Вы и
constructor мыслите слишком мелко, на уровне бухгалтера авиакомпании.
Я говорю об экономике в масштабах страны.
В теории игр есть такая математическая модель - трагедия бензоколонки.
В чём суть. Допустим один отдельно взятый экономический игрок принимает оптимальное для себя решение (главбух авиакомпании покупает Боинг а не Ил-96). Это выгодно авиакомпании. Но лишает работы производителей Ил-96. Казалось бы мелочь? Идём дальше. Автоваз отказывается от отечественных комплектующих и оборудования в пользу импортных. Это выгодно АвтоВАЗу. Но лишаются работы ещё и десятки тысяч станкостроителей и отечественных производителей комплектующих. Далее РЖД покупает Сименс вместо своих поездов. Типа выгоднее для РЖД. Но вагоностроители теряют работу. В результате: а) авиакомпания купила более эффективные самолёты - но возить некого, все отечественные рабочие потеряли работу. б) РЖД купили более эффективные электрички - но возить некого, все отечественные рабочие потеряли работу. в) Жигули стали лучше, чем были - а покупать некому, все отечественные рабочие потеряли работу. Результат - когда каждая компания (масштабами которой мыслите Вы и конструктор) принимает казалось бы оптимальное для себя решение, каждая из этих компаний в результате получает худший финансовый результат - они сами себе уничтожили платежеспособный спрос. И превратили страну в бензоколонку. Отсюда название и мораль - трагедия бензоколонки. Эта математика, когда каждый игрок принимает, казалось бы, оптимальное для себя решение, а результат получается неоптимальный и для всех вместе и для каждого в отдельности, хорошо известен в теории игр.
Теперь почему эта трагедия и превращение страны в бензоколонку стали возможны в России? Раболепное преклонение перед латинской буквой лежит в основе национального самосознания. Когда открыли "шлюзы" в 90-е, "аристократы" бросились закупать мерседесы, ролэксы, гольфстримы и хвастаться друг перед другом "вот смотри, вот видишь, вот здесь латинскими буквами написано МАДЭ ИН!" Простые трудящиеся (хотя от них мало зависело), бросились покупать подержанные фольксвагены вместо новых Волг, и никому даже в голову не пришло об этом подумать. А чего стоит культ Романа "Так во всём мире делается" Ковригина! "Вперёд, Россия! Теперь с чистой совестью пойду в гараж протирать шильдик на моём подержанном фольксвагене калужской отвёрточной сборки".
И именно поэтому, даже когда бензоколонка уже давно превратилась в посмешище на весь мир, никому и голову даже не пришло подумать, "а может что-то не так с методичкой Вашингтонского консенсуса, в которой написано, что запрещено не верить в свободную торговлю"?
И все тут в один голос доказывают, что дело типа просто, вот импорт дешевле и лучше, а своего ещё ждать с неизвестным результатом, и всё в этом духе, и не видят простую математику. Если бы страна была патриотами, а не преклонялась перед латинской буквой, всё было бы на 180 градусов по другому.