Боюсь лететь (страхи авиапассажиров)

Может стоило рассказать про превышение посадочной массы (понятное всем интуитивно)

Вы правильно меня дополнили. Но, все мы умные на земле, а в воздухе в нехорошей ситуации скорее подумаете и будете действовать, как я описал.
Наверное, Вы знаете, что и со взлетной массой экипаж юридически имеет право производить посадку в ситуации, угрожающей полету.


Не понимаю, за что мне на вас обижаться, Андрей. Закричали обе стюардессы.

Спасибо, что не обиделись. Я ведь постарался еще и незло пошутить.Но, что у Вас за стюардессы такие истеричные? Южный темперамент?
А вот как ведут себя в действительно тяжелых случаях, достойный пример.


ЛИМОНАДНАЯ ПОСАДКА ТУ-134

автор Игорь Ильчишин, штурман МИГ-31 и ТУ-134А, г. Архангельск.
(с некоторыми изменениями, уточнениями и дополнениями автора, после того, как он увидел свой рассказ на сайте QRZ.RU)

В ходе перестройки - в начале 90-х годов, когда нашу армию уважал весь мир, и побаивались наши недруги, - "доморощенные" политики начали ее усиленно разваливать. Наша северная граница была дотоле надежно защищена полками современнейших МиГ-31 и Су-27. С них-то у нас и начали…

Приехал я из отпуска, а меня приглашают в дивизию на собеседование по вопросу сокращения. Было мне тогда 40 лет от роду. 20 лет службы, 40 - выслуги. Не стал я унижаться и доставлять штабникам удовольствия,- написал рапорт и ушел.

Обратился в Архангельское авиапредприятие, и меня без всякой волокиты взяли штурманом на Ту-134. Прошел переучивание в г. Ульяновске и приступил к полетам. За два месяца налет составлял, как на МиГе - за год. Где только я не побывал за это время: Ташкент и Новосибирск, Баку и Львов, Крым и Прибалтика. Экипаж попался из опытных, порядочных и честных ребят. Все бы ничего, но…

Наступило 7 мая 1994 года. У нас в это время солнце почти не заходит. Предстояло выполнить простой рейс Архангельск-Москва и обратно. Погода с утра-отличная, видимость миллион на миллион. Обошли диспетчера, метео, врача стартового здравпункта, которая одновременно и есть моя жена, Валентина Викторовна. Обнял ее, поцеловал (чего раньше, уходя в рейс, не делал) и улетел.

До Москвы можно было лететь визуально, без карты, небо - нежно-голубое, с дымкой у земли.
Из Шереметьева, простучав колесами по бетонным плитам, взяли курс на Архангельск. Позже некоторые из пассажиров будут говорить, что слышали при разбеге какие-то нехарактерные стуки. Чушь и бравада все это, ибо пилоты с моим стажем (а ребята с гражданской авиации летают намного больше) услышат и различат мгновенно любой нехарактерный стук или удар на любом участке полета,- а никто из нас ничего не слышал.

Все шло нормально, пока не приступили к снижению и стали выпускать шасси. Рассчитываю курс к третьему развороту, и докладываю Николаю Фишову-нашему второму пилоту,- он управляет кораблем. Жорж Алексеевич Елисеев - командир - за всем на контроле.

Точка выпуска шасси. Теперь работает бортмеханик Юра Биркин. Слышу его доклад: не вышла правая стойка. Ребята пробуют убрать и выпустить еще раз-аналогично.

Доклад командира на землю. Запас топлива позволяет продержаться в воздухе не менее одного часа. Обстановка - спокойная, время есть. Пытаемся разобраться, в чем дело. Вытащили "Руководство по эксплуатации", читаем все по пунктам и действуем - бесполезно.

По инструкции - если шасси не вышло после трех попыток, то оно уже и не выйдет. К этому времени начинаем понимать, что к нашему диспетчеру на земле подъехали "помощники", - поступают команды одна нелепее другой, на что наш умница командир не выдерживает и говорит в эфир:- "Я лечу на Ту-134, а не на Ан-24", в ответ КДП замолкает на некоторое время.
Заставили нас выполнить еще несколько попыток, в результате чего не вышла и не встала на замок также и передняя стойка (выдавили из бачка всю гидросмесь).

А вот теперь дело приняло серьезный оборот. Мгновенно вспыхивает ярость, закипает злость. Что же мы за люди такие-не имеем понятия, а лезем командовать и руководить? Ладно бы на земле - а ведь у нас кроме нас самих - 64 пассажира, и, как всегда, еще и дети! Среди пассажиров-сам Давид Пашаев, Герой Соцтруда, директор Севмаша, на борту.

К этому времени стюардессы уже подготовили пассажиров и салон к аварийной посадке. Люди знают, в чем дело. Командир отправляет меня посмотреть, как дела в салоне. Выхожу. Вижу, что кресла напротив аварийных люков освобождены. Лица у всех сосредоточены, а люди смотрят на меня с надеждой и мольбой. Какая-то женщина взяла меня за руку и говорит: "Постой со мной, мне будет легче". Дальше вижу - сидят в несколько рядов молодые, и, как мне показалось, очень крепкие ребята, и один из них говорит мне: "Командир, иди, занимайся своим делом, здесь будет порядок". Глядя на его мускулистые руки, я понял, что здесь действительно будет порядок, и никакой паники. Оказалось, это были наши гражданские моряки, некоторые летели домой из-за границы. Ну как не гордиться такими ребятами? А самолет летит, топливо тает, гидробачок пустой.

Я прекрасно понимаю, что произойдет после касания самолетом полосы без основной и передней стоек на скорости 190 км/час - мясорубка начнется. Сел я в кабину, одел свою военную кожаную куртку, застегнулся. Это на случай, если начнет нас рвать на части, то чтоб у жены была возможность хоть фрагменты мои собрать. Почему-то подумалось, что похоронят меня на родной Украине возле деда, ведь все знали, что мы с дедом были друзья. Жена, думаю, через пять лет выйдет замуж, сын уже почти взрослый, не пропадет. И стало мне все безразлично, сердце задеревенело. Пролетел очередной круг над полосой, посмотрел на свой балкон, и такой он мне показался чужой и ненужный, а земля - совсем нежеланной. Никого я больше не вспоминал, и не проносилась передо мной прожитая жизнь. Чувства и эмоции пропали. И понял я, что ни себя, ни других мне уже не жаль.

И тут Юра Биркин вдруг предлагает залить в бачок, что за креслом второго пилота, имеющуюся на борту жидкость. Девочки принесли весь лимонад, но этого оказалось недостаточно. Обратились к пассажирам. Люди начали отдавать кока- и пепси-колу, какой-то мужчина принес две бутылки - водку, вино. Юра осмотрел и вежливо, с юмором, ответил, что такую жидкость жалко выливать, а надо бы оставить до лучших времен. Залили, и начали вручную создавать давление, так как автоматика почему-то не работала.

А его надо довести до 240 атм. Работаем поочередно ручкой, чуть ли не до потери сознания, а давления нет и нет. Силы покидают, а еще нервное напряжение! Потом Юра говорит: " Ребята, я забыл закрыть горловину!"

Ну что тут скажешь?

Закрыл, а силы уже не те. И пошел Юра в салон за помощью. Обратился к одному здоровяку, а тот показывает, что по-русски не понимает. "Да на кой мне нужен твой язык?" и пригласил его в кабину. Здоровяком оказался индус - быстро создал нужное давление.

А мы уже на прямой, входим в глиссаду. Керосина осталось, что называется - пару ведер. Еще одна попытка выпустить переднюю стойку- получилось!!!

(Хоть длилось это, кажется, вечность)

Все. Снижаемся. Меня, как и положено в аварийных случаях, убирают из штурманской кабины. Иди-говорит командир, - и если что, расскажешь, как было дело. Я , Игорек, тоже жить хочу…
Обнял я ребят и оставил их одних.

Юра позже будет шутить - "Плохо без штурмана, теперь все битые стекла полетят на меня". Выпускают закрылки. Проходим дальний привод, ближний, ювелирное касание бетонной полосы, пробег. Самолет за счет скорости и подъемной силы еще держится, потом опускается на израненное полукрыло, нас сбрасывает в грязь на запасной полосе и начинает вращать. Носовую стойку срезает моментально от удара об автодорогу. Хорошо, что я уже далеко от своего штурманского места - мне бы там не поздоровилось!

В кабине мгновенно наступает темнота-иллюминаторы забрызганы грязью, и в то же время видно, как самолет обволакивает пена. Это уже работают пожарные. Из салона слышны возгласы:"Ура!" "Живем!" Буквально за полторы минуты самолет опустел. Люди покидали его через основной и запасные выходы быстро и без паники.

Если вы видели фильм "Экипаж", то на деле все происходит совсем не так. Ничего люди с собой не берут, а спасают жизнь.

В подтверждение скажу, что после аварии к нам подошла одна женщина и попросила забрать из салона свою сумочку, в которой было семь миллионов рублей.

Самолет опустел, остались на борту командир и я. Опять обнялись и вышли из самолета.
Первое, что я увидел, это бегущих и всех в грязи, мою жену, и за ней - моих знакомых ребят - офицеров авиаполка, бывших сослуживцев по второй истребительной эскадрилье. Посыпались радостные возгласы, шутки и смех. Такое не забывается.

Почему я об этом говорю? Да потому, что представителей нашего Аэрофлота, к сожалению, никого "в первых рядах" не было. Некоторые из них в это время сопровождали главу администрации Павла Балакшина, который бросил все свои дела и приехал на аэродром. Он-то нас и встретил, обнял и со слезами на глазах благодарил.

А дальше? Дальше пошли объяснительные. Причину отказа шасси обнаружили быстро. Оказывается, заправочный штуцер, который находился в стойке правого шасси, от старости лет оторвало, и эта болванка, под давлением 240 атмосфер, вылетела и перебила трубопроводы с гидросмесью. На второй день наш экипаж отправили в Москву в Шереметьево искать эту болванку. Нашли мы ее. Но наше ли это было дело?

И если бы не генерал-майор авиации, который возглавлял комиссию по расследованию этого происшествия, то наверняка во всем обвинили бы нас самих. Ведь почему-то все записи переговоров нашего экипажа с землей оказались стертыми, несмотря на исправную аппаратуру. Я лично был свидетелем, как генерал поставил на место инженера, пытавшегося обвинить нас. С этого момента нас больше никто не вызывал. Наградили денежной премией от имени Аэрофлота, пригласили в администрацию области и тоже дали денежное вознаграждение. Всем присвоили звание "Отличник Аэрофлота", а командиру (парадокс!) -повторно.

Дали еще немного полетать и всех подвели под сокращение.

А мы продолжаем встречаться 7 мая и отмечать свой второй день рождения.
Вот и вся история.

http://www.qrz.ru/articles/article49.html
 
Реклама
У нас Елисеева с тех пор прозвали в А/К "Лимонадный Жорж".
Долетал до пенсии.
 
Последнее редактирование:
Я прекрасно понимаю, что произойдет после касания самолетом полосы без основной и передней стоек на скорости 190 км/час - мясорубка начнется.

Не так давно в Калининграде сели вообще без шасси и даже этого не заметили. Или дело было в том, что одна из стоек все-таки вышла ? А убрать ее нельзя было и садиться без шасси ?
 
У Ту-134 очень много достоинств, но вот и есть, как и у всех самолетов тонкое место. Отрицательная V-образность крыла с нижним расположением.. Посему посадки без шасси и приводнение опасны. Но и происходит это редко. В этом плане на том же Ан-24 спокойнее. И скорость километров на 50-60 меньше. Ведь убивает скорость. И кинетическая энергия Эм Вэ квадрат. Была бы, как у велосипеда, а не у гоночного мотоцикла!
 
Последнее редактирование:
Андрей 65000, а какие еще самолеты в этом плане похожи на Ту-134 ?
 
Из наших - Ту-154.
А, например, у Як-40, Як-42, хоть и нижнее расположение, но V положительная.
Тем не менее, помните недавнюю катастрофу Як-42?

Наилучшее в этом плане верхнее расположение. При отказе шасси лучше садиться на брюхо на грунт.
Или помните, в Дубаи, Ил-86, экипаж заморочился и забыли выпустить шасси. Так и сели на брюхо, неожиданно для себя. Ноль жертв и пострадавших.
 
Из наших - Ту-154.
А, например, у Як-40, Як-42, хоть и нижнее расположение, но V положительная.

У Як-42 угол поперечного V равен 0.

Если позволите, сделаю лирическое отступление - у Як-42 и Як-40, в отличии от Ту-134 и Ту-154 с их сложной кинематической схемой уборки/выпуска шасси, полностью зависящей от функционирования гидросистемы, у Яков возможен "механический" аварийный выпуск шасси, при котором механически открываются замки убранного положения шасси, и шасси под собственным весом выпадает из ниш и устанавливается на замки выпущенного положения. У семейства boeing 737 и airbus 320, да и вообще на многих самолетах возможность "ручного" выпуска шасси есть. Так что туполи, в этом отношении проигрывают в безопасности многим самолетам.
 
Последнее редактирование:
Так что туполи, в этом отношении проигрывают в безопасности многим самолетам.

В этом отношении - да. В отношении, может, не самой лучшей системы выпуска шасси.
Во многом остальном даже выигрывает. Разговор, чую, может тогда получиться долгим.
А времени у меня для этого (и желания) - немного. Есть уже подобные ветки, где сравнивают и обсуждают плюсы и минусы.
Чтобы успокоить читателей, я спрошу Вас, сможете привести несколько случаев катастроф Ту-134 именно из-за отказа шасси?
А то я затрудняюсь. :p

---------- Добавлено в 17:01 ----------

У Як-42 угол поперечного V равен 0.

Спасибо, поправили. Зрительно мне казалось, что положительный. Стереотип сработал с Як-40.
 
В этом отношении - да. В отношении, может, не самой лучшей системы выпуска шасси.
Во многом остальном даже выигрывает. Разговор, чую, может тогда получиться долгим.
А времени у меня для этого (и желания) - немного. Есть уже подобные ветки, где сравнивают и обсуждают плюсы и минусы.
Чтобы успокоить читателей, я спрошу Вас, сможете привести несколько случаев катастроф Ту-134 именно из-за отказа шасси?
А то я затрудняюсь. :p

Да и я, знаете, тоже затрудняюсь ответить про катастрофы из-за невыпуска шасси на туполях. Инциденты, как видите были...но катастроф, вроде бы, не было...

Как Вы правильно заметили, лучше не поднимать тему - какой самолет лучше вопросах безопасности, у каждого свои плюсы и минусы, каждый самолет по своему замечателен и безопасен, иначе бы он вообще не летал.
Но все-таки, согласитесь, такая сложная кинематическая схема уборки/выпуска ООШ на Ту3 и Ту5 не самое хорошее решение, которое ставит выпуск шасси в полную зависимость от нормального функционирования гидросистем, даже если и имеет тройное резервирование (на Ту5). Но тут есть тоже и свои плюсы - такая схема позволяет выполнить шасси по "качающейся" схеме, разгружающей стойки от изгибающего момента, позволяющей ей лучше воспринимать энергию удара.
 
Но все-таки, согласитесь, такая сложная кинематическая схема уборки/выпуска ООШ на Ту3 и Ту5 не самое хорошее решение

Я штурман, поэтому не могу согласиться. Я просто не знаю. Все разновидности конструкций и их сравнительные качества. :)
Сравнивали как-то Б737 с Туполем.
Вроде, признали, что Ту-134 и на нехороший грунт сядет, а Б737 - проблематично, со своими колесиками и в них высоком давлении.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Так что туполи, в этом отношении проигрывают в безопасности многим самолетам.
Да никому они не проигрывают. И "маленький" и Ту5 создавались для полетов на аэродромы, которые по меркам разработчиков Б и А аэродромами можно назвать с большой натяжкой. Отсюда и конструктивные особенности, отсюда плюсы и минусы. Но система свою жизнеспособность доказала эксплуатацией.
 
Не очень понятно, зачем в ветке про страхи авиапассажиров обсуждать самолеты, которые практически выведены из эксплуатации и сравнивать их с Б и А.
 
Самолет ИЛ-114

Вчера удалось полетать на самолете ИЛ-114 Узбекистан Airways. Снимать около самолета никто не запрещал и вот что получилось.
 
Последнее редактирование:
Не очень понятно, зачем в ветке про страхи авиапассажиров обсуждать самолеты, которые практически выведены из эксплуатации и сравнивать их с Б и А.

Чтобы правильно и грамотно бояться летать. :)
 
Объясните тогда, как грамотно и правильно перестать бояться болтанки. Страх чисто субъективный - знаю, что такое болтанка, почему бывает, что ничего опасного... Но как только тряхнет - сразу же пятой точкой ощущаю все 10 км под самолетом, ступор и желание схватиться за подлокотники. Несколько вздохов - ступор пропадает, возникает что-то вроде азарта... До следующего броска посильнее.
 
Стюардессы и несколько авиатехников сидели сзади меня. Эта женщина сидела на 2 или 3 ряду.
Перед самым касанием я услышала сзади душераздирающий крик. Честно говоря, подумала, что с самолетом что-то случилось.

А что, в Ил-114 у бортпроводников нет микрофона для объявлений паксам?
"Вскакуны" периодически встречаются везде. Никогда не слышал "душераздирающих криков" по этому поводу. Просто строгие просьбы "по радио".

Андрей, почему вы считаете, что стюардесса непрофессиональна? Она что должна была броситься к пассажирке и усадить на место, покалечившись сама?

Если стюардесса растерялась, и начала "душераздирающе кричать", вместо того, чтобы воспользоваться микрофоном - то это непрофессионально.

Если же стюардесса сидела в пассажирском кресле, то это, ИМХО, грубейшее нарушение БП.
 
Если же стюардесса сидела в пассажирском кресле, то это, ИМХО, грубейшее нарушение БП.
Нет, Назар. Для примера, как обычно, РПП ОАО "Авиакомпания "Сибирь", но у других компаний вряд ли есть принципиальные отличия.
РПП, Часть А, гл.8, п.8.3.10.2. Расположение членов кабинного экипажа.
a) Кабинный экипаж во время взлета и посадки, а также в случае необходимости, находится в служебных креслах бортпроводников.
b) Во время остальных этапов полёта члены кабинного экипажа располагаются и исполняют обязанности в пассажирской кабине в соответствии с Заданием на полёт и технологией работы кабинного экипажа.
c) При выполнении аварийных процедур члены кабинного экипажа располагаются в пассажирской кабине в соответствии с Аварийным расписанием.
d) Члены усиленного кабинного экипажа располагаются на служебных креслах бортпроводников, а при необходимости – на свободных местах в пассажирском салоне экономического класса.
 
Ога, чтоб не оффтопить - фотка. Надпись на кунге, дропзона Киржач. Полагаю, написанное парашютистами актуально и для пассажиров )))))
 
Реклама
Члены усиленного кабинного экипажа располагаются на служебных креслах бортпроводников, а при необходимости – на свободных местах в пассажирском салоне экономического класса

Topper, да да, я об этом даже знаю и думал. :pivo:

Но ежели занимаццо козуистекой, "члены усиленного экипажа, располагающегося на свободных местах в пассажирском салоне экономического класса" находятся "при исполнении" или же отдыхают, в ожидании смены?

Понятно, что даже отдыхающий член экипажа может и наверное должен сделать замечание паксу, но орать то зачем? ;)
Ну и это... я понимаю, конечно, что на рейсе Бухара - Ташкент паксы, экипаж и их взаимоотношения наверняка имеют свои особенности.

злостный офф сказал(а):
Вот эта история вроде про Узбекистан была изначально:

...Водитель автобуса в очередной раз не открывает заднюю дверь. Бас с заднего конца салона:
- ГАНДОН, ОТКРОЙ ЗАДНЮЮ!!!
И сильный удар амбала 2×2 по двери. Водила, конечно же, дверь открывает без препинаний — кому проблемы с таким Тайсоном нужны.
Амбал выходит…
Автобус продолжает свой курс под палящими лучами июльского солнца…
Через пару остановок старушка:
- Гандон, сыночек - открой, пожалуйста, заднюю…
 
Назад