Все современные компакты, а также СУВы до класса С, компоновочно-концептуально придумали в Фиате ещё в 1960-х. Запощу сюда свой перевод части книги инженера Данте Джакоза, их шеф-разработчика, вклад которого увы не получил должного освещения в прессе. Надеюсь тот кому не интересно просто пролистает. Ну или админ вынесет куда-нибудь, если это совсем не по теме.
Проекты 119, 122, 123, 128
----------------------------------------------
Часть 1.
На совещании по модификации заднеприводного проекта 103 в декабре 1963-го я сделал замечание, что версия проекта 123 с поперечным передним расположением двигателя и передним приводом находится у нас в стадии завершения, и было бы уместно подождать, пока она будет закончена, в марте, чтобы провести очное сравнение.
Через несколько дней, поразмыслив, я отправил инженеру Боно записку, в которой изложил соображения по поводу рассмотренной им в Центре Стиля версии проекта 103. По моему мнению, хотя она и получила новое наименование, проект 124, но осталась устаревшей, и не очень конкурентоспособной. Я выделил все плюсы альтернативной ей переднеприводной 123-й, которая была просторнее, технически проще, к тому же легче и экономичнее.
В варианте 123 Е4 я обобщил опыт, полученный нами с ранними экспериментальными прототипами проекта 123 с различным расположением агрегатов. А также опыт создания подготовленной к запуску в производство модели Аутобьянки Примула, которую, безусловно, можно было считать готовой к нему. Это была моя последняя попытка убедить руководство в том, что на смену модели 1200 проекта 103 нужно выпускать гораздо более современный переднеприводный автомобиль.
Варианты компоновки агрегатов проекта 123 (Е1-Е4).
Переднеприводный вариант, с новым 3-цил. вертикальным мотором и коробкой продольного расположения, в переднем свесе, и прогрессивным двухобъёмным кузовом лифтбэк (123 Е1), 1959-1960 годы.
Заднеприводный вариант, с новым 3-цил. горизонтальным мотором и коробкой продольного расположения, в заднем свесе, и 2/3-объёмным кузовом (123 Е2), 1962-й год.
Заднеприводный вариант, с 4-цил. вертикальным мотором проекта 103 и коробкой продольного расположения, в заднем свесе, и традиционным трёхобъёмным кузовом (123 Е3), 1962-й год.
Переднеприводный вариант, с 4-цил. вертикальным мотором проекта 103 и коробкой поперечного расположения, в переднем свесе, и традиционным трёхобъёмным кузовом (123 Е4), 1962-й год.
Проект 09, будущая Аутобьянки Примула, компоновки аналогичной 123 Е4, 1961-1962 годы.
Серийная Аутобьянки Примула, с модифицированным 4-цил. нижневальным двигателем проекта 103, 1964-й год.
Максимально рациональное размещение агрегатов, компактные подвески, передняя и задняя, рессорного типа.
3-дверная версия, в топовом исполнении.
5-дверный вариант.