Так там вся соль именно в том, что это сделка - Боинг признался, платит деньги и кается, зато никого не сажают и бронь от будущих обвинений в том же самом.
Но есть нюансы....
Министерство юстиции сообщает, что Boeing готов заключить новую сделку о признании вины, чтобы избежать уголовного процесса по делу о крушениях самолетов 737 Max
7 июля 2024 г
Ассошиэйтед Пресс
Компания Boeing признает себя виновной в уголовном мошенничестве, связанном с двумя крушениями самолетов 737 Max, в результате которых погибли 346 человек, сообщило Министерство юстиции в воскресенье вечером после того, как правительство установило, что компания нарушила соглашение, которое защищало ее от судебного преследования в течение более трех лет.
На прошлой неделе федеральные прокуроры предоставили компании Boeing выбор: признать себя виновной и выплатить штраф в рамках приговора или предстать перед судом по обвинению в совершении тяжкого преступления — сговоре с целью мошенничества в отношении Соединенных Штатов.
Прокуроры обвинили американского аэрокосмического гиганта в обмане регулирующих органов, которые одобрили самолет и требования к подготовке пилотов для него.
Соглашение о признании вины, которое еще должно получить одобрение федерального судьи, чтобы вступить в силу, требует от Boeing выплатить дополнительный штраф в размере 243,6 млн долларов. Это та же сумма, которую компания заплатила по соглашению 2021 года, которое, по словам Министерства юстиции, компания нарушила.
Будет назначен независимый наблюдатель для надзора за процедурами безопасности и качества Boeing в течение трех лет. Соглашение также требует, чтобы Boeing инвестировала не менее 455 млн долларов в свои программы соответствия и безопасности.
Соглашение о признании вины охватывает только правонарушения Boeing до катастроф в Индонезии и Эфиопии, в результате которых погибли все 346 пассажиров и членов экипажа на борту двух новых самолетов Max. Оно не дает Boeing иммунитета в отношении других инцидентов, включая комиссию, которая сдула самолет Max во время полета Alaska Airlines над Орегоном в январе, сказал представитель Министерства юстиции.
Сделка также не распространяется на нынешних или бывших должностных лиц Boeing, только на саму корпорацию. В своем заявлении Boeing подтвердил, что достиг соглашения с Министерством юстиции, но не дал дальнейших комментариев.
В заявлении, поданном в воскресенье вечером, Министерство юстиции заявило, что рассчитывает представить письменное соглашение о признании вины в Окружной суд США в Техасе к 19 июля. Адвокаты некоторых родственников погибших в двух авариях заявили, что попросят судью отклонить соглашение.
«Эта милашка не признает, что из-за заговора Boeing погибло 346 человек. Благодаря хитрым юридическим сделкам между Boeing и Министерством юстиции смертельные последствия преступления Boeing скрываются», — сказал Пол Касселл, адвокат некоторых семей.
Федеральные прокуроры утверждают, что компания Boeing вступила в сговор с целью обмана правительства, введя регулирующие органы в заблуждение относительно системы управления полетом, которая была причиной в катастрофах, произошедших с разницей менее чем в пять месяцев.
В рамках соглашения от января 2021 года Министерство юстиции заявило, что не будет преследовать Boeing по этому обвинению, если компания будет соблюдать определенные условия в течение трех лет. В прошлом месяце прокуроры заявили, что Boeing нарушила условия этого соглашения.
Окружной судья США Рид О'Коннор, который курировал это дело с самого начала, раскритиковал то, что
он назвал «вопиющим преступным поведением Boeing». О'Коннор может принять признание и предложенный прокурорами приговор или отклонить соглашение, что, вероятно, приведет к новым переговорам между Министерством юстиции и Boeing.
Дело берет свое начало в катастрофах в Индонезии и Эфиопии. Пилоты Lion Air в первой катастрофе не знали о программном обеспечении управления полетом, которое могло опускать нос самолета без их участия. Пилоты Ethiopian Airlines знали об этом, но не смогли управлять самолетом, когда программное обеспечение активировалось на основе информации от неисправного датчика.
В 2021 году Министерство юстиции обвинило Boeing в обмане регуляторов FAA относительно программного обеспечения, которого не было в старых 737, и относительно того, сколько обучения пилотам потребуется для безопасного управления самолетом. Однако в то время министерство согласилось не преследовать Boeing в судебном порядке, если компания выплатит компенсацию в размере 2,5 млрд долларов, включая штраф в размере 243,6 млн долларов, и предпримет шаги для соблюдения законов о борьбе с мошенничеством в течение трех лет.
Boeing, обвинивший двух низкоуровневых сотрудников в том, что они ввели в заблуждение регуляторов, попытался оставить катастрофы позади. После того, как самолеты Max были приземлены на 20 месяцев, регуляторы снова разрешили им летать после того, как компания снизила мощность программного обеспечения для полетов. Самолеты Max совершили тысячи безопасных полетов, а заказы от авиакомпаний увеличились, увеличившись примерно до 750 в 2021 году, примерно на 700 больше в 2022 году и почти до 1000 в 2023 году.
Ситуация изменилась в январе, когда во время полета самолета авиакомпании Alaska Airlines над Орегоном у самолета Max сорвало панель, закрывавшую неиспользованный аварийный выход.
Пилоты благополучно посадили 737 Max, и никто серьезно не пострадал, но инцидент привел к более пристальному вниманию к компании. Министерство юстиции начало новое расследование, ФБР сообщило пассажирам самолета Alaska, что они могут стать жертвами преступления, а FAA заявило, что усиливает надзор за Boeing.
По мнению некоторых экспертов по правовым вопросам, уголовное осуждение может поставить под угрозу статус Boeing как федерального подрядчика. Заявление, объявленное в воскресенье, не затрагивает этот вопрос, оставляя каждому правительственному агентству право запретить Boeing.
Военно-воздушные силы сослались на «настоятельные национальные интересы», позволив Boeing продолжить борьбу за контракты после того, как в 2006 году компания выплатила штраф в размере 615 миллионов долларов для урегулирования уголовных и гражданских обвинений, в том числе в использовании информации, украденной у конкурента, для получения контракта на запуск космических аппаратов.
Компания, базирующаяся в Арлингтоне, штат Вирджиния, имеет 170 000 сотрудников и десятки клиентов-авиакомпаний по всему миру. Лучшими клиентами для 737 Max являются Southwest, United, American, Alaska, Ryanair и flydubai.
Но 37% его доходов в прошлом году поступили от контрактов правительства США. Большая часть из них была оборонной работой, включая военные продажи, которые Вашингтон организовал для других стран.
Boeing также делает капсулу для NASA. Двое астронавтов останутся на Международной космической станции дольше, чем ожидалось, пока инженеры Boeing и NASA устраняют неполадки в двигательной системе, используемой для маневрирования капсулы.
Даже некоторые критики Boeing обеспокоены возможностью нанести ущерб ключевому оборонному подрядчику.
«Мы хотим, чтобы Boeing добился успеха», — заявил Ричард Блюменталь, демократ из Коннектикута, во время слушаний в Сенате в прошлом месяце по поводу того, что он назвал сломанной культурой безопасности компании. «Boeing должен добиться успеха ради рабочих мест, которые он предоставляет, ради местной экономики, которую он поддерживает, ради американских пассажиров, ради наших военных».
Родственники жертв крушения Max настаивают на уголовном процессе, который мог бы пролить свет на то, что знали люди внутри Boeing о том, что они обманывают FAA. Они также хотят, чтобы Министерство юстиции привлекло к ответственности высших должностных лиц Boeing, а не только компанию.
«Boeing много раз платил штрафы, и, похоже, это ничего не меняет», — сказал Айк Риффел из Реддинга, Калифорния, чьи сыновья Мелвин и Беннетт погибли в авиакатастрофе Ethiopian Airlines.
«Когда начальники начнут попадать в тюрьму, вот тогда вы увидите перемены».
На недавних слушаниях в Сенате генеральный директор Boeing Дэвид Кэлхун выступил в защиту показателей безопасности компании, повернувшись и извинившись перед родственниками жертв крушения самолета Max, сидевшими в рядах позади него, «за то горе, которое мы им причинили».
За несколько часов до слушаний подкомитет по расследованиям Сената опубликовал 204-страничный отчет с новыми обвинениями от осведомителя, который заявил, что обеспокоен тем, что в самолеты 737 могут попасть дефектные детали. Информатор был последним в череде нынешних и бывших сотрудников Boeing, которые выразили обеспокоенность по поводу безопасности компании и заявили, что в результате столкнулись с ответными мерами.
The Justice Department says Boeing has agreed to plead guilty to a criminal fraud charge stemming from two deadly crashes of 737 Max jetliners.