Touring, принципиально не эти проблемы не выглядят нерешаемыми, мешают только чернобыльские фобии. Если бы в атом вливали столько денег, сколько в зелень, давно бы все на безуглеродном электричестве жили) Кпд при неограниченном и почти бесплатном уран 238 не принципиально. Для регулирования мощности избыток можно жечь на реостатах или в градирнях. Проблем с отработанным топливом на БН, как я понимаю, куда меньше, чем сейчас. В общем, осталось только отработать технологию (которая не выглядит нереалистичной, как термояд, скажем), и наладить серию, чтобы снизить кап затраты. Ради уменьшения углеродного следа стоило бы напрячься
Я описал то, что видит сейчас европейский частный инвестор в атомную электрогенерацию, плохо это или хорошо, и решаемо или нет. Какой практический результат дала бы политика стимулирования этой сферы в последние лет 35, вместо её дестимулирования, неизвестно.
Технический прогресс в возобновляемых источниках благодаря вложенным инвестициям заметен, первый мановский Growian 80-х и современные ветровые установки имеют отличающуюся эффективность, и массовые солнечные панели выросли до КПД в 22% вместо 10% у панелей 80-х, при падении их цен на порядки, из-за запуска в большую серию в странах Азии. Экспериментальные и малосерийные панели за это время выросли с 24 до 44%, и кто придумает как повысить дальше, и выпускать дёшево, станет очень богатым.
Но, при медийной раскрученности темы ветряков и панелей, две основных задачи для общества той же Германии, это уменьшить в первую очередь энергозатраты на отопление, во-вторую на транспорт. А потом уже уменьшить потребление электроэнергии и вырабатывать её более возобновляемо, так как доли первых в потреблении первичной энергии значительно выше.
Уголь в этот период дестимулировался, но это не помешало создать там суперкритические угольные станции с тепловым КПД около 50%, и эффективной фильтрацией. Правда, отсутствие экономических стимулов не даёт делать их массовыми. Газ определённое время активно стимулировался, в итоге газовые турбины в когенерационном режиме вышли на порядка 60% теплового КПД, и владельцы домов поставили себе массу конденсационных котлов с КПД около 90%. Вот это реально правильная тема, с точки зрения повышения эффективности преобразования.
Снижение потребления на отопление они тоже стимулировали, через строительные нормы, с конца 70-х, после нефтяного кризиса. Но эффект от этого пока слабый, так как остаются неснижаемые затраты на вентилирование и подогрев воды, занимающие в общем объёме расхода тепла даже большую долю чем утечки через оболочку, к тому же выросла средняя площадь нового жилья, и оно пока составляет малый процент от общего фонда. Альтернативы газовым котлам, и газовым турбинам у тех кто сидит на централизованных сетях, пока нет, так как тепловые насосы узкоспециализированное решение, непригодное для многоквартирного жилья, а иных эффективных технологий пока что не разработали. Запитывать системы отопления от электрокотлов с их эффективностью порядка 98% вместо газовых, это тут же перегрузит сети, и поднимет вопрос недостаточности электрогенерации.
Двигались они и в сфере транспорта, стимулировали развитие легкового дизеля, через пониженный акциз на такое топливо, и систему налогообложения и штрафов, привязанную к выбросам, то есть к его расходу. Стимулирование шло с конца 70-х, заметный эффект дало с 2000 по 2020-й. Отличные на самом деле вышли моторы, удельный расход почти в 2 раза ниже чем у двигателей 80-х, а удельная отдача в 2 и более раза выше, вдобавок после 2019-го и внедрения очистки Euro-6d они стали реально "чистыми". Но общий результат здесь тоже смазанный, поскольку уменьшение удельного потребления моторных топлив компенсировалось увеличением числа поездок. Что хорошо, технологическая альтернатива понятна, как минимум в легковом сегменте, это электромобиль, с его средней эффективностью преобразования в 85%, вместо средней в 35% у современного легкового дизеля. И снова-таки для его широкого внедрения нужны инвестиции в расширение сетей, и новую электрогенерацию, на процентов 20 к существующим значениям.