Эксплуатация Ил-76 в СССР. Малоизвестное.

Уважаемый Алексей!
Общался с чкаловскими. Они что-то не помнят происшествия с А-60 на их аэродроме. Думаю, шуму-то должно было быть много - самолёт сгорел, да ещё какой!
Возможно, ЧП произошло на другом аэродроме?

По поводу Ил-76ПП.
Вот информация непосредственно от человека, сыгравшего огромную роль в его судьбе:

"Первый самолет Ил-76ПП был изготовлен в 1983г за №2603, он видимо и показан в полете и на стоянке в летном училище г.Иркутска.

Второй самолет за №3710, полностью готовым уже повезли на утилизацию из сборочного цеха ТАПОиЧ в 1990г., согласно приказа МАП №361 и приказа по заводу №918, но товарищ-технолог цеха (А.П.Двугрошев, старейший работник завода - царствие ему небесное) остановил его становил его по моей просьбе и пошла борьба за его восстановление.

Одна за другой сыпались Служебные записки на доработку, руководство не подписывало, шли обманным путем - подписывали у слабо знакомых замов и т.л. Вопрос шел на риск, "или пан или пропал" вся моя карьера. Несколько раз меня вызывали к начальству, топали по полу ногами, грозили. Наш. Гл. Конструктор старался не вмешиваться.

Через пару лет, когда самолет был переоборудован, в воскресенье утром мне позвонил Гл.Конструктор и сказал, что при испытании самолет трясет, надо ехать на аэродром. Сам не решился. Добрался на такси, экипаж сидит в молчании, ждет.

Показали место, где трясет на фюзеляже, ребята опытные. После недолгих раздумий возник вопрос, в каком варианте он будет летать, я сказал в гражданском. и все заулыбались: самолет ведь испытывали в военном варианте. Бафтинг появлялся при скорости самолета в пике при 630-650км/час, а гражданские не превышают скорость в пике 600км/час. Был составлен протокол и решение на годность к эксплуатации.

Встал вопрос на добро от Ильюшинцев. Выехал в г. Москву по другому вопросу, зашел к Гл.конструктору, ведущему по Ил-76 Р.П.Папковскому, попросил его подпись на разрешение полетов. Он долго думал, потом предложил подписать у всех нач.КБ, на что ушло больше недели, поочередно показывал чертежи рассказывал. После всех подписей Р.П. написал своей рукой на поле чертежа -"за границу не летать, не продавать..." и еще мелочь. Так самолет прикрепили к заводу и он летал по всему свету, как заводской самолет. Вышел приказ по заводу №444 от 11 июля 1994г.

Приказ начинается так: -"Инициативной группой Службы Главного конструктора были разработаны и согласованы с ОКБ АК им.Ильюшина исходные данные и чертежи для использования агрегатов Ф-1 и Ф-2 недостроенного спец.самолета №3710 (списанная тема 176) для постройки на его базе транспортного самолета 76ТД №8804 ..." и т.д. Специально для этого самолета были созданы свои инструкции и прочая документация.

У следующего самолета темы Ил-76ПП № 4210 был использован только Ф-2 и ему присвоили №9308. Им дали ресурс 30000 часов налета, 20 лет эксплуатации и 10000 посадок. (ранее на теме они имели ресурс 6000 л.ч., 4000 посадок и 20 лет эксплуатации). Самолет №9308 остался на стоянке в числе 20и нелетавших самолетов.

Напомню, что доработка конструкции коснулась замены обтекателя шасси, латка боковых панелей фюзеляжа, пола грузовой кабины (зашиты и усилены большие отверстия и т.д). и доработка некоторых шпангоутов. Нам легко это давалось, поскольку мы хорошо знали всю тему, она собиралась нами и ильюшинцами в Москве и в Ташкенте. Самолет имел малые багажные люки по оси самолета, для гражданского варианта не требовались большие боковые люки (не было носилок, стоек для них и т.д), отсутствовал аварийный выход экипажа и др. мелочи.
 
чем дальше в лес, тем толще партизаны...
- (37-10) №0043450479 - числился как ливийский 5A-DNW, безвестно растворившийся в СССР-РФ:
"Поврежден 15 апреля 1986г. при американском воздушном налете на Триполи, отремонтирован и вылетел обратно в Россию через Прагу 29 октября 1987, окончательная судьба неизвестна, возможно, был на 123 арз, отремонтирован, после перелетел в Москву. В связи с наложением эмбарго на Ливию пропал после перелёта в Москву без вести. Данный борт, не упоминается ни в документах ОКБ или АРЗ после 1997 года."
- (88-04) №1033414496 UK-76375 - таки да, летает на ТАПОиЧ без левой двери:


- (42-10) №0043455677 CCCP-76617, UR-76441 - борт из Мелитополя где-то киснет в отстое..

выше сказанное немного проясняет, почему предыдущий CCCP-76616 (42-09) №0043455676 стал Ил-78. обычно Ил-78 - это 07 или 10 машина в серии, а тут несуразный 09.
 
aviafan, Сергей, огромное спасибо. Прекрасная находка.
Я про Чкалу и А-60 тоже очень сильно сомневаюсь. Нечего ему там было делать, как минимум.
Один мой товарищ высказывал мнение про филиал ГЛИЦ в Чкале, но я ни разу не встречал упоминаний, что А-60 испытывали в ГЛИЦ.
 
http://militaryrussia.ru/blog/index-35.html
Причём сожгли его по глупости людской...
 
Вот информация непосредственно от человека...
Ну, на информацию от этого человека можно и ссылку дать
Немало интересного, но много эмоций. Кроме того она субъективна, как и любые воспоминания.
Когда проходит достаточно много времени и под рукой нет точной, объективной информации, приходится вспоминать "по ощущениям".
В таких случаях я обычно добавляю "вероятно", "возможно", "вроде-бы".
Вобщем достоверно, что третья (на то время) машина для заводского ЛТО была собрана из заделов машин, которые закладывались как "темные". Поэтому на левом борту отсутствуют дверь и аварийный люк. Это характерная черта Ф-2 для А-50 и Ил-78М, на 65с324 отсутствовала только дверь.
Второй самолет за №3710,
- (37-10) №0043450479 - числился как ливийский 5A-DNW
У следующего самолета темы Ил-76ПП № 4210
- (42-10) №0043455677 CCCP-76617, UR-76441
Выходит, что серийный 42-10 был присвоен другой машине?
Серийный № - не регистрационный, задним числом измениться не может(не должен).
Может измениться вариант исполнения машины, заложенной под определенным с/н.
Т.е., в данном случае, 37-10 изначально могла закладываться под "176"-ю тему, но работы по первой машине затягивались, с РКД неопределенка. В этом случае целесообразно отдать задел на серийную машину для ин.заказчика. Тем более Ливийцы исправно платили за самолеты и в 1984г. им поставлялась партия. А вот под "176"- целесообразней было заложить новый комплект, соответствующий планерам для малосерийных машин.
Или из заделов недостроенных машин может быть построен самолет с новым с/н, при этом начальные с/н должны считаться незавершенными.
Возможно у автора, поскольку он занимался еще и ремонтными машинами, некоторая путаница с номерами.
И 37-10, и 42-01(а не 42-10) - обе Ливийские, и обе аварийные.
 
http://militaryrussia.ru/blog/index-35.html
Причём сожгли его по глупости людской...

Это не значит, что он испытывался в ГЛИЦ, и не значит, что он горел именно на Чкаловском. Я почти уверен, что это оговорка некоего первоисточника, которая пошла потом гулять по Сети.
 
...И 37-10, и 42-01(а не 42-10) - обе Ливийские, и обе аварийные.
да, но 37-10 исчез бесследно в интересующем периоде времени, а 42-01 провалялся в Бомако до начала заварушки в Сахаре - 2013, с левой дверью, кстати...
 
Ну я про этот случай слышал от старожилов Чкаловского, когда в сети ещё мало чего гуляло.

Испытывали его там, или пролётом был, точно не могу сказать. Думаю, что какие-нибудь системы могли испытывать и в ГЛИЦ, почему нет? При большом желании можно постараться найти Обелова Александра Николаевича, который испытывал А-60, и который, кстати, живёт в Чкаловском.
http://www.testpilot.ru/base/2009/04/obelov-a-n/
 
Последнее редактирование:

Спасибо. Ценно.
 
Это не значит, что он испытывался в ГЛИЦ
Испытывали то как раз в ГЛИЦ, просто он назывался тогда ГК НИИ ВВС.
В Чкаловской филиал, куда самолет мог прилететь на показ руководству страны/ВПК, замену/доработку оборудования и т.д. и т.п
это оговорка некоего первоисточника
Из оговорок кочует "полигон Черная Речка под Ташкентом". (Это про испытания "176"-й).
Испытания, конечно, были в ГК НИИ ВВС, в Ахтубинске, который в документации/переписке назывался базой/полигоном "Речка".
Про Черную шутили в разговорах о командировках туда.
Ну а под Ташкент ее перенесли чьи-то домыслы.
37-10 исчез бесследно .... с левой дверью, кстати...
Так я и не связываю эти машины со "176"-й темой. Понятно, что в Ливию поставляли нормальные серийные машины.
А 37-10 могли просто распотрошить, посчитав проведение капремонта нецелесообразным.
 
это всё информация к размышлению, и подбор возможных кандидатов в доноры, если А-60№1 действительно горел.
 
Сегодня ещё раз уточнил. Да, действительно...
По глупости и раздолбайству самолёт оставили под током. Что-то там замкнуло, нагрелось, начало гореть. Поскольку самолёт был закрыт и первое время пожар развивался как сам себе хозяин, его признаки со стороны не появлялись. Когда попёр дым к самолёту никого не допускали - он был сдан караульной службе под охрану повышенного уровня - самолёт и оборудование на нём особо секретные, доступ к борту очень ограничен. Ну и пожарная служба проявила себя с не лучшей стороны, прибыв с опозданием. Итог - А1А был полностью уничтожен.
 
прям мистика какая-то. путь лазера усеян трупами...
23-04 - первый А-60, сгорел,
37-10 - возможный донор из нереализованного проекта "176", сгинул безвестно,
42-01 - второй нереализованный "176" - разложили в Африке,
42-10 - упомянутый в статье, но поправленный уважаемым Eduard_AB на 42-01, изначально поступил в Кривой Рог, участвовал в каких-то испытаниях в ГАНИЦ (аэр.Кировское), в 90-е летал в коммерции, имел на борту встроенный холодильник, киснет в Запорожье.
46-07 - участвовал так же вместе с 42-10 в каких-то испытаниях в Кировском, разбился на коммерции в Урумчи.
аэродром ГАНИЦ в Кировском место достаточно закрытое, там и испытания, там и парашютно-десантная подготовка космонавтов. рядом Багерово с огромной полосой - вотчина 12 ГУ МО. а лазер и атом тогда по одной статье шли... и до Таганрога рукой подать.
если методом исключений отбросить, борта, чья судьба доподлинно известна, можно вычислить и кандидатов на реинкарнацию духа А-60 "Первого".
 
Вот в это верится больше, чем в версию со сливом спирта.
Уж на таких темах народ опускаться до слива спирта вряд ли бы стал.
Этим иногда грешила охрана.
"Пожарная служба" еще на этапе создания самолета выразила понимание, что противопожарные меры на нем, на то время, нереальны.
Т.е. тушить бесполезно, главное успеть выскочить.
 
Т.е., всё-таки, Чкаловская... И вторую машину тоже строили...

Гаврик, подскажите, пожалуйста, в каком году потеряли 1А1?
Возможно, это облегчит поиск кандидата на 1А2...
 
Не, не так.
37-10 изначально, в документации, действительно планировалась как 176-я.
И ее с/н запомнился конструкторам. (И не только на Р.Газиеву )
Какой же у нее с/н получился реально, до переделки в 88-04 для ЛТО, остается гадать или рыть архивы.
Но это уже была машина без двери на левом борту.
(Я как раз на этом лоханулся. Вообще это не моя тема, но что-то срочно потребовалось решить.
Обе машины стояли на ЛИСе рядом и, после 26-03, я по-запарке подошел ко второй с левой стороны. )
Какой был с\н у третьей машины, до переделки в 93-08, тоже не ясно.
Возможно 42-10 остался в памяти у Р.Газиева либо потому, что такой первоначально планировался (как 37-10).
Либо ошибочно, поскольку он занимался проблемами ремонтных машин, в пару к 37-10. Как искаженный 42-01.
В любом случае это были уже не 37-10 и 42-10. И все перечисленные машины не могут быть связаны с дублером А-60.