Боюсь лететь (страхи авиапассажиров)

Сам я такого не помню (мы с Ту-104 и Ту-114, так сказать, не пересекались -- самолётом моего детства был Ан-24), но читал в воспоминаниях бортпроводников. Одна из них упоминала, что одежду собирали после взлёта. То ли для ускорения предполётных операций, то ли из соображений безопасности, то ли холодно было не только в Ан-24.
 
Я тоже не застала Ту-104 и 114. Но вот совершенно не помню, кормил нас советский АФЛ или нет. Помню только карамельки "Взлётные" и лимонад в коричневых пластмассовых чашечках. Тогда я даже не задумывалась о возможности авикатастрофы: главной задачей было состроить умильную мордочку стюардессе, чтобы она принесла хоть ещё один стаканчик лимонада. Это было суровое время: моя мама была в Ленинграде в командировке, там в каком-то магазине "выбросили" финские шерстяные колготки, давали по одной паре в руки. Маме пришлось предъявить паспорт, чтобы подкрепить свою мольбу продать ей две пары колготок, потому что дочерей у неё было две. Ходить в одних колготках, как сёстры Кривошляповы, мы не могли
 
Последнее редактирование:
совершенно не помню, кормил нас советский АФЛ или нет
Кормил. На Ил-12 и Ил-14 чай с печеньем и бутербродами, которые делались проводниками из купленного в аэропортовском буфете.
В начале турбовинтовой/реактивной эры была тушёнка и горошек, которые раскладывали на кухне из обычных банок. Но не только онии. Случались вариации в зависимости от аэропорта вылета.
В конце семидесятых-начале восьмидесятых горячее -- преимущественно пресловутая курица с рисом и чёрный хлеб (в отдельном пакетике), чай, насчёт кофе не уверен. В восьмидесятые стали урезать рацион, и снова вернулись к чаю с печеньем -- так что пассажиры на трёхчасовм рейсе ту-154 чувствовали себя так же, как когда-то на Ил-14. Только скорость была уже в три раза больше

P.S. Однако тема комфорта и сервиса на борту явно напрашивается на то, чтобы стать самостоятельной. шанс оказаться без еды вряд ли кого-то отпугнёт от полёта.
 
VT, ну мы тогда по три часа не летали, потому что из Усинска, где мы тогда жили, летали только Як-40 и Ан-24 до Сыктывкара или Ухты, а дальше Ту-134 до Москвы или Самары. Из Москвы в Адлер ещё вроде на Ту-154(он тогда казался мне шикарным). Ну и карамелек в детстве хватало за глаза-горячего не требовалось.
 
Реакции: 2014
мы тогда по три часа не летали
Я плотно познакомился с Ту-154, когда поступил в институт в Москве. До этого летал по несколько раз в год, но почти исключительно на Ан-24 -- с пересадками и посадками, других вариантов не было. Так что для меня бортовым питанием были минералка, "Буратино" и конфеты. Но мне хватало.

Кофе точно был уже со второй четверти 1980-ых.
Кофе в какой-то момент стал приятным сюрпризом на борту, поскольку на земле он доставался исключительно либо в "заказах", либо "через завсклад, через директор магазин", и вдруг -- дефицит дают, и даже бесплатно.
 
Экзот, Я еще раз перечитала Ваши сообщения, и у меня возникла еще парочка вопросов, если Вы не против? В заметке про "Кэнопус" написано, что он предназначался для 24 человек, но на дальние расстояния брали только 16, а какое количество тогда было приемлемо для "Стратокрузера", "Констилейшн"? Для бортов с гостиными и барами, в общем?
 
Точных цифр не помню, а искать времени нет. Но примерные (+/- 10...15пасс.):
"Стратокрузера"
От ~30...40 в спальном варианте, до 100 в "сидячем".
Очень широкий диапазон, т.к. было несколько фюзеляжей с разной длиной. От 30...40 в спальном (у самого короткого) до 100...120 в "сидячем самом длинном".

(+)
Кое что откопал на диске. про "стратокрюзер" инфа про 100 паксов не подтверждена пока, но точно где то читал. Возможно, "недостающие" 25 кресел впихивали на "барную" палубу. На всех нижеприведённых картинках "крюзер" нарисован с баром.


"Констелейшн". Две модификации (их было больше).


 
Последнее редактирование:
Экзот, то есть, если лететь долго, в любом случае брали вполовину меньше? С чем это связано? С топливом?
 
инфа про 100 паксов не подтверждена пока, но точно где то читал.
Последний пассажирский оператор Transocean Airlines переоборудовала шесть своих 377 флота в 96-местные, а четыре возили до 117 человек. У BOAC и NW моноклассные версии (тогда это называлось "туристский класс") вмещали 81-83 пассажира.
 
Переночевать.
Про остановки ничего сказать не могу. Но, думаю, проходили основные города тогдашних колоний. Вот карта авиагонок "Лондон-Австралия". Примерно так же должен был лететь и регулярный рейс. Ибо короче всего.



А вот их реклама.
 
И не только спальные места. Там видно на компоновках: бары, "гостиные", раздельные туалеты с умывальными комнатами. Когда рейс продолжается 18 часов, и позволить себе билет на него может от силы 10 процентов населения (как и сейчас в первом классе, стоимость трансатлантического перелёта в в 30-50-е годы была сопоставима со стоимостью автомобиля, причём сегодня автомобили стали существенно доступнее), надо обеспечить достойный этих избранных комфорт.
Стоимость билетов "туристского класса" Pan Am в Европу в 1957 году была 173 доллара, при этом питание было платное. Так что семья из четырёх человек могла слетать за океан тысячи за полторы. В Америке в это время дешёвая машина стоила примерно столько же. Уровень жизни в Европе был существенно ниже.
http://aeropax.livejournal.com/32299.html

Те, кто мог себе позволить в те годы самолёты, на земле привыкли к уровню комфорта заметно выше среднего. Поэтому вся эта роскошь для них соотносилось с привычным уровнем повседневной жизни примерно как электричка с трёхкомнатной квартирой для современного россиянина.
 
VT, спасибо за ссылку!
Экзот, а Вы еще написали, что тогда эшелоны были другие. С чем это было связано?
 
Вы еще написали, что тогда эшелоны были другие
А что именно я написал? Они были другие по двум параметрам — верхняя граница была ниже (до середины 1960-ых большинство самолётов были негерметичными), шаг между ними был больше (воздушное пространство ещё не было загруженным, а средства вертикальной "навигации" — не такими точными).
 
Truehappiness,
Ага, ну, это про негерметичность тогдашних самолётов. Соответственно, выше 3км (крайне редко — до 4,5км) тогда не забирались. А чем ниже, тем (обычно) больше болтает — из-за близости земли. На таких высотах разная температура подстилающей поверхности сильно влияет на атмосферу — над нагретой, скажем, пашней поток восходящий, а над, например, холодной рекой прямо рядом с пашней — нисходящий. Под кучевым облаком — восходящий, а прямо рядом с ним — наоборот. Горы влияют — сначала поднимают ветер вверх, а по ту сторону гор этот ветер "скатывается" по склону вниз. ЕМНИП, это называется "горная волна" и явление сказывается на высоте сотен метров над гребнем горы. Есть и другие факторы.
Т.ч., трясло тогда заметнее, чем сейчас.
Первый серийный (мелкосерийный, правда) герметичный гражданский самолёт это Боинг-307 "Стратолайнер". После ВМВ появилась сразу целая плеяда герметичных: Боинг-377 "Стратокрюзер", "Констелейшн", "Комета", "Брабазон", DC-6/-7, Ту-104 и так далее. Но подавляющее большинство самолётов было ещё негерметичным — одних DC-3 летало более 10'000 бортов. А были ещё Ил-12/-14, продукция de Havilland Canada и так далее. Все они летали относительно низко и массово эксплуатировались до конца 1970-ых.
А в 1930-ых, когда был расцвет "имперских" лодок, негерметичными были все.
 
Справедливости ради — по-всякому бывало.
Вот DH.86, который ходил на вышеуказанной линии.



А, учитывая приписку "...и партнёры", можно допустить, что на некоторых участках могло быть и хуже.

А вот его салон. Десять с половиной дней, напомню.





(+)
Хотя, были возможны варианты.

 
Последнее редактирование:
Экзот, то есть, это как в маршрутке, только 10, 5 дней и по воздуху (хотя, в некоторых маршрутках реально как в истребителе)?? А поесть-то они могли?! Кошмар какой, как, наверное, болела спина Оо
Но это наверное, супер-эконом?!

Так там еще и один пилот и один радист?
 
поесть-то они могли?!
Не знаю, скорее всего, нет. Только при промежуточных посадках.
это наверное, супер-эконом?!
Это единственно возможный вариант. "Эмпайр-лодки" появились позднее — в последней четверти 1930-ых г.г.. А 86-й пошёл в серию в 1934 году.
там еще и один пилот и один радист?
Да. Но была модификация и с двумя пилотами без радиста.
С одним пилотом тогда летало большинство лёгких/средних пассажирских самолётов (скажем, везущие до 10 пассажиров). Вообще с одним — без радиста, без штурмана, без бортмеханика, без второго пилота.

(+)
Вот два примера. 6-местные скоростные самолёты 1931-1932 годов, пролетавшие до конца 1930-ых...
Локхид "Орион"


...и Советский ХАИ-1





Оба с одним членом экипажа. Есть и другие примеры (менее вместительных самолётов).

А вот и более вместительный (6-9 пасс.) DH.89 тоже с одним членом экипажа. Пошёл в серию в 1934-ом, пролетал до начала 1960-ых.
Внешность...



Салон.



Кабина.



...и советский 8-местный Калинин-5.
Схематический разрез.

Посадка паксов...


...вот в такой салон.
 
Последнее редактирование: