Боинг МН-17: определение места пуска ракеты на основании картины поражения самолета.

Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Реклама
Следует ли принять как аксиому, что любой осколок ракеты после подрыва на начальном участке траектории до столкновения с первым препятствием минимум на протяжении 20-25 метров летит практически прямолинейно по тому вектору, который является суммой векторов импульса силы, приложенной к осколку в момент взрыва, и скорости, имеющейся у ракеты до взрыва?
Без всякого сомнения, да. Слишком ничтожны аэродинамические и гравитационные силы (и соответственно ускорения от этих сил которые и будут менять скорость объекта) для той скорости осколка и на таком коротком этапе.
ПС. Вектор импульса силы с вектором скорости не складывается, вы наверняка имели ввиду что складываются вектор скорости осколка относительно ракеты полученный от взрыва и вектор скорости самой ракеты.
 
Изменяет. АА (или Росавиация) достаточно бурно реагировал на это.
Они вообще бурно реагируют на придуманные ими самими же для бурного реагирования вещи :) Причем исключительно в медийном пространстве, не в виде документов.
Смотрим about the investigation, стр 96, там черным по белому написано:
58af371a815e3b7f9df58c23623b26ef.png

Вот ссылка на DSB https://www.onderzoeksraad.nl/uploa...4fdbd5b2report-mh17-abouttheinvestigation.pdf
 
Итак - DSA76 дал правильный ответ.
На первом этапе натурного эксперимента "ракета" имела "углы подлета" 79.4 гр по горизонтали и 27.2 гр по вертикали.
Это статика - соответствует 62 и 22 градусам в динамике.
И, как утверждает А-А, эксперимент показал, что при таких углах левый двигатель попадает в основное поле осколков.

Опять вопрос, извините - зачем А-А, утверждающему, что угол подлета по горизонту был равен 72-78 градусов, понадобилось производить "контрольный выстрел" с угла 62 градуса?
Было бы понятно, если бы "контрольный выстрел" производился с угла бОльшего, чем 72-78 -это сработало бы в пользу версии "пуск из Зарощенского".
Но зачем "стрелять" с меньшего угла?
Ведь это работает на версию "пуск из Снежного"?

Есть у кого какие предположения?
А что такое контрольный выстрел применительно к этой ситуации?
 
С этим утверждением вы погорячились. Страница 143, Рис. 61 и Рис. 66 на странице 148 голландского отчёта. Точка взрыва вполне могла быть заметно выше фюзеляжа. По версии А-А точка взрыва также выше на 42 см. Им-то насчёт высоты вроде врать незачем, они на ней упор вообще не делали, насколько я помню.
Пока придётся. Хотя, ИМХО, повреждения правой ОЧК - это очень важный момент. Жаль, что следствие по этому поводу молчит. Может, кто-нибудь схемку нарисует потом...

Кстати, если взять угол разлёта вторичных осколков за 19,61 градуса, а тангаж ракеты (по версии А-А) за 16,5, то получается, что поле вторичных осколков в двигатель не попадает, а снижается за ~25 метров меньше, чем на полтора метра (минус 3 градуса к горизонту), и, соответственно, проходит целиком выше двигателя.
Повторю и Вам вопрос: когда Вы говорите о вторичных осколках, то почему ограничиваетесь только осколками ракеты? Из распоротого фюзеляжа в результате взрывной разгерметизации вылетело достаточно, чтоб разнести что угодно. Голландцы же говорят о "краске от ракеты" но не говорят, с каких именно обломков они брали соскобы
 
А что такое контрольный выстрел применительно к этой ситуации?
Первый этап натурного эксперимента, на котором проверялась версия "пуск из Зарощенского".
"Ракета" в статике выставлялась под углами 79.4 и 27.2 гр, что соответствовало углам в динамике 62 и 22.
 
Повторю и Вам вопрос:
Так я то же самое хотел бы узнать у Vik63, я как раз отнюдь не ограничиваюсь обломками ракеты. Более того, глядя на фото фрагментов ракеты (слайд №70), выложенных А-А, мне лично не верится, что они могли оставить 47 пробоин в обечайке, как утверждает автор топика.
 
Смотрим about the investigation, стр 96, там черным по белому написано:
Вспоминаем кол-во экспериментов и читаем черным по белому:
В итоге в концерне предложили провести второй этап натурного эксперимента, чтобы либо подтвердить, либо опровергнуть версию международной комиссии, однако голландская сторона отказалась принять участие в исследовании, сообщили в "Алмаз-Антее". Эксперимент был проведен 7 октября 2015 года самостоятельно специалистами концерна.

Подробнее: http://www.newsru.com/russia/15oct2015/boeing_2.html


Надеюсь, поверите на слово.
 
Реклама
Вспоминаем кол-во экспериментов и читаем черным по белому:
В итоге в концерне предложили провести второй этап натурного эксперимента, чтобы либо подтвердить, либо опровергнуть версию международной комиссии, однако голландская сторона отказалась принять участие в исследовании, сообщили в "Алмаз-Антее". Эксперимент был проведен 7 октября 2015 года самостоятельно специалистами концерна.

Подробнее: http://www.newsru.com/russia/15oct2015/boeing_2.html


Надеюсь, поверите на слово.

13 октября была опубликована окончательная версия доклада, черновик финальной версии был УЖЕ разослан всем участникам на момент проведения эксперимента.
Достоверной информации о приглашении представителей ДСБ на второй этап эксперимента не имею, полагаю что Вы тоже.
Зато информация о не-приглашении на первый этап эксперимента налицо
 
Достоверной информации о приглашении представителей ДСБ на второй этап эксперимента не имею, полагаю что Вы тоже.
Если официальный представитель заявляет об этом на пресс-конференции, посвященной эксперименту, это достоверно или нет?
 
Если официальный представитель заявляет об этом на пресс-конференции, посвященной эксперименту, это достоверно или нет?
Вы когда-нибудь сталкивались с бюрократией? За сколько нужно официальным письмом приглашать представителей ДСБ представляете?

Если вы о Малышевском, то разве не этот этот же представитель утверждал что
Ракета 9М38М1 комплекса «Бук-М1» была снята с производства в 1999 г. Тогда же все оставшиеся в наличии ракеты такого типа были переданы иностранным заказчикам
Или это сам Генеральный директор концерна утверждал?

Короче, 17 июля 2015 Генеральный директор вовсе не собирался ДСБ приглашать:
«Мы можем провести подрыв боевой части ракеты у фюзеляжа самолета в статическом положении на одном из наших испытательных полигонов», – уточнил он. «Для участия в эксперименте в качестве наблюдателей мы готовы пригласить международных специалистов из числа независимых и авторитетных экспертов, а также представителей крупнейших мировых авиастроительных корпораций», – подчеркнул Новиков.
 
Опять же, численные методы физику не отменяют и можно качественно оценить их результат решения задачи "динамика-статика". Если пренебречь плотностью, а поставить задачу обеспечить "статикой" необходимое поле накрытия, то необходимые поправки можно просто рассчитать. (как я уже говорил, меридиональный угол в динамике не намного меньше, чем в статике)
А в чем вообще был смысл этой "динамики-статики"? Если, что очевидно, поле ПЭ в "динамике" накрывает цель по-другому чем в "статике", то в чем смысл подбора такой "статики", которая была бы похожа (в смысле минимума целевой функции) на "динамику"? Ясно, что, например, плотности пробоин на треугольник сетки по трем фракциям ПЭ в статике и динамике будут отличаться, и, если в целевой функции учитывать распределение просто "дырок" (не различая фракции), то можно, в принципе, подогнать под картину поражения почти все что-угодно, включая БЧ совершенно другой формы и размеров. Тем более, что чувствительность метода подгона статики под динамику А-А не проясняет, т.е. непонятно насколько сильно от минимума сдвинется значение целевой функции, если пошевелить углы и координаты центра БЧ относительно цели. Или что будет, если "поиграть" с размерами и формой виртуальной БЧ?

С моей точки зрения, если уж проводить эксперимент, в том виде как это сделал А-А, то его результаты было бы разумно использовать совсем по-другому, а не для туманной "динамики-статики". Имело смысл проверять именно сам метод определения положения БЧ по реальным пробоинам и добиваться построения такой целевой функции и подбору такого метода оптимизации, чтобы положение статичной БЧ с хорошей точностью и устойчивостью определялось по пробоинам на кокпите Ил-86. Так как в этом случае реальное положение БЧ заранее известно, то можно было проверить как, например, влияет на результат определения положения БЧ утрата части обшивки (и, следовательно, части пробоин).

А-А же взял откуда-то положение БЧ Бука в момент поражения MH17 (насколько я понимаю взял просто из неких умозрительных соображений, а не вычислил в результате решения обратной задачи по реальным пробоинам) и уже только затем решал задачу минимизации целевой функции, для подбора такого статичного положения БЧ, чтобы картина пробоин была похожа на пробоины MH17. Почему А-А не попытался решать обратную задачу прямо для случая MH17? Если А-А имел (как следует из статьи) свою модель разлета ПЭ, целевую функцию, и т.д., то что помешало попытаться найти минимум этой целевой функции для совокупности пробоин реального MH17?
 
ПС. Вектор импульса силы с вектором скорости не складывается, вы наверняка имели ввиду что складываются вектор скорости осколка относительно ракеты полученный от взрыва и вектор скорости самой ракеты.
Да, вы правы. Я подзабыл термины, но помню еще принципы.
Третье. А что там с правым крылом, которое должно быть изрешечено ПЭ согласно голландской же схеме (верхняя часть фото)?
right-wing-tip-not-damaged.jpg
Меня интересует нижняя часть фото. Я так понимаю, что это конец левого полукрыла, вид сзади-сверху.
"Дырочка" и "вмятинки"...
1. Кто знаком с расчетом вероятностей? Какова вероятность того, что несколько осколков или обломков двигались одновременно в одном направлении и с одинаковой скоростью, имея при этом приблизительно одинаковый размер? Что-то подсказывает, что вероятность сего весьма мала. Следовательно, имеет место высокая вероятность того, что сие повреждение возникло от удара единого объекта, достаточно крупного размера, неправильной формы, вытянутого в длину.
2. Направление движения сего объекта совершенно очевидно спереди назад и справа налево. Ибо узкая часть вмятины всегда находится со стороны, с которой прилетел объект, а "лепестки" (для жидкостей - брызги) всегда направлены по направлению вектора скорости.
3. Общее направление группы повреждений дает точное направление на место, откуда прилетел объект.
4. Это совершенно точно не ГПЭ.
5. Зная длину крыла и общие размеры самолета можно абсолютно точно рассчитать если не точку, то плоскость, на которой находится точка, из которой вылетел объект, нанесший данное повреждение.
6. Если это не ГПЭ и крайне маловероятно, что обломок самого самолета (слишком далеко от фюзеляжа), значит это вторичный осколок.
7. Никто не хочет посчитать?
 
gbeam, я не уверен, что являюсь адресатом Ваших справедливых вопросов.
 
Меня интересует нижняя часть фото. Я так понимаю, что это конец левого полукрыла, вид сзади-сверху.
На фото два полукрыла: вверху - правое, внизу - левое.
По правому голландцы пишут, что присутствует его незначительное повреждение (Прил. Y п. 5.2 п.5). Фото не приводят. Что подразумевают, ХЗ.
 
На фото два полукрыла: вверху - правое, внизу - левое.
По правому голландцы пишут, что присутствует его незначительное повреждение (Прил. Y п. 5.2 п.5). Фото не приводят. Что подразумевают, ХЗ.
А меня правое не интересует сейчас. Меня интересует левое. То, что снизу.
 
Реклама
Далее о расчетах DSB и A-A.

Разлет ПЭ в статике для расстояний в несколько метров и плотности воздуха на высоте 10 км элементарно пересчитывается в динамику. Замечу, что для двутавров (они быстро тормозятся) на расстоянии более 10 м уже надо, как мне представляется, вносить поправки в чисто лучевой разлет ПЭ. Зависимость от расстояния и плотности воздуха результата взаимодействия с целью осколков (особенно микроосколков) самой ракеты еще более сложная.

Поэтому, если нам известно как разлетаются ПЭ в статике, то не очень трудно смоделировать картину поражения сколь угодно детальной 3D модели самолета. Можно отслеживать хоть каждый ПЭ, хоть собирать их в группы по фракциям и зонам на поверхности БЧ (снова разбиение единицы со сглаживанием, но уже не по поверхности цели, а по поверхности БЧ).

Разлет ПЭ в статике моделируется в Ansys Autodyn (или Split-X). Достаточно иметь только детальную 3D модель БЧ. Такое моделирование не является чем-либо запредельно сложным --- так в мире рассчитывается множество БЧ самого разнообразного строения и назначения, и полученные результаты показывают хорошее соответствие с результатами реальных подрывов в ходе арена-тестов. Голландцы "гоняли ПЭ" (это то, что я видел в TU Delft, а над задачей работала не одна группа) уже в августе 2014 года. А потом голландцы провели и арена тест у финнов, чтобы окончательно проверить модель. Так что модель разлета ПЭ не является уникальным знанием только А-А.

Замечу, что правильно моделировать БЧ в следующем виде: "бочка" на поверхности которой уложены ПЭ трех типов + внешний цилиндр (корпус ракеты, окружающий БЧ). Как А-А моделировал разлет микроосколков и как он учитывал их воздействие на цель, я из выступлений и статьи А-А не вижу. А питтинговые повреждения информативны и важны, и их, замечу, много больше, чем повреждений от крупных осколеков и готовых ПЭ, что значительно лучше для построения и поиска минимума целевой функции, основанной на учете плотности накрытия. И кроме того, питтинговые попадания хорошо сохраняют информацию об углах прилета микроосколков. Для микроосколков, на которые дробится оболочка ракеты, окружающая БЧ, обшивка самолета является очень толстой преградой и они ее в большинстве своем не пробивают, а оставляют слепой раневый канал, по которому вычисляется положение оси БЧ относительно самолета в момент подрыва. Сами микропробоины "считываются" лазером с обломков и накладываются на 3D модель самолета.

Таким образом, модель разлета ПЭ, хоть в статике, хоть в динамике, не таит в себе чего-либо, что нельзя независимо проверить каждой из сторон и не содержит неоднозначностей.

А вот далее начинается тонкий момент выбора целевой функции и поиска ее минимума на основе информации о реальных пробоинах.

Начинать (шаг 1) следует с того, что научиться надежно определять положение БЧ относительно самолета по виртуальным пробоинам. Т.е. "ставим" виртуальную БЧ где-нибудь рядом с 3D моделью самолета, "подрываем" эту виртуальную БЧ, записываем положение виртуальных пробоин, выбираем какое-нибудь начальное положение БЧ, как стартовую точку оптимизации, и пытаемся восстановить положение виртуалной БЧ по виртуальным пробоинам. Сначала рассматриваем совокупность виртуальных пробоин без утрат, а потом моделируем утрату части обшивки и смотрим как это повлияет на результат.

На следующем этапе (шаг 2) крайне желательно проверить наш метод решения обратной задачи на реальной БЧ (в статике) и цели (любой, например, на Ил-86, хотя подойдут и щиты). Даже не нужно чтобы конфигурация цели и БЧ как-либо была похожа на случай MH17. Можно расположить БЧ и цель как угодно, нам важно лишь проверить, что мы сможем для этого случая надежно восстановить положение БЧ по пробоинам.

И только после всего этого можно с достаточной уверенностью "натравливать" нашу целевую функцию на реальные пробоины MH17. Начальное положение БЧ для старта процесса оптимизации при этом можно взять практичеки любое. Можно взять положение БЧ по версии А-А (из Зарощенского), можно взять версию DSB (из Снежного), можно поместить БЧ по отношению к кокпиту как-либо еще. Но, если предыдущие шаги 1 и 2 были качественно проделаны, то, независимо от того где мы поместим БЧ у кокпита на старте минимизации целевой функции, к тому времени, когда целевая функция приблизится к своему минимуму, положение БЧ в момент гибели MH17 определится однозначно (глобальный минимум). При этом необходимо проверить насколько велика погрешность нахождения этого глобального минимума (положения и ориентации БЧ), т.е. насколько сильно, в окрестности этого минимума, значение целевой функции зависит от малых изменений положения БЧ.

Из всего вышесказаного следут, что если спор между версиями A-A и DSB возникнет в суде, то установить истину можно будет, например, следующим образом.

Пусть у голландцев и А-А есть два независимо разработанных метода определения положения БЧ по совокупности пробоин. Но эти методы возвращают различные результаты по одним входным данным (карта пробоин на обломках MH17). Привлеченные судом эксперты могут рассчитать (как это было рассказано выше) набор виртуальных пробоин на 3D модели самолета (не только для случая взрывов у кокпита, но и к примеру для подрыва в районе киля или центроплана) и "скормить" эти пробоины коду от DSB и A-A. Можно, кстати, и реальный тест провести со взрывом БЧ -- достаточно поставить в поле несколько
искривленных щитов под разными углами. Какой метод покажет лучшие результаты по определению положения БЧ на совокупности тестов, тому и можно будет доверять.
 
Последнее редактирование:
Статус
Закрыто для дальнейших ответов.
Назад