Гыы... ну ладно...
...Самое начало 90-х, Кольский полуостров. Только что грандиозной победой закончились какие-то суперчумовые учения "21 К ПВО vs авиация КСФ" с боевыми стрельбами и присутствием райской группы. Причём победу праздновали обе стороны, как обороняющаяся группировка 21 корпуса ПВО, так и нападающая группировка авиации Краснознамённого Северного Флота, поскольку итоги подводились где-то в тиши кабинетов бугролитета, учения только-только закончились и оргвыводов пока последовать не успело.
...Праздновать начали рано и дружно, ну и как обычно невовремя по побережью пошла вертушка собирать материалы объективного контроля со всех ПВО-шных подразделений, попутно подбирая с береговых ПН-ов ОБУ-шников типо меня и пытающийся выбраться с оказией "в цивилизацию" прочий разночинный люд.
На вертолётной площадке радиолокационной роты в Поное вертушка была загружена по самые помидоры, ибо далее путь следовал уже в Североморск нон-стоп, и коробушка уже была полна. Добрые пилоты, свято блюдя принцип "коль пролез на корабль - уже свой", никого не выгоняли, да и печальна судьба пакса, выкинутого за борт где-нибудь в Дроздовке или Харловке.
Итак, в Поное Ми-8 был забит под клотик отпускниками, отмечающими начало отпуска, и командировочными, отмечающими конец командировки. То ли экипаж надышался, то ли тоже что-то там отмечал, но - случилось так, что при взлёте вертушка зацепила левым колесом какую-то железяку (это оказался выкинутый на помойку блок цилиндров дизель-генератора, который до помойки не дотащили и бросили в непосредственной близости от вертолётной площадки, а именно - прям на ней). Несколько попыток взлететь с этой хренью успехом не увенчались: вертушка под дружный мат пассажиров начинала крениться влево и наклоняться вперёд, бутылки начинали падать, производя безобразия.
Экипаж попросил всех выйти наружу, самым недоверчивым поклявшись только лишь отцепиться от прилипшей железяки и перелететь на самый берег реки Поной, ибо по их словам, с таким взлётным весом де хрен мы взлетим ваще. Народ прогулялся метров двести, собирая морошку и выполняя команду "оправиццо", причём гендерный признак в тех условиях рояля особо не играл.
...Застывший практически над обрывом Ми-8 вызывал чувство гордости за родную авиацию вообще, и за Килповскую вертолётную АЭ в частности. Забрались. Разлили. Бортач посоветовал "держать всё покрепче". Движки заверещали на разрыв, вертушка двинулась вперёд, подозрительно сильно наклонившись вперёд... взору предстал живописнейший каньон реки Поной, совсем рядом мелькали его каменные стены, внизу, приближаясь, плескались белые барашки речных волн на каменных перекатах. Глубина каньона там метров сто (на глаз, изрядно расширенный массандрой) - и наконец показалось, что вертолёт падать перестал, и начал тянуть вверх по-над рекой... Народ одобрительно закачал головами и разлил по-новой, за мастерство пилотов, и даже молоденькая девочка - жена йуного лейтенанта, тоже начала улыбаться и понемногу розоветь лицом. Лейтенант был самым несчастным - присутствие жены не давало ему возможности присоединиться, хотя и звали, но... их обоих грела ставшая реальностью перспектива выехать в отпуск, суток на сорок, куда-нибудь туда, где люди ездят на автобусах и иногда ходят в кино и парикмахерские, где вода сама бежит из крана и еда не помещается в консервные банки...
А нам было пофик - мы праздновали окончание учений и радовались просто так, без причины. В двадцать с маленьким хвостиком и маленькими звёздочками на погонах - это простительно )))
-------------
Там выше я неправильно конечным пунктом записал Мончегорск - вертолёт летел в Североморск, а дальнейшая дорога в Мончегорск автостопом (с секреткой и табельным пээмом - это саффсем другая история )))))))