Не вижу проблемы и не вижу никакой нерыночности при таком сценарии действий государства:
1. Поручает ИФК/ГТЛК купить у ОАК партию Ил-96-400. Вносит под это дело деньги в уставной капитал. Фиксирует это решением совета директоров с соблюдением всех процедур и закона об акционерных обществах. Ставки лизинга ставит ниже, чем на аналогичные западные борта. Поскольку деньги не заемные, а внесены в капитал, то ставка может быть хоть нулевая.
2. Одобряет договор ОАК с ИФК/ГТЛК и поручает выпустить партию Ил-96-400.
3. Поручает Аэрофлоту/России и ИФК/ГТЛК заключить договор операционного лизинга Ил-96-400.
И ОАК, и ИФК/ГТЛК, и Аэрофлот (а так же Россия, Ред Вингс и еще куча более мелких компаний) - акционерные общества.
Так уж получилось, что государство в них основной акционер. Все законно, ничего не нарушено. Где-то может миноритарии попищат, но это их проблемы. Во всем мире так. Кто контрольным пакетом владеет, тот компанию и танцует.
При этом заметьте - никто не заставляет частную компанию S7 покупать Ил-96. Но если они вдруг захотят, то можно и им поставить на аналогичных Аэрофлоту условиях. Если сделать и этот шаг, то даже претензий по преференциям по выдаче маршрутов при наличии в парке Ил-96 не будет.
С учетом позиционирования Аэрофлота как премиального перевозчика и наличия в парке России старых скотовозок 747 бывшей ТСО, начинать надо именно с России с замены ее 747. Тут конечно вопрос к лизингодателям куда они денут 747?Ну так думать надо было раньше, когда их покупали. То же кстати, сплошь госконторы. Придется на убытки списать.