Центральный аэродром на Ходынке

взглянув на фото 1955 года задался вопросом, что за здание находится за спинами у советских парт.деятелей?

Предположительно, это здание выполняло функцию павильона для официальных делегаций.
На этом фото видно взаимное расположение данного здания (справа) и дома по адресу Ленинградский проспект, 44 (слева):
3213123413.jpg


Направление съёмки предыдущей фотографии обозначено линиями:
423423432432.jpg


Фото перрона для встречи официальных делегаций:
Прибытие английской и американской делигаций (1941 г.):
1323123213213.jpg


Встреча венгерской делегации (1946 г.):
123123213.jpg


Во 2-й половине 1950-х гг. официальные делегации начали принимать во Внуково. Например, 2 ноября 1957 года делегация во главе с председателем КНР Мао Цзэдуном прибыла в Москву для участия в торжестве по случаю 40-й годовщины Октябрьской революции. В аэропорту Внуково Мао Цзэдун выступил с короткой речью:
123123123213.jpg


Известен такой снимок с Центрального аэродрома конца 1950-х гг.: справа в кадр попал бывший 2-этажный аэровокзал, а павильона на снимке уже нет - его могли снести за ненадобностью:
KftL1UdQh54.jpg


Напротив ангара ещё располагалась метеоплощадка аэродрома:
centr_aerodrom.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Freddy, спасибо! Меня как раз интересовал вопрос, были ли на Ходынке какие-либо сооружения для отправления и встречи официальных делегаций в период 40-х и первой половины 50-х. Видимо, что-то все же существовало.
Напротив ангара ещё располагалась метеоплощадка аэродрома
А ангар, кстати, чей? АДОН'овский или нет?
 
На сайте net-film.ru выложен большой массив кинохроники совесткого периода - в некоторых видеороликах в кадр попало это строение. Оказывается, оно было совсем небольшим для приёма официальных делегаций и могло быть просто беседкой. Находилась эта постройка на лётном поле, перед зданием штаба дальних перелётов (бывшим 2-этажным аэровокзалом). На фотографии конца 1950-х гг. это строение тоже присутствует, главное - знать, что и где искать:
123213123213.jpg


Обсуждаемая постройка на фоне здания штаба дальних перелётов и бывшего ангара Дерулуфта:
4324234234.jpg


По ширине строение было всего в 3 окна:
4324324234.jpg


Постройка, за крышей которой виднеется вышка бывшего 2-этажного аэровокзала:
12312321321123.jpg


Таким образом, на показанном выше фото в кадр попало 2/3 строения:
1506875_0d95b8ef7cedc6e78af5b6d4e307d8b8.jpg


В просмотренных видеороликах середины 1950-х гг. официальные лица садились в автомобили и покидали Центральный аэродром без прохождения через какие-либо аэропортовые строения. Также из видеороликов выяснилось, что самолёты высоких гостей некоторое время прилетали как во Внуково, так и в Центральный аэродром (пример см. здесь: Киножурнал Новости дня / хроника наших дней 1955 № 49).

В довоенные годы официальные делегации отправлялись в город со стороны аэровокзала 1931 г. постройки. Видео прибытия в Москву министра иностранных дел Германии Риббентропа (1939 г.). Фото отбытия Риббентропа из Москвы:
Reichsaussenminister Joachim von Ribbentrop.jpg
 
Последнее редактирование:
Ещё немного про домик перед зданием штаба дальних перелётов. В 1954 г. его ещё не было Киножурнал Новости дня / хроника наших дней 1954 № 49 :
43224234.jpg


Киножурнал Новости дня / хроника наших дней 1954 № 44:
42323423432423.jpg


Впервые недостроенный домик без крыши появляется в кадре кинохроники за 1955 г. (Киножурнал Новости дня / хроника наших дней 1955 № 49):
4234234324234.jpg


Домик на фоне здания штаба дальних перелётов (1956 г.):
43232423234234324.jpg


Торцевые стены домика были по ширине в 2 окна:
23423432234.jpg
4324324324342.jpg

432423423434.jpg


Так как домик не просматривается насквозь, его задняя стена была сплошной, без окон. Лично я склоняюсь к тому, что эта постройка была обычной беседкой.
 
Последнее редактирование:
Freddy, спасибо, очень интересная статья.

Странно, что на схеме показана река Синичка. По-моему, имеется в виду вот эта река (она как раз шла от пл. Гражданская через Петровский парк недалеко от Петровского замка и Тверское шоссе).
Но в Википедии написано, что эту реку уже в 1908 г. положили в трубу и засыпали... и от неё на поверхности остались только два пруда московского зоопарка.

А на этой схеме 1930 года она себе течёт.

Правление "Добролёт" - это нынешний ЦДАиК, я правильно понимаю?
 
Реклама
Правление "Добролёт" - это нынешний ЦДАиК, я правильно понимаю?

Нет, здание находится по адресу ул. Красноармейская, 11 (первоначальный адрес - Красноармейская,17). "Дом Добролёта" был построен в 1929 г., так что Добролёт находился в нём недолго — до своей ликвидации 29 октября 1930 г.
Screenshot_20210117-214406-2.jpg


Это здание было построено на территории, где с 1924 по 1930 гг. находились Центральные мастерские Добролёта (между переулками Красноармейским и Лазовским - сейчас это улицы Степана Супруна и Константина Симонова). Здание указано перекрестием в правом верхнем углу карты:
432432432432.jpg


В 1930г. мастерские Добролёта перенесли по адресу Ленинградское ш., 55 (там на их базе была создана Центральная авиационно-ремонтная база ГУГВФ), после чего на Красноармейской стала располагаться база опытного самолетостроения (завод опытных конструкций) при НИИ ГВФ, а это здание стало главным корпусом предприятия. В 1936-39 гг. предприятие действовало вновь в качестве ремонтного - как завод № 240 ГВФ, у которого было 2 площадки: территория «А» - по ул. Красноармейской, 17 и территория «Б» - по Ленинградскому ш., 55А. По решению Комитета Обороны при СНК, 1 марта 1940г. завод с обеими территориями был передан из ГУ ГВФ в НКАП. 1 мая 1942г. на завод № 240 было переведено ОКБ С.В. Ильюшина - завод стал его опытной базой и получил наименование "ОКБ-240" (подробнее). В 1946 г. ОКБ-240 была передана производственная база завода № 482 НКАП - в 1957 г. ОКБ С.В. Ильюшина переехало в новое здание на территории этого завода по адресу Ленинградский пр., 45Г.
534546546676.jpg


В 1982 г. к левому крылу здания пристроили новый корпус:
432423534.jpg


5345654667.jpg
 
Последнее редактирование:
Фотография из журнала "Огонёк" №31/1924 г.:
5346546546.jpg


Из размещённого в теме ранее:
1495529_c16ee36b25681c352ffd581507d43786.jpg


"Небольшой домик (павильон завода "Дукс") в две комнаты внизу и одной комнаты наверху за забором в центре аэродрома со стороны Ленинградского шоссе был отведён Обществу «Добролет» для организации станции "Москва" воздушной линии Москва – Нижний Новгород, из которых две комнаты были предназначены для конторы и комнаты отдыха пилотов, а наверху была оборудована комната «кают-компании» для пассажиров" (из статьи «Добролет» – первое российское акционерное общество воздушных перевозок (1923–1929)).
893987_410fd14b9d16e3becafad60ef41bd0cf.jpg


536456546546.png


Вход в здание со стороны города (взято отсюда):
43245435345.jpg


Аэровокзал Добролёта находился примерно посередине между въездами на аэродром завода "Дукс" и Московского общества воздухоплавания:
43534543345345.jpg


Примерное расположение аэровокзала Добролёта на немецкой аэрофотосъемке Москвы 1941-1942 гг. - сам аэровокзал к этому времени уже 10 лет как снесли (на фотографии прилёта дирижабля "Граф Цеппелин" в сентябре 1930 г. это здание всё ещё есть, а на фотографиях визита Л. М. Кагановича в июле 1931 г. его уже не видно, тогда же были снесены и ангары завода "Дукс"/Государственного авиазавода №1):
423423423421.jpg


При наложении снимка 1966 г. на снимок 1942 г. становится очевидным, что выезд с привокзальной площади московского городского аэровокзала совпадает с въездом на Ходынский аэродром Московского общества воздухоплавания. Примерное расположение аэровокзала Добролёта на снимке 1966 г.:
4324235435.jpg


Буквально через дорогу от снесённого аэровокзала Добролёта находится здание по адресу Ленинградский проспект, 37, корпус 1, в котором располагалась штаб-квартира МГА СССР:
4234234324.jpg


Первый аэровокал в стране находился примерно на месте газона слева:
4234254345435.jpg
 
Московское (Императорское) общество воздухоплавания (МОВ) было учреждено 31 марта 1910 г., а Ходынский аэродром был официально открыт 3 октября 1910 г. До Первой мировой войны МОВ являлось единственной организацией, регулировавшей всю авиационную деятельность в Москве, оно же было и полновластным хозяином Ходынского аэродрома до 1916 г., пока школу авиации не передали в ведение Управления военно-воздушного флота (УВВФ).

Ранняя панорамная фотография аэродрома: в левой части снимка - 5 частных ангаров, правее - 2 трибуны на 3000 зрителей, павильон МОВ, ангары завода "Дукс", а у правого края фото - Петровский путевой дворец. На момент съёмки ещё на были построены ворота МОВ, 4-й ангар Дукса:
5435435546.jpg


Надпись на левом ангаре с предыдущей фотографии (есть информация, что эти ангары были построены МОВ и сразу же взяты в аренду Меллером, собственником "Дукса"):
4234543454.jpg


Фотография 1912 г. - вид на частные ангары с места уже разобранной дальней трибуны. Частные ангары появились на Ходынском аэродроме ещё до его официального открытия - первый из них был построен Б.И. Россинским летом 1910 г. "Слева от трибун в ближайшем ангаре стояли «Блерио-XI» с «Гномом» 50 л.с. и «Фарман - IV» с таким же «Гномом» Россинского. Далее стояли аэроплан Васильева, затем биплан постройки Докучаева; «Блерио» кружка ИТУ с «Анзани» в 25 л.с., «Блерио» Ларикова и «Блерио» с «Гномом» в 50 л.с. М.Ефимова" (источник). По мере того, как росли возможности самолётов, показательные полёты выполнялись на всё большей высоте. Когда появилась возможность наблюдать за полётами прямо с улицы бесплатно, значительно снизилась заполняемость трибун. Из-за этого часть из них разобрали и установили вместо них несколько рядов скамеек (на переднем плане).
42345435.jpg


Предположительно, те самые частные ангары вблизи:
42343254354.jpg
4324234324.jpg


Фотография 1913 г.(слева-направо):- 2-ая трибуна, павильон МОВ, скамейки для зрителей, ангары "Дукс", ворота которых первое время были не раздвижными, а съёмными. Перед ангарами, по-видимому, контейнеры с самолётами в разобранном виде:
24325345435.jpg


Павильон МОВ и 4 ангара "Дукс":
231423423432.jpg


Вид на 3-4 ангары. К моменту создания этого снимка на некотором расстоянии от первых ангаров Дукса началось строительство более вместительных заводских ангаров- крышу первого из них видно в центре фото:
3213213123.jpg


После того, как новые заводские ангары были построены, прежние передали авиационной школе МОВ. Фото 1914 г.: один из ангаров подписан как "ecole", что переводится с французского как "школа":
43242543543.jpg


Через некоторое время на ангары авиационной школы установили раздвижные ворота:
423423423434.jpg
 
Последнее редактирование:
Фото 1914 г.: к этому времени были построены два более вместительных ангара завода "Дукс":
4234234.jpg


42345345.jpg


5344564565465.jpg


Фото 1914 г.: на месте за оградой ещё не построен "Центральный ангар" завода "Дукс" с 3-мя воротами, превосходивший по размерам оба предыдущих ангара вместе взятых:
1914_4.jpg


Фотография 1915-1917 гг.: на заднем плане слева - 3 и 4-й ангары авиационной школы МОВ, в центре - ещё строившийся заводской павильон Дукса (которому посвящён предыдущий пост), за павильоном - два дуксовских ангара с предыдущих фотографий, правее них - тот самый Центральный ангар завода "Дукс" с 3-мя воротами:
5345345456.jpg


Вскоре строительство заводского павильона было закончено. С его смотровой вышки через зеркальные стёкла прекрасно обозревались лётное поле и небо. Гости завода «Дукс» — чаще всего это были деловые люди — приходили сюда, чтобы смотреть полёты аэропланов производства этого же завода. Управляющим павильона служил Сергей Иванович Баусов, который давал пояснения. Фрагмент фотографии 1922 г.:
4234234325435.jpg


19 февраля 1919 г. завод "Дукс" был переименован в "Государственный авиационный завод № 1 им. Осоавиахима" (ГАЗ № 1). На фото - новые надписи на заводских ангарах:
23423432.jpg


Ко 2-й половине 1910-х гг. возле павильона МОВ тоже появились новые ангары. Изначально авиационная школа МОВ не была военизирована, но проводила обучение лётчиков по программе Военного ведомства. В феврале 1915 г. авиашколу полностью военизировали и она стала именоваться "Московской военной авиационной школой", специализирующейся на подготовке летчиков-истребителей. На месте бывших трибун построили 2 больших ангара военной авиашколы, а там, где когда-то находились скамейки для зрителей соорудили деревянный сарай:
1493477_9bcdba411d5493e30fd506139afe46eb.jpg


В 1915 г. между частными ангарами и большими ангарами военной авиашколы был построен Прохоровский павильон. "Его возвели на деньги Василия Васильевича Прохорова, родственника известного мануфактурщика. На крыше этого сооружения высился застекленный павильон, устланный коврами, украшенный картинами. Был в нем и великолепный буфет. В этом салоне перед огромным стеклом с обзором всего поля стояли кресла для гостей. Сюда весьма часто заглядывали К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Над павильоном возвышалась статуя Икара, а в ангаре сиротливо стоял единственный «Моран» с мотором в 60 л. с. По крылу аэроплана огромными буквами значилось: «Прохоровъ», этот свободный художник летал редко и малоудачно". (источник).
4324234535.jpg


Вид со стороны павильона МОВ: на переднем плане - 2 больших ангара МОВ, на заднем - Прохоровский павильон:
423423421232.jpg
 
Последнее редактирование:
В июле 1910 г. на Ходынском аэродроме были построены 6 первых ангаров, две зрительские трибуны и павильон МОВ - сначала это строение называлось просто "членской беседкой":
432432423423.jpg


Летом 1911 г. при военном комитете МОВ была открыта авиашкола, в которой проводилось обучение лётному мастерству офицеров Московского гарнизона, производилась переподготовка лётчиков на новые типы самолётов, велись опытные работы и испытания самолётов и их вооружения.
После создания авиашколы МОВ членская беседка обрела ещё одно название - "ученический павильон" (фото 1914 г.):
43242343243243.jpg


При павильоне МОВ работало кафе. На фото 1912 г. - вид с террасы павильона:
432423423433.jpg


Павильон и въездные ворота на аэродром в 1914 г.:
43242345435.jpg


С началом Первой Мировой войны школа MОВ значительно увеличила набор курсантов - обучение проходили офицеры нижних чинов. За период с осени 1914 г. по конец 1917 г. в Московской авиационной школе было подготовлено 242 лётчика. В связи с увеличением количества курсантов было расширено здание авиашколы (фото 1915-1917 гг.):
42343454354.jpg


После расширения главный вход в здание авиашколы располагался у его юго-восточной стены. С той же стороны построили новые ворота авиашколы (фото 1922 г.):
432445435435435.jpg


На фото снизу (1915-1917 гг.) запечатлены основные строения авиашколы. В 1916 г. Московская авиашкола была переименована в "Школу авиации военного времени МОВ", а уже через несколько месяцев она перешла в подчинение Управлению военно-воздушного флота (УВВФ):
4324234324234.jpg


Ракурс правее - эти 4 ангара также принадлежали авиашколе:
423435345.jpg


На площадке за трибунами (а затем - за 2-мя ангарами) находилось здание с 4 башнями. Предположительно, в нём располагалось само Московское общество воздухоплавания. После передачи авиашколы УВВФ, МОВ продолжало вести свою деятельность до конца 1917 г. (помимо военного комитета, у МОВ также были научно-технический и спортивный комитеты).
3244354354353454.jpg


Фото снизу было сделано между 2-мя большими ангарами авиашколы - в кадр попала часть этого деревянного здания с башнями:
32423324234.jpg
 
Последнее редактирование:
Объекты авиашколы находились не только в районе главного въезда на аэродром, но и на его северо-западной окраине (см. снимок снизу). В правом нижнем углу снимка - два обелиска у въезда к общежитию авиашколы МОВ, строение со шпилем внизу снимка - Летний павильон офицерского собрания:
4324324324.jpg


Въезд на территорию общежития авиашколы:
4324324234.jpg


Общежитие МОВ располагалось в здании бывшего Александровского приюта для офицеров, а также в одном из деревянных зданий:
ba7d63f3d926.jpg


4325435435.jpg


Летний павильон офицерского собрания:
4324325345435.jpg


Фото за июнь 1911 г. - именно тогда начала работать авиашкола МОВ. На заднем плане едва заметен шпиль Летнего павильона:
324234234234.jpg


Фото 1914 г.: первое время рядом с Летним павильоном не было ангаров - самолёты хранили под тентами:
43242543534.jpg


Фото 1915-1917 гг.: на заднем плане, слева от Летнего павильона - большой тент, ещё левее - начало строительства в том месте 1-го ангара:
423345345345.jpg


К началу 1920-х гг. строительство 2-х ангаров в районе Летнего павильона было завершено, а в ноябре 1931 г. на этом месте был открыт большой аэровокзал московского аэропорта:
4234324234354.jpg


После Октябрьской революции 1917г. авиашкола была переименована в "Московскую школу авиации Рабоче-Крестьянского Красного ВВФ", а затем - в "Школу военных лётчиков РКК ВВФ".
В период Гражданской войны и иностранной интервенции Московская авиашкола являлась основной базой подготовки лётных кадров для советской авиации. В январе 1923 года школа получила статус "высшей" (Высшая школа Красных военных летчиков РКК ВВФ). В феврале 1925 школа получила наименование "3-я Военная школа лётчиков", а согласно Приказу РВС СССР № 1148 от 30.11.1925 г. она была расформирована - личный состав и имущество были отправлены на пополнение 1-й (Кача) и 2-й (Борисоглебск) школ. На немецком авиаснимке 1941-1942 гг. видно, что от строений Московской авиашколы к тому времени осталось только два больших ангара (перекрестием обозначено место первых ворот МОВ):
534534345.jpg
 
Последнее редактирование:
Завод "Дукс" не ограничивался 3-мя ангарами: не позднее 1915-1917 гг. за дуксовским въездом был построен 4-й заводской ангар — Отдела испытаний самолётов:
543534535.jpg


Фотография этого места, сделанная с аэроплана С. Уточкина в 1910 г.: слева в кадре - временный склад пиломатериалов, правее на поле - не деревья, а люди:
31231232131233.jpg


Фотография за май 1918 г.: слева в кадре - Центральный ангар, по центру - тенты и ангар Отдела испытаний самолётов, справа за забором - ангары парк-склада:
42343534535345.jpg


Дуксовский въезд и забор Отдела испытаний самолётов: вплоть до 1921 г. вход на аэродром был свободным, поэтому многие аэродромные строения тех лет имели собственный забор:
332432234.jpg


Фото 1918 г.: "Моран-Ж" и ангар Отдела испытаний самолётов на фоне Петровского путевого дворца:
4234545345435.jpg


Завод "Дукс" был национализирован 31 декабря 1918 г. - на фото снизу этот ангар запечатлён уже в начале 1920-х гг., после переименования предприятия в "Государственный авиационный завод №1" ("ГАЗ №1"):
4235344354354.jpg


Ангар Отдела испытаний ГАЗ №1 и первый истребитель советской конструкции - "И-1":
54353412344324.jpg


Территория Отдела испытаний самолётов, вид в сторону Петроградского/Ленинградского шоссе:
4234234234324.jpg


Там же: авиетка С.Ч. или "Дзержинский" конструктора С.Д.Черниховского (фото отсюда - там выложено много интересных фотографий!):
4324324234324.jpg


Ангар Отдела испытаний, предположительно, был снесён одновременно с остальными строениями бывшего завода "Дукс" в 1930-1931 гг. - в начале 1930-х гг. рядом с ним было построено 2-этажное задние ГАМЦ (Главный авиационный метеорологический центр) ВВС РККА, впоследствии - ГАМЦ Министерства обороны:
1496643_668e0ad5e51285f6f5741b5b424ce561.jpg


Территория Отдела испытаний самолётов на немецкой аэрофотосъёмке 1941-1942 гг.:
3213213123.jpg
 
Последнее редактирование:
В октябре 1912 г. Военное ведомство решило все запасы воздухоплавательного имущества хранить в двух главных Центральных складах в Петербурге и Москве, а также в нескольких армейских авиационных центрах в округах. Так на юго-восточной окраине Ходынского аэродрома появился Центральный авиационный парк-склад. Фото за май 1917 г. (слева за кадром - территория Отдела испытаний самолётов Государственного авиазавода № 1, речь о которой шла в предыдущем сообщении):
11324-5.jpg


В 1916 г. на территории Центрального парк-склада были созданы авиамастерские, наряду с фронтовыми авиапарками занимавшиеся ремонтом аэропланов. По состоянию на 21 февраля 1917 г. ремонту подлежало 32 аэроплана, но производственных мощностей хватало только на 20 машины, поэтому к осени 1917 г. на складе скопились огромные авиационные запасы - больше 200 машин. К началу 1918 г. в парк-складе в ремонте находилось еще около 100 самолётов и 50 без двигателей.
4234325435.jpg


"Бреге 14" на фоне ангара 1916 г. постройки:
321324324234.jpg


42345435435434.jpg


В 1920 г. Главные авиационные мастерские парк-склада были переданы в ведение вновь созданного треста «Промвоздух» УВВС, и 28 ноября 1921г. на их базе был создан «Ремвоздухзавод № 1», который в 1922-1923 гг. получил название «Авиаработник». После выделения мастерских в самостоятельную единицу, парк-склад был переименован в "Главный авиационный склад", а в 1924 г. его объединили со складом ГСМ и переименовали в "Центральный авиационный склад №1 Наркомвоенмора" ("Центральный авиатехнический склад НКО №1").
Общий вид на территорию Центрального авиасклада в 1922 г.: на переднем плане - самолёты "Дерулуфта", на заднем плане слева - здание завода "Авиаработник", справа - ангар "Авиаработника":
1496655_2cf7b2a17b6877e701d2631d331e2787.jpg


Строительство здания завода "Авиаработник" (вид в сторону лётного поля):
42342343232434.jpg


Фото с АНТ-2: на заднем плане - северный угол территории Центрального авиасклада. Слева в кадре - участок нового забора, возведённого в 1921 г. в месте, где до этого был свободный проход на территорию аэродрома. Справа в кадре - здание завода "Авиаработник":
ant2-12.jpg


Новый и старый заборы, а также складские ангары - уже без эмблем с двуглавым орлом:
423423423443.jpg


Ракурс правее: В.В. Куйбышев с группой томичей, бывших подпольщиков, на аэродроме по случаю открытия авиалинии Москва-Берлин:
3789482.jpg
 
В октябре 1912 г. Военное ведомство решило все запасы воздухоплавательного имущества хранить в двух главных Центральных складах в Петербурге и Москве, а также в нескольких армейских авиационных центрах в округах. Так на юго-восточной окраине Ходынского аэродрома появился Центральный авиационный парк-склад. Фото за май 1917 г. (слева за кадром - территория Отдела испытаний самолётов Государственного авиазавода № 1, речь о которой шла в предыдущем сообщении):
1585907_aaeaac08283c07b9019f848d118fa511.jpg


В 1916 г. на территории Центрального парк-склада были созданы авиамастерские, наряду с фронтовыми авиапарками занимавшиеся ремонтом аэропланов. По состоянию на 21 февраля 1917 г. ремонту подлежало 32 аэроплана, но производственных мощностей хватало только на 20 машины, поэтому к осени 1917 г. на складе скопились огромные авиационные запасы - больше 200 машин. К началу 1918 г. в парк-складе в ремонте находилось еще около 100 самолётов и 50 без двигателей.
1585909_4ef634d19aeef8ae1dc2b3de4292df57.jpg


"Бреге 14" на фоне ангара 1916 г. постройки:
1585911_3a9ece6078959ca505710f9916b5821a.jpg


1585913_0bbf31bf91fb978d64afe3c95f5e416f.jpg


В 1920 г. Главные авиационные мастерские парк-склада были переданы в ведение вновь созданного треста «Промвоздух» УВВС, и 28 ноября 1921г. на их базе был создан «Ремвоздухзавод № 1», который в 1922-1923 гг. получил название «Авиаработник». После выделения мастерских в самостоятельную единицу, парк-склад был переименован в "Главный авиационный склад", а в 1924 г. его объединили со складом ГСМ и переименовали в "Центральный авиационный склад №1 Наркомвоенмора" ("Центральный авиатехнический склад НКО №1").
Общий вид на территорию Центрального авиасклада в 1922 г.: на переднем плане - самолёты "Дерулуфта", на заднем плане слева - здание завода "Авиаработник", справа - ангар "Авиаработника":
1496655_2cf7b2a17b6877e701d2631d331e2787.jpg


Строительство здания завода "Авиаработник" (вид в сторону лётного поля):
42342343232434.jpg


Фото с АНТ-2: на заднем плане - северный угол территории Центрального авиасклада. Слева в кадре - участок нового забора, возведённого в 1921 г. в месте, где до этого был свободный проход на территорию аэродрома. Справа в кадре - здание завода "Авиаработник":
1585915_baf1192b6cdaf1bdc1e26a04b5db9be2.jpg


Новый и старый заборы, а также складские ангары - уже без эмблем с двуглавым орлом:
1585917_6e6a14a10a6485b90538ae0982b863b2.jpg


Ракурс правее: В.В. Куйбышев с группой томичей, бывших подпольщиков, на аэродроме по случаю открытия авиалинии Москва-Берлин:
1585919_a86fab9ba5c8c3e7e80f636c31ec58fe.jpg

Здание завода "Авиаработник", на заднем плане виден Петровский путевой дворец:
432423432434.jpg


Помимо проведения ремонтных работ завод «Авиаработник» начал строить первые опытные советские самолёты. К ним относится двухмоторный бомбардировщик «КОМТА», получивший название от "КОМиссии по Тяжелой Авиации", образованной в 1919 г. для разработки и постройки тяжелых самолётов для замены устаревших «Илья Муромцев».
"КОМТА" возле ворот 1-го ангара "Авиаработника":
002.jpg


Cборка триплана «КОМТА» внутри этого ангара (1921 г.):
123124234234324.jpg


В 1927 г. "Авиаработник" был переименован в "Авиационный завод № 39 имени В.Р. Менжинского". Со временем возникла потребность в расширении производственных площадей - место для них освободили в 1932-1936 гг., перебазировав Центральный авиаскад в Балашиху. В 1930-1931 гг. на прилегающей с юго-запада к заводу №39 территории были построены новые корпуса Государственного авиазавода №1/"ГАЗ №1" (бывшего "Дукс"). Первоначально ГАЗ №1 находился в стороне от аэродрома (по адресу 3-я ул. Ямского поля, 26) — к середине 1933г. его полностью перевели на новое место в непосредственной близости от лётного поля, к 1936 г. были построены все корпуса этого завода.
Немецкая аэрофотосъёмка 1942 г.: территория авиазавода №1 обведена белой линией; правее (между ГАЗ №1 и Ленинградским шоссе) - территория авиазавода №39. В правом верхнем углу снимка видно здание штаба дальних перелётов (бывший 2-этажный аэровокзал), здание конторы уже ликвидированного "Дерулуфта", а также ангар этого авиапредприятия:
2344324234243.jpg


Осенью 1941 г. авиазавод № 39 был эвакуирован в Иркутск, а авиазавод №1 - в Куйбышев. В 1942 г. на бывшую территорию авиазавода № 39 был реэвакуирован из Нижнего Тагила авиазавод № 381, а на территорию авиазавода №1 был переведён Опытный завод № 30 из подмосковной Дубны. В 1950 г. авиазаводы № 30 и № 381 были объединены в единый "Авиационный завод № 30 НКАП". В 1965 г. авиазавод № 30 получил название "Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Знамя Труда»", в 1973 г. преобразован в Московское авиационное производственное объединение (МАПО). С 1992 г. – МАПО им. П. В. Дементьева, с 1995 г. – МАПО «МиГ». Ныне — ФГУП «РСК МиГ», Производственный центр им. П. А. Воронина:
5435346546546.jpg


Бывший ангар завода "Авиаработник": это единственный на территории ангар дореволюционной постройки, сохранившийся до наших дней (адрес - 1-й Боткинский проезд, 7, строение 24):
423325345435.JPG


100 лет назад здесь собирали "КОМТУ":
694291.jpg
423432435.JPG


Бывшее здание завода "Авиаработник" (адрес - Ленинградский проспект, 33Б, строение 6).
3453453453454.jpg


Подробно об авиазаводе №1
Подробно об авиазаводе №30
Подробно об авиазаводе №39
Подробно об авиазаводе №381
Прогулка по территорри РСК "МИГ"
Фотосессия внутри объектов на территории РСК "МИГ"
 
Последнее редактирование:
Реклама
Назад