Уважаемые форумчане!
Большое Вам спасибо за живое обсуждение темы!
Существенное исправление по Ил-76 в Третьяково. Их там видели не до 1992 года, а в 1993-м. А в 1992-93 гг. ТАПОиЧ строило для РФ ещё много Ил-76. Что-то «попридержали»?
По поводу Ил-76МДПС – летал только на испытаниях в 1984-89 гг.
Первый полёт Ил-76МДПС (СССР-76621, сер.43-04) выполнил 18 декабря 1984 года с аэродрома Ташкент (Восточный) экипаж во главе с Ю.В.Мазоновым.
До середины 1985 года продолжалась разработка «начинки» Ил-76МДПС (в зарубежных источниках название самолёта даётся как Ил-84) и её монтаж на самолете. С 23 июня того же года комплекс приступил к этапу «А» Государственных испытаний. Командиром экипажа определен Заслуженный лётчик-испытатель СССР А.М.Тюрюмин, а ведущим конструктором по лётным испытаниям – М.Н.Вайнштейн.
Этап «А» испытаний проводился до ноября 1985 года и завершился с положительными результатами. В ходе их проведения выполнена отработка парашютной системы, а также осуществлено 11 десантирований макетов катера «Гагара» на Псковское озеро, водохранилище Мингечаурской ГЭС (Азербайджан) и водную акваторию Чёрного моря в р-не м.Чауда (Крым).
Государственные совместные ВВС и МАП испытания авиационного морского спасательного комплекса (АМПСК) Ил-76МДПС проведены, начиная с 14 июля 1986 года. В ходе их выполнен 31 полёт с налётом 68 ч 32 мин. На испытания выполнялась «доводка» ПНПК, отработка радиотехнического и визуального поиска днём и ночью.
В ходе этого этапа ГИ выполнено 14 десантирований катера, из них дважды на борту
находились люди: первым 3 февраля 1987 года внутри «Гагары» десантировался парашютист-испытатель А.Лисичкин. Командиром экипажа на испытаниях, которые завершились 9 декабря 1986 года, был лётчик-испытатель полковник Н.Шкурко, а ведущим инженером – Р.Хафизов. Акт по результатам лётный испытаний Ил-76МДПС подписан 25 ноября 1987 года главкомами ВВС и ВМФ СССР, в нём говорилось, что комплекс испытания выдержал и может быть рекомендован для принятия на вооружение и к серийному производству.
Сам Ил-76МДПС, выполнившая всего около 300 полётов, списали в 1989 году и передали в Ворошиловградское ВВАУШ. При этом официальная версия гласит, что в ходе проведения испытаний машина получила повреждения конструкции (якобы имелись остаточные деформации фюзеляжа), а неофициальная – что про самолёт просто забыли 7 апреля 1989 года, когда произошла катастрофа подводной лодки «Комсомолец». И дабы не полетели чьи-то головы, было проще доказать, что машина имеет проблемы с конструкцией. Хотя, кто знает, где находился самолёт 7 апреля 1989 года, был ли он способен хотя бы долететь в район бедствия за имевшееся в наличии время.
Официально же программа была свёрнута в 1989 году, когда уже летала амфибия А-40, на базе которой теперь и предполагалось создать новый поисково-спасательный комплекс – А-42.
Ил-76ПП – машина, вероятно, 1981 года выпуска. Первый полёт Ил-76ПП (регистрационный СССР-86889, сер. 26-03) выполнил 29 апреля 1987 года. «Соседи» по серийному номере (26-02) поставлялись в Тарту и Новосибирск. Пусть 1.5-2 года ушло на переоборудование. Поучается, что машина действительно где-то летала года 4. Наверняка, это было у военных…
И у Ил-76ПП 86889 было ещё два «собрата».
Ещё два фюзеляжа будущих Ил-76ПП после свертыва¬ния программы переоборудовали в «стандартные» Ил-76.
Как вспоминают непосредственные участники событий, «...Мы «перехватили» самые большие средние части фюзе¬ляжа двух «изделий», их по приказу МАП везли утилизиро¬вать, возник и тянулся скандал с руководством, но рабочие ТАПОиЧ нас поддержали. Выклепали длинные обтекатели и установили серийные, а отверстия крепления обтекателей в фюзеляже заглушили, но они на фюзеляже сильно выде¬лялись, даже после окраски. Два багажных люка оставили сильно уменьшенными, еще от «темы»; также отсутствовал аварийный люк экипажа. Пришлось ехать в ОКБ Ильюшина и с месяц убеждать их в использовании самолета в новом ва¬рианте. Оформили новое техописание. Испытания проходи¬ли тревожно, самолет трясло, но все обошлось. После всего получили премию от завода за сохранение двух самолетов. Первый самолет стал флагманом летного отряда ТАПОиЧ, его не решались продать, летает до сих пор, а о втором самоле¬те неизвестно: он остался среди 30 недостроенных машин».