Уморительные подробности сертификационных делишек Боинга. Касается всех горе-самолетов семейства Макс.
Boeing хочет, чтобы FAA освободило MAX 7 от некоторых правил безопасности, чтобы поднять его в воздух
Доминик Гейтс
Мало кто заметил, что Федеральное управление гражданской авиации в декабре опубликовало запрос Boeing на освобождение от ключевых стандартов безопасности 737 MAX 7 — до сих пор не сертифицированного самолета Boeing.
С августа более ранние модели самолетов MAX, которые в настоящее время перевозят пассажиров в США,
были вынуждены ограничить использование противообледенительной системы двигателя самолета после того, как компания Boeing обнаружила дефект в системе с потенциально катастрофическими последствиями.
Дефект может привести к тому, что впускное отверстие на переднем конце капсулы, окружающей двигатель, известное как гондола, сломается и упадет.
В августовской Директиве о летной годности ФАУ заявило, что обломки в результате такого разрушения могут проникнуть в фюзеляж, подвергая опасности пассажиров, сидящих у окон за крыльями, и могут повредить крыло или хвост самолета, «что может привести к потере управления». самолета».
Деннис Таджер, представитель Ассоциации пилотов союзников, профсоюза, представляющего 15 000 пилотов American Airlines, заявил, что дефект в противообледенительной системе двигателя «вызывает у нас большую обеспокоенность».
Он заявил, что пилотная процедура, одобренная ФАУ в качестве временного решения,
призывающая пилотов обязательно отключать систему при исчезновении обледенения, чтобы избежать перегрева, который в течение пяти минут может серьезно повредить конструкцию гондолы, неадекватна, учитывая серьезную потенциальную опасность. .
«Вы привлекаете наше внимание, когда говорите, что людей могут убить», — сказал Таджер. «Мы не заинтересованы в регламентах, которые зависят от человеческой памяти. … Просто должен быть лучший способ».
В своем ходатайстве в ФАА компания Boeing утверждает, что разрушение гондолы двигателя «крайне маловероятно» и что исключение не приведет к снижению безопасности.
«737 MAX находится в эксплуатации с 2017 года и налетал более 6,5 миллионов часов. За это время не было зарегистрировано случаев вылета деталей из самолета из-за перегрева входной конструкции мотогондолы двигателя», — говорится в заявке.
В четверг компания Boeing сообщила в заявлении, отправленном по электронной почте, что она «разрабатывает долгосрочное решение, которое пройдет тщательное тестирование и проверку FAA, прежде чем будет введено в состав парка 737 MAX».
Тем временем в Boeing заявили, что «проверки продолжаются» на предмет повреждений гондол находящихся в эксплуатации самолетов MAX.
Однако без исключения из действующих правил безопасности ФАА не может одобрить две последние модели MAX, MAX 7 и MAX 10, для перевозки пассажиров.
Предупреждение: не забудьте выключить его.
Отраслевые аналитики и инвесторы Boeing давно ожидали скорого получения сертификата MAX 7. Цена акций компании значительно выросла к концу года, отчасти из-за этих ожиданий.
Если освобождение будет предоставлено, сертификация может быть продолжена, что позволит MAX 7 начать полеты с Southwest Airlines.
У Boeing будет время до середины 2026 года спроектировать, протестировать и сертифицировать постоянное исправление дефекта противообледенительной системы двигателя, которое затем будет установлено на все модели MAX.
К тому времени в эксплуатации может находиться около 2000 самолетов MAX, а это означает, что более 4000 двигателей будут нуждаться в модернизации.
До тех пор пилотам придется придерживаться ограничений, применяемых в настоящее время к моделям MAX 8 и MAX 9. Выбравшись из гололеда в более сухой воздух, они должны обязательно отключить противообледенительную систему двигателя, которая нагревает внутреннюю часть корпуса двигателя, чтобы лед не накапливался.
Если они этого не сделают, система может быстро перегреть углеродный композитный материал и повредить структурную целостность блока двигателя.
Проблема в том, что экипаж не получает никаких предупреждений или указаний о том, что систему необходимо отключить. Им просто нужно не забыть это сделать.
Если они забудут или отвлекутся на другие задачи, перегрев может начать повреждать конструкцию уже через пять минут.
Таджер сказал, что пилоты других самолетов «нередко» случайно оставляют противообледенительную систему включенной, когда она больше не нужна.
Например, на старых Боингах 737 это будет тратить энергию, но не причинит никакого ущерба. Дефект затрагивает только MAX, воздухозаборники двигателя изготовлены из углеродного композита, а не из металла, используемого на старых моделях.
Независимый консультант по авиационной безопасности и пилот Джон Кокс сказал, что он использовал противообледенительную систему на предыдущем Боинге 737 «в течение длительного периода времени».
И он не уверен, насколько практично просить летный экипаж MAX ограничить время работы системы в сухом воздухе.
«Я бывал в вершинах облаков и выходил из них», — сказал Кокс. «Вы включаете его, выключаете, включаете, выключаете?»
«Если вы сделаете это и отвлечетесь, в конечном итоге отключите антиобледенительную систему и вернетесь в облака, где вы обнаружите обледенение на воздухозаборнике, в следующий раз, когда вы включите его, вы проглотите этот лед», добавил он.
Рассмотрев петицию Boeing, Кокс сказал, что рекомендовал бы ФАУ отклонить ее.
«Учитывая возможность такого сбоя и уже действующую Директиву о летной годности со значительными ограничениями, я бы проголосовал за отклонение запроса об освобождении», — сказал Кокс. «Да, это повлияет на ввод в эксплуатацию, но, по словам ФАА, может создать «небезопасные условия».
Единая точка отказа?
В петиции Boeing говорится, что потенциальная поломка блока двигателя была обнаружена в ходе анализа и летных испытаний и могла произойти только в случае «множественных независимых сбоев системы в определенных эксплуатационных и экологических условиях».
«Количественная оценка риска Boeing оценила этот сценарий как крайне маловероятный», — заключает документ.
Но
Джо Якобсен , бывший инженер по безопасности ФАА и советник Фонда авиационной безопасности, говорит, что в петиции нет никаких доказательств того, что это не единая точка отказа.
«Пилот забывает выключить его — это все, что нужно», — сказал Якобсен.
Майк Достерт, еще один бывший инженер по безопасности ФАУ, а также советник фонда, согласен с этим.
«Все, что нужно, — это оставить систему включенной, и вы повредите конструкцию», — сказал Достерт. «Я не вижу множественных неудач».
По его словам, без какого-либо предупреждения экипажа, говорящего пилотам, что им следует отключить систему, «существует довольно большая вероятность возникновения человеческой ошибки».
Примечательно, что среди различных правил, от которых Boeing хочет освободиться, есть одно, требующее от производителя реактивных самолетов доказать, что любой «отдельный отказ, неисправность или возможная комбинация отказов (которые) поставят под угрозу безопасную эксплуатацию самолета… крайне маловероятны».
Достерт добавил, что этот дефект может привести к перегреву и повреждению обоих двигателей самолета одновременно, что потенциально делает такое событие даже хуже, чем несколько серьезных аварий за последние годы, когда сломанные лопасти вентилятора двигателя привели к поломке воздухозаборника одного двигателя.
Гондола вокруг двигателя является частью планера, и ответственность за нее несет компания Boeing, а не производитель двигателя.
Достерт сказал, что более ранний несмертельный взрыв двигателя на рейсе Southwest в 2016 году также привел к тому, что воздухозаборник покинул самолет, но до гибели в 2018 году никаких исправлений не было сделано.
Почти шесть лет спустя исправление ситуации со сломанными лопастями вентилятора в старых 737-х все еще находится в работе. В декабре ФАУ опубликовало предложение, которое дает Boeing до середины 2028 года разработку модернизации, которая усилит воздухозаборники и кожухи вентиляторов.
«Здесь есть закономерность», — сказал Достерт. «О том, что Boeing знает о потенциально катастрофических единичных сбоях и не устраняет их в оперативном порядке».
Безопасность, аналогичная MAX 8 и MAX 9.
В 2022 году генеральный директор Boeing Дэйв
Калхун пригрозил отменить MAX 10, если Конгресс не внесет поправки в закон, дающий разрешение на сертификацию самолета без соблюдения правил безопасности для систем оповещения экипажа, включенных в Закон о сертификации, безопасности и отчетности самолетов 2020 года.
Конгресс поддался давлению и внес поправки в закон , предусматривающие освобождение от требований безопасности для моделей MAX 7 и MAX 10.
В своей декабрьской петиции Boeing утверждает, что предоставление нового исключения с тем же процедурным ограничением на использование пилотами противообледенительной системы двигателя, которое применяется к MAX 8 и MAX 9, сделает MAX 7 не менее безопасным, чем эти два самолета. которые летают пассажирами каждый день.
Но Кокс сказал, что «есть разница между небезопасным состоянием существующего парка и небезопасным состоянием до сертификации».
Он сказал, что ему не нравится идея «сертифицировать самолет с признанным потенциально опасным состоянием».
Поскольку MAX 8 и 9 уже летают, Кокс сказал, что единственной альтернативой FAA наложению эксплуатационных ограничений на эти самолеты является приостановка их использования.
«Думаю ли я, что стоит приземлить флот? Нет, я не знаю. Это немного непростой вопрос», — сказал Кокс. Ограничение использования противообледенительной системы в сухом воздухе — «вероятно, лучший компромисс, который FAA и Boeing могли придумать и согласовать».
Но для двух самолетов Boeing, которые еще не прошли сертификацию, MAX 7 и MAX 10, он считает, что ускоренное постоянное исправление является лучшим подходом.
«Им необходимо сделать очень важным приоритетом минимизировать время работы двигателя с этой потенциальной проблемой и восстановить нормальное состояние противообледенительной системы», — сказал Кокс.
В заявлении, отправленном по электронной почте, ФАА заявило, что оно расследует, как дефект был упущен во время первоначальной разработки и сертификации MAX, и «примет меры по исправлению положения, чтобы гарантировать, что будущие программы сертификации Boeing… будут улучшены».
Агентство безопасности заявило, что вынесет решение по петиции Boeing, но «конкретного графика нет».
Boeing asked the FAA to exempt its 737 MAX 7 from certain safety regulations. Without the exemption, an engine anti-ice system defect will keep the jet from being certified.