Частники - в космос!

Помните такую компанию Astra (5 аварий в полете из 7 попыток в 2018-22 гг.)? Впервые за долгое время им удалось привлечь новые инвестиции: военные пообещали Астре скромные $44 млн. на разработку новой ракеты (сумма разбита на части, которые должны выплачиваться постепенно, по мере выполнения условий контракта). Но это уже что-то, и важное событие для компании, которую многие эксперты списали в утиль.

 
Реклама
Компания Eta Space завершила изготовление спутника LOXSAT1. Цель данной миссии состоит в отработке технологии заправочного механизма для перекачки криогенного топлива с одного космического аппарата на другой в условиях околоземной орбиты. Далее LOXSAT1 отправится на серию наземных испытаний (на базе НАСА – в Космическом центре имени Кеннеди), после чего его ждет запуск на ракете Electron в 2025 году.

LOXSAT – проект НАСА по развитию технологий по обращению с жидким метаном / кислородом и проч. низкокипящим топливном в условиях невесомости. В рамках программы предполагается создание нескольких космических аппаратов.

20241028-lox.jpeg
 
Компания Impulse Space, руководимая бывшим главным двигателистом SpaceX Томом Мюллером, завершает сборку первого двигателя Deneb.

Это небольшой, но очень эффективный двигатель для верхних ступеней / космических буксиров, который должен сделать доступным довывод легких коммерческих аппаратов с низкой опорной на высокие околоземные орбиты и межпланетные траектории. Сам Мюллер называет Deneb «двигателем с наверное самым высоким удельным импульсом, среди тех, что работают на углеводородном топливе – степень расширения сопла 380, замкнутая схема с полной газификацией компонентов». Скоро должны приступить к огневым испытаниям.

20241029-deneb1.jpeg


20241029-deneb2.jpeg
 
На первой ступени тяжелой ракеты New Glenn, предназначенной для дебютного запуска (ожидается до конца года с космодрома на мысе Канаверал), установили все 7 двигателей BE-4.
Первую ступень New Glenn, предназначенную для дебютного запуска, привезли на стартовую площадку LC-36 на мысе Канаверал:

20241030-ng1.jpeg

Фото: Blue Origin

20241030-ng2.jpeg

Фото: NSF/Derek Wise

В ближайшую пару недель будут проводить заправочные испытания ступени и прожиг ее двигателей.

Журналист Эрик Бергер пишет, что запуск ракеты в сборе ожидается не раньше первой половины – середины декабря.
 
Не совсем «новая» новость... но все же пусть будет:

20241031-sierra.jpg


Компания Sierra Space успешно испытала карботермический реактор для производства кислорода в Космическом центре НАСА. Это первая демонстрация автоматического извлечения кислорода из имитированного лунного грунта в условиях, максимально приближенных к лунным.

Инженеры компании в течение двух недель тестировали систему извлечения кислорода внутри специальной термовакуумной камеры. Установка работала с имитатором лунного реголита при температурах от -45°C до +1800°C и давлении, соответствующем лунным условиям.

В процессе работы устройство перемещало через камеру для обработки имитированный лунный реголит — очень абразивный и неровный материал.

Испытания подтвердили, что система может успешно принимать лунный грунт, который доставляет луноход, и подавать его в реакционную камеру. После этого в процессе реакции карботермического восстановления установка извлекает кислород из минералов в реголите. Обработанный материал успешно удаляется, чтобы операцию можно было повторить.

Возможность производить кислород непосредственно на Луне из местных ресурсов значительно снизит зависимость от поставок с Земли и сделает возможность долгосрочного пребывания астронавтов более реалистичной. Кислород на лунной базе необходим не только для дыхания: его также можно использовать в качестве компонента ракетного топлива.

 
Не совсем «новая» новость... но все же пусть будет:

20241031-sierra.jpg


Компания Sierra Space успешно испытала карботермический реактор для производства кислорода в Космическом центре НАСА. Это первая демонстрация автоматического извлечения кислорода из имитированного лунного грунта в условиях, максимально приближенных к лунным.

Инженеры компании в течение двух недель тестировали систему извлечения кислорода внутри специальной термовакуумной камеры. Установка работала с имитатором лунного реголита при температурах от -45°C до +1800°C и давлении, соответствующем лунным условиям.

В процессе работы устройство перемещало через камеру для обработки имитированный лунный реголит — очень абразивный и неровный материал.

Испытания подтвердили, что система может успешно принимать лунный грунт, который доставляет луноход, и подавать его в реакционную камеру. После этого в процессе реакции карботермического восстановления установка извлекает кислород из минералов в реголите. Обработанный материал успешно удаляется, чтобы операцию можно было повторить.

Возможность производить кислород непосредственно на Луне из местных ресурсов значительно снизит зависимость от поставок с Земли и сделает возможность долгосрочного пребывания астронавтов более реалистичной. Кислород на лунной базе необходим не только для дыхания: его также можно использовать в качестве компонента ракетного топлива.

Интересно, какое КПД и энергозатраты этой приблуды?
Хвтатит ли для нее карманного ядерного реактора или нужен будет гаражный?
 
Интересно, какое КПД и энергозатраты этой приблуды?
Хвтатит ли для нее карманного ядерного реактора или нужен будет гаражный?
На Луне все реакторы кратерные. Размер кратера подбирается под необходимую мощность реактора)
А ещё там много место для солнечных батарей, правда картину несколько портит расположение баз вблизи полюса, но зато нет атмосферы
 
Реклама
Компания Impulse Space, руководимая бывшим главным двигателистом SpaceX Томом Мюллером, завершает сборку первого двигателя Deneb.

Это небольшой, но очень эффективный двигатель для верхних ступеней / космических буксиров, который должен сделать доступным довывод легких коммерческих аппаратов с низкой опорной на высокие околоземные орбиты и межпланетные траектории. Сам Мюллер называет Deneb «двигателем с наверное самым высоким удельным импульсом, среди тех, что работают на углеводородном топливе – степень расширения сопла 380, замкнутая схема с полной газификацией компонентов». Скоро должны приступить к огневым испытаниям.

По прикидкам, которые я видел, с Гелиосом, установленным в качестве третьей ступени Falcon 9, возможности этой ракеты в многоразовой конфигурации по выводу на геостационар будут практически равны Falcon Heavy. А Falcon Heavy с таким разгонным блоком реально будет использовать в полностью многоразовой конфигурации для большинства полезных нагрузок (или увеличить массу груза, отправляемого к Луне, теряя центральный блок, как сейчас).
Для понимания размеров данного разгонного блока, вот так выглядит верхнее днище и цилиндрическая секция топливного бака «Гелиоса»:

20241102-helios1.jpeg


20241102-helios2.jpeg


Немаленькая будет штуковина. (Ведь будет же?.. Будет?.. (с) )
 
Для понимания размеров данного разгонного блока, вот так выглядит верхнее днище и цилиндрическая секция топливного бака «Гелиоса»:

20241102-helios1.jpeg



Немаленькая будет штуковина. (Ведь будет же?.. Будет?.. (с) )
Когда-то у меня была нелегальная ч/б фотка нашего коллектива у водородного бака, только пришедшего из УВЗ для установки обвеса.
Тот же возраст, тот же энтузиазм. Как-же воодушевленная молодежь похожа друг на друга...
 
Для понимания размеров данного разгонного блока, вот так выглядит верхнее днище и цилиндрическая секция топливного бака «Гелиоса»:

20241102-helios1.jpeg


20241102-helios2.jpeg


Немаленькая будет штуковина. (Ведь будет же?.. Будет?.. (с) )
В наше время сбацать бляскучую металлоконструкцию может всякий.
Но не всякая железка становится ракетой...
 
Думаю, это плохие новости для ABL, особенно с учетом недавнего переноса пакета запусков Локхида к Firefly (в то время как изначально Локхид, будучи инвестором в ABL, собирался использовать их ракеты). Над перспективами компании сгущаются тучи.
А вот тучи и сгустились – глава ABL Space Systems сообщил об отказе от создания орбитальной ракеты. Имеющиеся наработки попробуют предложить оборонной промышленности для создания ракетных систем вооружения, но что-то мне подсказывает, что тот рынок давно поделен серьезными дядьками. В итоге имеем: с 2017 года они запустили на пару сотен метров одну ракету, сожгли на старте вторую, и де-факто ушли с рынка. Таким образом, на американском пусковом рынке среди «новых» компаний успеха добились только SpaceX, в несравнимо меньшем масштабе – Rocket Lab, и с большой натяжкой – Firefly. Посмотрим, что выйдет у Blue Origin.

 
В итоге имеем: с 2017 года они запустили на пару сотен метров одну ракету, сожгли на старте вторую, и де-факто ушли с рынка. Таким образом, на американском пусковом рынке среди «новых» компаний успеха добились только SpaceX, в несравнимо меньшем масштабе – Rocket Lab, и с большой натяжкой – Firefly. Посмотрим, что выйдет у Blue Origin.
Если команда за семь лет неосилила сделать работающее двигло - то что-то с ней сильно не так.
 
Первую ступень New Glenn, предназначенную для дебютного запуска, привезли на стартовую площадку LC-36 на мысе Канаверал:
Ракету собрали и подняли на стартовом столе:

20241123-ng1.jpeg

Фото: Blue Origin
20241123-ng2.jpeg

Фото: Blue Origin
20241123-ng3.jpeg

Фото: Blue Origin

Следующий шаг – все еще не запуск, а пока лишь заправочный тест и прожиг первой ступени...
 
Мокрые платья.
Никогда не понимал откуда такое название.
А что в нем такого странного? Выражение старое, пришло еще с первых ракет 1950-х гг., да так и осталось.
Dress Rehearsal – генеральная репетиция (взято из театрального мира, зачем... это надо спрашивать американских пионеров-ракетчиков),
а Wet – потому что, процесс подразумевает заправку баков топливом. На первых «Аполлонах» была еще Dry Dress Rehearsal – симуляция пуска без заправки и зажигания.
 
Реклама
Назад