Попробую максимально просто и сжато.
С чего всё начиналось, это важно. Сразу после “топливного кризиса” 73-го в Фольксвагене начали проект легковой дизелизации. Повод, очевидно большая топливная эффективность, чем у тогдашнего бензина в цикле Отто, достигаемая за счёт:
- регулирования отдачи количеством топлива, на фоне бензина с его регулированием количеством топливо-воздушной смеси, за счёт заслонок, и поэтому заметно сниженных насосных потерь у дизеля,
- возможности дизеля работать на малых нагрузках на сильно обедненной смеси, в отличие от бензина, которому нужна-около стехиометрия для уверенного поджига смеси свечой,
- возможности дизеля работать с высокой степенью сжатия, без ограничения по пределу детонации топлива, как у бензина,
- на 10% большей объёмной плотности энергии у дизельного топлива.
Так что логично, что конструкторам была поставлена задача, перейти от объёмных дизельных моторов коммерческой техники, работавших на низких оборотах, к менее объёмным, в 4-6 цилиндров, для легкового и лёгкого коммерческого сектора. Массовые легковые коробки передач тогда это всего 3-4 ступени, легковой дизель поэтому пришлось делать на фоне грузовых решений оборотистым. Что потребовало производительных систем дизельного впрыска, традиционно поставляемых немецким Бошем.
Представители этого поколения моторов ФВ, их параметры:
- 1.5D L4 / 37kW / 82Nm / вес 120 кг,
- 1.6D L4 / 40kW / 105Nm / вес 127 кг,
- 2.0D L5 / 51kW / 123Nm / вес 174 кг,
- 2.4D L6 / 55kW / 142Nm / вес ??? кг.
Конструкции шумные, и тяжёлые, дающие машинам с ними крайне невысокую динамику. Одновременно очень слабо форсированные и сверхпростые: чугунный блок, 2 клапана на цилиндр, степень сжатия 23:1, впрыск невысокого давления в форкамеру, механический топливный насос с механическими форсунками, пост-очистки нет. Поэтому очень отказоустойчивые, и не сильно требовательные к топливу.
Но за счёт точной механики насоса и форсунок уже тогда дороже в производстве, чем бензиновые моторы.
Предполагалось, что премия доплаченная за более дорогой в производстве дизель при его покупке, процентов в 15 (+1,550 марок за 1.5D на модели Гольф 1979-го, при цене базы с бензином 1.1 такой же отдачи в 10,370 марок) вернётся через какое-то время за счёт несколько более низкого расхода топлива, а с шумом вибрациями и худшей динамикой покупателям придётся мириться. Нынешнего диспаритета цен топлив (акцизного) в Германии тогда ещё на было, а НДС был всего 13% (и этого хватало).
Выпуск таких моторов начался в 76-78-м, и быстро пошёл вверх, ведь в 79-м и позднее был второй "топливный кризис", что подстегнуло спрос на экономичные машины.
4 цилиндра.
5 цилиндров.