Частники - в космос!

Реклама
Firefly добились столь нужного им успеха:



4 июля 2024 г. в 07:03 мск (что соответствует 21:03 3 июля по местному тихоокеанскому времени США) с площадки SLC-2W Базы КС США “Ванденберг” (шт. Калифорния, США) выполнен пуск РН Firefly Alpha с миссией ELaNa-43 по заказу НАСА. Пуск успешный, космические аппараты выведены на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км.

ELaNa-43 – сборная группа из 8 кубосатов, созданных различными университетами США. Это очередной запуск в рамках программы ELaNa, предоставляющей доступ в космос небольшим студенческим и исследовательским проектам при посредничестве НАСА.

Вкратце:

1) CatSat – космический аппарат для тестирования надувной сферической антенны диаметром 1 метр из легкого и недорогого синтетического волокна, которая должна обеспечивать скорость интернет-связи до 50 мбит/с.

2,3) R5 S2 и R5 S4 – пара крошечных кубосатов по типу «плавающих камер», созданных из «бытовых» (т.е. не космических) компонентов для съемки космических аппаратов вблизи. Область применения таких штуковин следующая: например, вы хотите осмотреть заклинившую антенну на спутнике или снять процесс раскрытия какого-либо механизма – для этого можно отстрелить такой кубосат с камерой, который все это зафиксирует на фото и видео. По сути это расходный материал, поэтому должны быть дешевыми. На некоторых аппаратах такие камеры уже ставят китайцы.

4) TechEdSat 11 – очередной демонстратор паруса для ускорения схода кубосата с орбиты. Теоретически такими штуками можно оснащать кубосаты, чтобы раскрывать паруса в конце жизни аппарата (в т. ч. по какому-либо внутреннему триггеру повреждения) – и они очень быстро будут терять орбиту и сгорать в атмосфере. Там же стоит образец системы связи, которая при минимальном потреблении энергии должна поддерживать связь с мизерным битрейтом (сотня-другая бит/с).

5) KUbeSat 1 – детектор космических лучей для изучения ионосферы Земли.

6, 7) MESAT 1 и Serenity – школьники и студенты учились делать кубосаты, а теперь будут учиться с ними работать. На борту подборка из разных приборов, чтобы было функций побольше. Тут и связь, и зондирование Земли, и наблюдение за атмосферой – все простенькое, но в том и смысл.

8) SOC-i – кубосат с каким-то экспериментальным гироскопом.

Если кому интересно – гуглите по названию аппарата, такие миссии всегда хорошо документированы, потому что университетские проекты; они несложные, но бывает что подразумевают интересные и новаторские решения.

P.S. Как и в недавнем запуске SpaceX из Флориды, солнечные лучи на высоте в сделали запуск в сумерках заметным на расстоянии нескольких сотен километров от места старта. Этот кадр был сделан из Аризоны, на удалении более 500 километров:

20240704-fireworks.jpg

Фото: Mark J. Rebilas

А этот – существенно ближе, с океанской набережной в Лонг Бич:

20240704-long_beach.jpeg

Фото: akd_ams @ X

P.P.S. Следующий запуск Firefly Alpha ожидается месяца через два.
 
4 июля 2024 г. в 07:03 мск (что соответствует 21:03 3 июля по местному тихоокеанскому времени США) с площадки SLC-2W Базы КС США “Ванденберг” (шт. Калифорния, США) выполнен пуск РН Firefly Alpha с миссией ELaNa-43 по заказу НАСА. Пуск успешный, космические аппараты выведены на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 км.

По причине того, что запуск был ночью, в тумане, да к тому же – с Ванденберга (рядом с которым особо и нет населенных пунктов), в сети практически нет фотографий подъема ракеты со старта. Тем не менее, одному из допущенных фотографов, удалось кое-что снять:

20240707-firefly1.jpeg


20240707-firefly2.jpeg

Фото: Trevor Mahlmann
 
По причине того, что запуск был ночью, в тумане, да к тому же – с Ванденберга (рядом с которым особо и нет населенных пунктов), в сети практически нет фотографий подъема ракеты со старта. Тем не менее, одному из допущенных фотографов, удалось кое-что снять:

20240707-firefly1.jpeg


20240707-firefly2.jpeg

Фото: Trevor Mahlmann
Вторая фотка тоже от "допущенного фотографа"? :oops:
 
Вторая фотка тоже от "допущенного фотографа"? :oops:
Имея на то разрешение, фотографы устанавливают камеры автоматические или с дистанционным управлением. Сами находятся в безопасном месте.
 
Ещё один сгорел на работе ©
У ABL Space Systems сгорела будущая ракета RS-1. После статических огневых испытаний что-то пошло не так, возник пожар и ракета сгорела...
 
Ещё один сгорел на работе ©
У ABL Space Systems сгорела будущая ракета RS-1. После статических огневых испытаний что-то пошло не так, возник пожар и ракета сгорела...
Думаю, это плохие новости для ABL, особенно с учетом недавнего переноса пакета запусков Локхида к Firefly (в то время как изначально Локхид, будучи инвестором в ABL, собирался использовать их ракеты). Над перспективами компании сгущаются тучи.
 
Думаю, это плохие новости для ABL, особенно с учетом недавнего переноса пакета запусков Локхида к Firefly (в то время как изначально Локхид, будучи инвестором в ABL, собирался использовать их ракеты). Над перспективами компании сгущаются тучи.

Количество проходимцев в ракетной отрасли слишком быстро возросло.
Начинается естественный падёж
 
Количество проходимцев в ракетной отрасли слишком быстро возросло.
Начинается естественный падёж
Будьте добрее ))) В бизнесе это обычное явление - у одних получается, у других не очень. Так и должно быть, в конкуренции выживает тот, у кого лучше получается. Вот обратная ситуация (когда денег дали независимо от результатов и тянут неудачные проекты ради "сохранения компетенции" как раз рождает проходимцев 😉
 
Реклама
Коммерческая космическая станция по плану должна быть запущена в текущем году.
Первый компонент Haven-1 будет запущен во второй половине 2024 года с помощью ракеты SpaceX Falcon 9. После выхода на орбиту станцию посетит первый экипаж из четырёх человек, который может включать как профессиональных астронавтов, так и частных лиц. Vast будет взимать плату за пребывание на станции и её использование, а все члены экипажа пройдут обучение в Vast и SpaceX.
 
Немецкая Rocket Factory Augsburg AG (RFA) собирается приступить к первому статичному прожигу первой ступени своей легкой ракеты RFA ONE, который должен пройти на стартовом столе в Саксаворде (Шотландия). Его планируют провести в ближайшие недели.

Кхм. Как ни странно, ступень прожгли без особых задержек:
Во время очередного (второго по счету) прожига первой ступени ракеты RFA ONE в Саксаворде, произошло возгорание с разрушением испытываемой ступени. Первый запуск данного изделия, который компания Rocket Factory Augsburg планировала совершить до конца года, теперь очевидно, придется отложить.

Момент аварии:

20240821-boom2.jpg


После:

20240821-after.jpeg
 
Последнее редактирование:
Во время очередного (второго по счету) прожига первой ступени ракеты RFA ONE в Саксаворде, произошло возгорание с разрушением испытываемой ступени. Первый запуск данного изделия, который компания Rocket Factory Augsburg планировала совершить до конца года, теперь очевидно, придется отложить.

Гифка:
20240820-rfa_fire.gif
Исправились. Когда-то давно меня учили, что если на испытаниях не обнаружат недостатки, то эти недостатки обнаружат в эксплуатации.
 
Ещё один сгорел на работе ©
У ABL Space Systems сгорела будущая ракета RS-1. После статических огневых испытаний что-то пошло не так, возник пожар и ракета сгорела...

Думаю, это плохие новости для ABL, особенно с учетом недавнего переноса пакета запусков Локхида к Firefly (в то время как изначально Локхид, будучи инвестором в ABL, собирался использовать их ракеты). Над перспективами компании сгущаются тучи.
В ABL опубликовали подробный пресс-релиз с описанием июльской аварии (и первых итогов расследования).
Целиком его можно найти под спойлером ниже, а для форума я сделал небольшую «выжимку» в той части, что непосредственно касается инцидента:
FLIGHT 2 - STATIC FIRE UPDATE

PRE- TEST OPERATIONS
On July 19th, 2024, ABL conducted RS1 vehicle operations with the objective of a 13-second static fire of all 11 first stage engines. Our launch team commanded RS1 and GSO through a smooth, flight-like countdown. After polling "GO," we entered Terminal Count at 8:20PM, handing over control to RS for the final ten minutes of the countdown.

STATIC FIRE + INITIAL FIREFIGHTING
RS1 entered Stage 1 startup at T- 7.76 seconds. All 11 engines ignited and successfully bootstrapped, entering main-stage combustion for approximately 0.5 seconds. RS1 auto-aborted out of the test due to a low pressure reading on Engine 10 caused by a faulty pressure sensor.
Immediately after shutdown, a fire developed external to RS1's base, fed by fuel leaks from Engines 5 and 8. Water-and inert gas-based fire suppression systems were able to contain the fire, but were not able to extinguish it. Fuel offload began at T+ 04:20, with LOx offload following at T+ 09:20.

DEPLETION + LOSS OF VEHICLE
Due to the launch pad having no direct water supply, ABL relies on mobile water tanks for fire suppression. While the water system was active, vehicle temperatures were maintained within design limits. Water stores were depleted at T+ 11:30, which resulted in loss of fire containment and a progressive loss of pad systems. LOx and fuel offload capability were lost at T+ 14:28 and T+ 15:30 respectively, and all Stage 1 telemetry was lost at T+ 20:43.
At T+ 23:24, the fire exceeded the thermal capability of the structure and RS1 buckled to the pad. While a majority of plumbing and electrical connections to the Launch Mount were damaged, the structures of the Launch Mount, the Flame Deflector, and all GSO equipment behind pad berms were unharmed.

RESPONSE + PATH FORWARD
ABL immediately initiated its mishap plan and an investigation, with oversight from the FAA. Post-anomaly data review indicates Engines 5 and 8 experienced a 4.5 kHz combustion instability during startup, in alignment with the expected first tangential mode of the E2 thrust chamber. Inspections revealed significant erosion of the E5 and E8 propellant injectors and liners in a pattern consistent with instability induced failure.

Our current leading theory is that differences in the Block 2 Stage 1 propellant feed system led to a higher energy startup than on the test stand, triggering an instability in 2 of 11 engines. In 300+ prior E2 engine tests, we observed this phenomenon only once, and attributed it to a separate timing anomaly with that particular test. While our static fire sequence was within our experience, on-vehicle conditions were in a corner of the start box where we have a relatively low number and limited duration of tests. We are conducting a test campaign at our Mojave Air and Space Port test site to iteratively replicate the as-measured stage conditions and assess our theory. The investigation will also evaluate other contributing factors and potential root causes of the anomaly.
GSO will return to our Port of Long Beach facility for refurbishment. RS1 Block 2 SNO2 is well into production.
Pending the results of the investigation, we'll be ready to share more about the expected actions and timeline for these efforts.
This is not the outcome we wanted, and it eclipsed the incredible endurance and execution of our team that got Flight 2 just short of the finish line. While the campaign ended in anomaly, many key elements of RS1 and GSO were validated in the process. We look forward to concluding our investigation and incorporating these learnings into the RS1 program.
19 июля 2024 года компания ABL проводила испытания ракеты RS1, в рамках которых предстояло выполнить 13-секундное включение всех 11 двигателей первой ступени. Все двигатели успешно запустились, однако уже через 0,5 с испытание было автоматически прервано из-за низкого показания давления на двигателе №10 (что было вызвано неисправным датчиком давления). Сразу после отключения в основании ракеты возник пожар, вызванный утечками топлива из двигателей №5 и №8. Системы пожаротушения, имевшиеся на стартовом комплексе, смогли на время сдержать пожар, но по мере истощения запасов воды и инертного газа через 11 с половиной минут он разгорелся с новой силой, что привело к полному уничтожению ракеты примерно еще через 10 минут. В результате возгорания также были серьезно повреждены трубопроводы и электрика на пусковой установке.

20240903-loosers.jpeg
 
Итого:
1) использовали всего лишь один датчик для принятия критичных решений
2) надо было отключить этот двигатель и выработать топливо до конца.
Дилетанты!
 
Хочу рассказать вам одну байку, которая мне приснилась...
Сижу я знацца в забегловке в аэропорту на калифорщине... ну и разговорились с с таким же забежавшим.
Я тут, говорит, по личным делам, но вот случайно организовалась у меня экскурсия в один стартап, который тоже решил в космос двинуть.
Их тут, говорит, сейчас как грибов, причем открыт им режим наибольшего благоприятствования.
Эти конкретно получили за символическую оплату несколько ангаров и цехов каких-то бывших оборонщиков, которые на калифорщине массово гондурасили года до 96-98-го...
Трудятся в поте лица, выпускников университетов нанимают -- у них начальная стадия типа НИОКР (PoC, proof of concept) -- не хрен собачий!
А, теперь уже я говорю, ну ладно! Старые ангары с подъездными путями и какое-никакое устаревшее оборудование им досталось...
Но ведь на их теперешнем этапе в основном думать надо и много-много еще даже не рисовать, а считать требуется! Причем очень специфически считать... Откуда это расчетное know-how, да просто очень специфические расчетные методики у зеленущего стартапа?!
А! говорит -- вот тут-то собачка и порылась! Много чего получено от NASA; это же ведь public domain, разработанный на народные деньги налогоплательщиков и (после снятия грифов секретности) возвращаемый в народную собственность...
...и с этим все понятно -- если видишь на дисплеи футы, фунты, галлоны и всякие btu -- то это насовское ПО...
Но вдруг, говорит, вижу на другом мониторе метры, литры, ньютоны да джоули... а эта прогрессивная метрическая система откуда?
А мне, говорит, экскурсовод и говорит -- "Так это же у нас расчетные программы из тсаги. Их у нас добрых 50% будет."
Помню, что хотел я просить своего забегального собеседника, чем тот конкретный стартап собирается в люди космос выходить...
...но тут до меня вдруг стало доходить, что такое есть "тсаги" и я от неожиданности проснулся :(:cry:
 
А мне, говорит, экскурсовод и говорит -- "Так это же у нас расчетные программы из тсаги. Их у нас добрых 50% будет."
Нормально. Математика продавалась и передавалась по бартеру. Плохо только то, что все это передавалось в исходниках частично - часть была в виде уже собранных библиотек и поэтому народ трясется при заказе новой техники, чтобы все это работало. Все, что сейчас летает, на этом старом спроектировано.
Из последнего залез тут в модный западный код по проектированию насосов - попросили импортозаместить - полез в документацию, а там иллюстрации в виде сканов из советских книг. Обленились упыри, даже картинку не перерисовали - вся индексация наша.
 
Реклама
Самолет-носитель Roc компании Stratolaunch выполнил первый полет с обновленным прототипом гиперзвукового ЛА Talon-A2. Talon-A2 — это первый многоразовый летающий стенд для отработки технологий, необходимых для гиперзвукового полета, оснащенный шасси для посадки. Сброс Talon-A2 в ходе данного полета не проводился, испытания касались взаимодействия самолета-носителя и полезной нагрузки, также была проведена проверка тепловых и аэродинамических моделей полета на более высоких рабочих высотах, велся мониторинг работы бортовых систем Talon-A2.

20240908-roc1.jpeg


20240908-roc2.jpeg


20240908-roc3.jpeg

Фото: Stratolaunch
 
Назад