемой и недопустимой. Только лишь в случае если бы я полностью забил на этот процесс сертификации. Надеюсь американская Фемида разберется в этом вопросе. Кстати хочу обратить ваше внимание, что когда полтора года назад и речи не было об уголовном преследовании, узнав о том буквально беспределе с которым сделана система управления Боинга МАХ, я пожелал его Главному конструктору от стыда застрелиться, остальных подвергнуть уголовному преследованию, а Боингу потерять десятки миллиардов долларов в наказание за эти умышленные деяния. И ведь все сбылось почти. Уголовное дело есть, это не Россия, где ССЖ может безнаказанно сжечь 41 человек, но наши доблестные следственные органы как всегда ищут только козла отпущения, как и в Ярославле, да и вообще старая добрая традиция СССР фальсифицировать причины катастроф в России продолжает цвести пышным цветом. Главный Боинга не застрелился, все таки это была метафора, но тем не менее уволен. То есть все-таки потерпел фиаско, как и
денокан со своей группой боингозащитников, не знающих и упрямо не хотящих знать и изучить что написано в учебниках еще 70-80-х годов по проектированию ЛА. Пожелаю им всем наконец хоть сейчас узнать что есть такое резервирование в проектировании систем управления ЛА. Многие миллиарды Боинг потерял, и поделом его акционерам, таких надо жестоко наказывать и ставить на место. За свое поведение когда вопреки уже всем известным фактам Боинг как заведенный повторял свою мантру о своей приверженности безопасности, что выглядело предельно цинично. Но его руководство оторвалось от действительности. Мало того продолжало давить на ФАА пытаясь получить разрешение на эксплуатацию своего древнего самолета, даже не понимая того как они подставили саму ФАА и не понимая как изменилась ситуация. За каковое непонимание Муленбург с его сказками про резервирование Боинга МАХ получил ускорение в известном направлении. Вон. И это Боинг МАХ основал поговорку - новый самолет - не значит современный самолет. Вот его девиз нынче с этим изделием из 60-х годов и костылем в виде МКАС для исправления аэродинамических характеристик.
Мне лично непонятно, чем Boeing такой особенный (кроме повышенного внимания хейтеров - начиная от "бойцов Паутины" и до членов U.S. Сената включительно)? AVIC, COMAC, ОАК - имеют на задних дворах кладбища скелетов такие, что если начать реально копать - эти скелеты грузовыми ж/д вагонами вывозить придется. Да и "лик светел" Эйрбаса - тоже при реальном желании, подкрепленном реальными ресурсами, - можно преизрядно "подтемнить".
Имею надежду что ваше непонимание, а возможно и многих других, чем Боинг такой особенный - устранено благодаря этому длинному спичу.
Потому скелетов подобных Боинговским - вы в шкафах других производителей не найдете.
Попадает, Вася, попадает. И аналоги - будут. По той простой причине, что массовое внедрение схемы - пилоты управляют самолетом только через посредство компьютера - сделает известный % катастроф по причине кривого ПО - статистически неизбежным. Этот % можно снизить разумеется - но полностью исключить - уже нет. И это было вполне понятно и об этом писалось в авиационно-технической литературе еще в 1980-е.
Никакого кривого ПО, в смысле кривого кода, у Боинга МАХ не было. Кривые были алгоритмы, по причинам подробно поясненным выше, и не имеющим никакого отношения к ошибкам создания самого ПО.
Э-э-э...
Вась, а
по сравнению с кем Boeing стал "второразряден"? Неужто сравнительно с
предбанкротным свечнымЪ заводикомЪ ОАК?
С Эйрбасом. ОАК никто и звать ее никак. Учитывая интеллект ее руководителей таких как Чемезов, Сердюков и Слюсарь будущее ОАК предельно ясно.
2. Несмотря на все это - действительно психологически устойчивые, грамотные и опытные экипажи - катастроф, столь горячо обсуждаемых, - в тех ситуациях не допустили бы. Пилоты не должны быть обезьянами (и я не цвет кожи тут имею ввиду) для нажатия кнопок.
В первую очередь обезьянами не должны быть авиапроизводители. Поясню на примере дырок в сыре, как любит
денокан. ) Он сам много раз говорил что ошибки пилотов неизбежны. И эти ошибки будут постоянно возникать в процессе эксплуатации ЛА. Такова природа человека. И это так. Но современный уровень БП слишком высок чтобы единичная ошибка привела к катастрофе. Обычно это цепь маловероятных событий, т.н. дырок в сыре, которые совпавшие и могут привести к трагедии. Но считаю эту аналогию неточной. Ошибки, дырки, от конструкторов имеют совершенно другую значимость чем ошибки эксплуатантов. Если дырки в сыре от конструкторов нет - то сколько бы ошибок в дальнейшем не совершили эксплуатанты - дырки по данной причине не совпадут, сыр целый, все живы. И наоборот, единственная, раз совершенная ошибка производителя авиатехники открывает ящик Пандоры куда будут попадать эксплуатанты раз за разом, то есть в ту главную дырку в сыре которая будет давать возможность совпадать с другими дырками по вине как летной, так и технической эксплуатации, неизбежных в этом мире. Очевидно что закрыв эту дырку, какие бы ошибки не совершали эксплуатанты, катастроф по этой причине уже не будет. Что мы и имеем на примере Боинг МАХ. До него "обезьяны", по вашему выражению, безопасно и долго летали на Боинг НГ. Но стоило авиапроизводителю Боингу открыть свою дырку в сыре, как туда тут же угодили два экипажа с двумя катастрофами. И угодили бы еще больше не будь остановлена эта конструктивная вакханалия. И еще насчет "обезьян" в кабине. Это откровенное неуважение к погибшим. Не думаю, что вы, не сидевший в кабине, и не имеющий отношения и знаний по анализу действий летного состава имеете право на подобные формулировки. А погибшие были вынуждены разгадывать шарады составленные боинговскими манагерами. О чем также ранее говорилось, что то что случилось не совсем было похоже на увод стабилизатора ввиду дискретности, а в Эфиопии был фактор тупого и невнятного бюллетеня самого Боинга, который не смог объяснить точную последовательность действий при ложном срабатывании МКАС. О чем тут вообще говорить, когда в рукдоках Боинга имеются очевидные ляпы, как например в FCOM 737 в описании последовательности действий летного состава при приземлении отсутствует упоминание о необходимости торможения. Проверьте.
Там есть и другие двусмысленные и неточные формулировки. Кто Боингу мешает ясно и определенно выразить своим мысли? У меня есть ответ на этот вопрос. Который основан на той позиции которую Боинг занял после катастроф. Эта позиция была нахальная. Типа кто тут мы, а кто вы, совершенно оторванная от действительности и понимания того что эти боинговские идиоты убили 346 ни в чем неповинных человек. Но их поставили на место. И ответ таков. Боинг зарвался, оторвался от реальности, от своего всемогущия и помыкания ФАА. И ему слепо доверял весь мир. Но эта эпоха закончилась. К сожалению ценой гибели сотен человек.