Этот день в истории

6 октября

1977 Первый полет истребителя МиГ-29 с двигателями Р-88 С.П. Изотова, А.В. Федотов
1976 На вооружение ВМФ принят корабельный штурмовик СВВП Як-38
1961 Завершение госиспытаний двигателя АИ-24 постройки ЗМЗ
1938 Скоростной беспосадочный перелет Москва - Батуми - Одесса - Москва на пассажирском самолете "Сталь-7" Р.Л. Бартини (прототип Ер-2), 3800 км за 11 часов 4 минуты, Н.П. Шебанов, В.А. Матвеев
1928 Начались госиспытания самолета-разведчика Р-5, признанного в 1930 г. лучшим самолетом своего класса
1912 Дата образования ОАО "Моторостроитель", г. Самара (берет начало от завода "Гном", Москва)
 
Реклама
7 октября

1999 Первая посадка учебно-боевого Су-33УБ на палубу ТАКР "Адмирал Кузнецов", В.Г. Пугачев
1961 Мировой рекорд скорости (356,3 км/ч) на винтокрыле Ка-22, Д.К. Ефремов - Винтокрыл Ка-22, как обычный транспортный самолет, имеет большой фюзеляж, крыло, хвостовое оперение и два двигателя с тянущими винтами - пропеллерами. Но у этой машины имеются два несущих винта, как у вертолета. Ка-22 может производить взлет и посадку вертикально. Полетный вес Ка-22 - 35 т. Скорость - 350 км/ч.
1961 Абсолютный мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту и рекорд на маршруте 100 км - 2401 км/ч, А.В. Федотов на Е-166 (ОКБ "МиГ")
1959 Первое успешное применение ракетного оружия к высотному самолету; советским ЗРК С-75 уничтожен разведчик RB-75D на высоте 20600 м (Пекин, КНР)
1948 Организовано ОКБ им. Н.И. Камова
1940 На АНТ-44Д экипажем И.М. Сухомлина был установлен мировой рекорд скорости 241,909 км/ч на дистанции 1000 км с грузом 2000 кг - Этот рекорд был утвержден ФАИ после окончания ВОВ и не был перекрыт за рубежом до 1957 года.
1937 Мировой рекорд дальности по прямой для легких гидросамолетов 2-й категории - 470,662 км, А.В. Кржижевский на "Гидро-1" (СПЛ) И.В. Четверикова
1934 Первый полет самолета АНТ-40 (СБ), К.К. Попов - СБ стал родоначальником целого класса бомбардировщиков, отличавшихся высокой скоростью полета и действовавших во фронтовой зоне в тесном взаимодействии с наземными войсками и военно-морским флотом. Самолеты этого класса стали основной ударной силой будущей фронтовой бомбардировочной авиации. Проектирование СБ началось в 1933 г., когда перед КБ А.Н.Туполева была поставлена задача разработать бомбардировщик с максимальной скоростью полета 330 км/час. Впервые на самолете такого класса была использована гладкая металлическая обшивка вместо более жесткой гофрированной, применены новые тогда высокопрочные материалы, поставлено убирающееся шасси, а кабины экипажа сделаны закрытыми. Первый экземпляр АНТ-40 в ходе летных испытаний, начатых в октябре 1934 г.. показал скорость 325 км/час, второй самолет развил максимальную скорость 430 км/час. СБ был принят к серийному производству, которое началось в 1936 г.
В процессе серийного выпуска СБ неоднократно улучшался и модифицировался. На него ставили все более мощные моторы:
вначале М-100А (в 1936 г.), а затем М-103 (в 1937 г.) и, наконец, М-105 (в 1940 г.). К 1938 г. бомбовая нагрузка была доведена с 600 до 1600 кг.
Серийное производство СБ продолжалось до 1941 г. включительно. Всего построили 6831 самолет этого типа.
1932 Состоялся беспосадочный перелет летчиц В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко и М.М. Раскоповой по маршруту Москва-Дальний Восток
1910 Первая в России авиакатастрофа и гибель Л.М. Мациевича - В этот день Мациевич поднимал в воздух всех желающих на аэроплане "Фарман". После окончания официальных полетов, когда самолет Мациевича находился на высоте 480 м, раздался непонятный треск. После чего самолет "клюнул" носом и устремился вниз. Созданная специальная комиссия дала объяснение катастрофе: в полете лопнула одна из проводок диагональной растяжки, находившаяся перед мотором. Она попала в винт и вызвала обрав других растяжек, самолет начал деформироваться. При попытке выправить падающую машину Мациевич сорвался с сиденья и выпал из аэроплана. Гибель капитана Мациевича заставила задуматься о безопасности полетов авиаторов. После его гибели в России надолго затормозилось создание гидросамолетов и корабельной авиации.
1903 Первый полет самолета с бензиновым двигателем -Американский учёный Сэмуэл Ленгли на основе небольшой модели с бензиновым мотором построил большой самолёт Aerodrome A с двигателем в 50 л.с. Запускали самолёт с катапульты. Однако из-за несовершенства ее конструкции оба взлёта - 7 октября и 8 декабря, закончились неудачно.
1807 Первый русский воздухоплаватель, штабс-лекарь И. Каминский, совершил полет над Москвой на воздушном шаре
 
8 октября

1993 Выдано свидетельство МАК на выпуск самолетов Ан-124-100 "Руслан"
1980 Первый полет многоцелевого вертолета Ка-32 с ТВлД ТВЗ-117ВМА - Первый испытательный полет Ка-32 состоялся в 1973 году.
В 1983-85 годах на вертолете было установлено 7 мировых рекордов:
- время подъема на высоту 6000 м - 4 минуты 46 секунд;
- максимальная высота в горизонтальном полете 6552 м;
- время подъема на высоту 3000 м - 2 минуты 11 секунд;
- максимальная высота 8520 м;
- высота подъема с грузом 1000 кг - 7305 м;
- высота подъема с грузом 2000 кг - 6400 м.
1960 Первый полет учебного истребителя МиГ-21У, П.М. Остапенко
1954 ГНПП "Базальт" создана система авиабомб основного и вспомогательного назначения М-54
1932 Первый полет самолета ХАИ-1 И.Г. Немана с двигателем М-22, Б.Н. Кудрин - Самолет был построен студентами Харьковского авиационного института, по скорости уступал только американскому Lockheed Orion. Благодаря обтекаемой форме и убираемому шасси он развивал скорость до 324 км/ч. Самолет имел продолжительность полета до 4,6 ч, дальность - 1130 км, практический потолок при взлетной массе 2700 кг составлял 7200 м.
Всего было построено 43 самолёта. Шестиместный лайнер летал на линиях Аэрофлота Москва - Харьков, Москва - Симферополь, Москва - Минеральные Воды, на линиях Кавказа.
1914 Впервые применена бомбардировочная авиация - Первый налет был совершен на германские мастерские по производству дирижаблей во Фридрихшафене. С бельгийских аэродромов бомбардировку совершили обычные самолеты, оснащенные 20-фунтовыми бомбами. После этого рейда стали создаваться самолеты нового класса - бомбардировщики.
1906 Первый полет самолета-моноплана Т. Вуйя из Румынии на расстояние 5 м
1883 Совершен первый подъем братьев Тиссандье на своем дирижабле с электродвигателем - На гондоле была установлена динамомашина Сименса мощностью 2 л.с. Ток для двигателя производили четыре аккумулятора.
Оболочка объемом 1060 м3 имела длину 28 м и диаметр 9,2 м. Во время первого полета была достигнута скорость 4 м/с.
 
9 октября

1981 Первый беспосадочный перелет на аэростате через американский континент - Этот перелет совершили Фред Горрелл и Джон Шукфорд на гелиевом аэростате "Суперчикен III". Взлетев из Коста-Меза (Лос-Анджелес, штат Калифорния), они приземлятся на острове Блэкберд (штат Джорджия) спустя 55 часов 25 минут полета, оставив позади 4048 км.
1974 Завершены госиспытания боевого самолёта Су-17М2
1968 Завершена постройка первого прототипа Ту-144
1963 На Ан-22 "Антей" установлены ВСУ ТА-4 ФА и ТА-4 ФЕ, разработанные НПП "Аэросила"
1963 Французские ВВС получают первое ядерное оружие
1947 Первый полет серийного И-250, летчик И.М. Сухомлин
1947 Первый телефонный разговор между движущимся автомобилем и самолетом
1906 Цеппелин LZ-3 совершает первый полет
1890 Первое испытание моноплана "Эол" с паровой машиной и тянущим винтом во Франции, К. Адер пролетел около 50 м
 
10 октября

1984 Первый полет первого серийного Ту-160, выпущенного КАПО им. С.П. Горбунова
1957 Первый полет сверхзвукового самолета Т-43-1 (Су-9), В.С. Ильюшин
1948 Первый успешный запуск ракеты дальнего действия Р-1 с ЖРД РД-100 В.П. Глушко
1933 Первый доказанный террористический акт в истории коммерческой авиации - Честертон, Индиана, США. Самолет Boeing 247 компании United Air Lines разбивается и сгорает, выполняя рейс из Кливленда в Чикаго. На борту находились 7 человек. Причина - детонация взрывного устройства, заложенного в багажный отсек
1914 В Москве И.А. Рубинский построил тренажер для обучения пилотированию самолета
1912 В России В.Ф. Потте получил патент на первый полуавтоматический аэрофотоаппарат
1909 Несостоявшийся взлет на "Вуазене"
1898 А. Херринг на мотопланере-биплане с двигателем 3-5 л.с. на сжатом воздухе пролетел 15 м за 30 секунд
 
11 октября

1995 Первые демонстрационные огневые испытания российского ЖРД РД-120 на стенде в США, штат Флорида
1937 ВВС утвердили проект истребителя И-153
1932 На вооружение ВВС КА принят авиационный скорострельный пулемет ШКАС Б.Г. Шпитального и И.А. Комарицкого
1931 Первый полет самолета "Сталь-2" А.И. Путилова, Э.И. Шварц
 
12 октября

1996 Первый полёт Ил-96ПУ (салон для президента РФ)
1956 Состоялся первый пассажирский рейс на самолете Ту-104 по международной воздушной линии Москва-Прага
1954 Ступинское машиностроительное предприятие начало производство соосных винтов АВ-60 и регуляторов оборотов Р-60 для Ту-114
1947 Первый полет соосного вертолета Ка-8, Гуров М.Д.
1929 Конвенция по унификации правил международных воздушных перевозок, Варшава
1924 Первое всесоюзное состязание воздухоплавателей (8 аэростатов)
1911 Анри Коанда продемонстрировал полёт самолёта с силовой установкой реактивного типа - Самолет облдал следующими характеристиками: ширина - 10,3 м; длина - 12,5 м; площадь крыла - 32,7 м2; вес - 420 кг; мощность двигателя - 220 кгс. Впервые силовые элементы крыла и конструкция их крепления к фюзеляжу были выполнены из стали вместо дерева. Крыло впервые в мире было оборудовано механизацией для увеличения подъемной силы, которая представляла из себя отклоняемые поверхности, увеличивающие подьемную силу и критический угол атаки крыла. Воздушно-реактивный двигатель, спроектированный и построенный Коандой, состоял из четырехцилиндрового поршневого мотора водяного охлаждения мощностью 50 лошадинных сил, выдававшего 1000 об/минуту. Машина была выставлена на второй международной авиационной выставке в Париже.
 
13 октября

1998 ОАО "Авиастар" выпущен первый грузовой самолет Ту-204-120С с двигателями "Rolls-Royce"
1960 Вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, поручавшее ОКБ О.К. Антонова разработку транспортного самолёта ВТ-22 (Ан-22)
1956 Начало испытаний многоцелевого вертолета Ка-18, Д.К. Ефремов
1949 Первый полет двухмоторного самолета "81" (в серии - торпедоносец Ту-14Т), Ф.Ф. Опадчий
1947 Первый полет реактивного истребителя И-215 С.М. Алексеева, А.А. Попов
1919 В Париже подписана Международная конвенция по воздушной навигации
 
14 октября

1964 Первый полет вертолета S-65 - В октябре 1968 г. на нем были впервые для вертолетостроения выполнены фигуры высшего пилотажа - петли и бочки.
Вертолет выпускался до 1973 г., было построено 440 экземпляров.
1953 Начало дополнительных испытаний ракет "205" системы ПВО "Беркут"
1949 Эскизный проект Ил-28У утвержден С.В. Ильюшиным
1948 В Москве создана Центральная морская школа ОСОАВИАХИМ
1947 В США на самолете Белл X-1 Ч. Игер преодолел звуковой барьер - На самолете с ракетным двигателем Reaction Motors XLR-11 он достиг скорости 1,05М. Это не был полностью самостоятельный полёт. Bell X-1 сбрасывался из под носителя Boeing B-29 на скорости 250 км/ч и лишь затем запускался его двигатель.
1947 Начало летных испытаний двигателя "Мамба" фирмы "Армстронг-Сиддли" на самолете - летающей лаборатории "Ланкастер"
1897 Моноплан "Авиаон III" К. Адера с двумя паровыми машинами пролетел около 300 м
 
15 октября

1970 Захват и угон в Турцию самолета Ан-24 братьями Бразинскасами. Убита стюардесса Надежда Курченко, трое членов экипажа ранены
1967 Женский мировой рекорд дальности по прямой для самолета с ТВД - 7661,949 км, экипаж Л.М. Улановой на Ил-18 в перелете Симферополь - Южно-Сахалинск
1962 Разведчик Lockhead U-2 обнаружил советские ракеты на Кубе. Начало Карибского кризиса.
1960 Состоялся первый полет вертолета Ми-10, летчик-испытатель Г.В. Алферов
1957 Соглашение СССР с Китаем о помощи в области авиационной и ракетной техники
1940 Первый полет бомбардировщика ДБ-4 (ЦКБ-56), экипаж В.К. Коккинаки
1932 Основана национальная индийская авиакомпания Air-India
1928 Начало серийного выпуска истребителя И-4 с М-22
1910 Первый "дальний" перелет Ходынское поле - дер.Черемушки в Москве (около 15 км), М.Н.Ефимов
 
Реклама
16 октября

2000 Образована АК "Альфа-Авиалинии"
1988 В октябре в НПП "Аэросила" создан соосный винтовентилятор СВ-27 с композитивными лопастями для Ан-70
1967 Летчики строевого полка ПВО на самолетах Су-9 впервые уничтожили автоматический дрейфующий аэростат-нарушитель воздушного пространства СССР
1957 Создана секция истории авиации и космонавтики Национального объединения историков естествознания и техники
1941 Первый полёт Пе-2М
1918 Летчики Ф.А. Граб и А. Шульц впервые в гражданской войне в воздушном бою сбили самолет противника
1910 Первый перелет на дирижабле через Ла-Манш, М. Будри (Франция)
 
17 октября

1979 Состоялся первый полет пассажирского самолета Cessna Model T303 Crusader
1961 Начало второй серии испытаний Ту-95КД
1897 К.Э.Циолковский сообщил о постройке аэродинамической трубы
 
18 октября

1985 Первый полет в США истребителя F-111 с адаптивным крылом
1960 Первый полет амфибии Бе-12 с двигателями АИ-20Д с сухопутного аэродрома, экипаж П.П. Бобро
1951 Первое испытание атомной бомбы в атмосфере с самолета Ту-4
1929 Первый полет пассажирского самолета К-5 К.А. Калинина с М-22, М.А. Снегирев - Первым отечественным пассажирским самолетом, который строился большой серией, стал К-5. Он летал сначала на линиях Укрвоздухпути, затем Аэрофлота. К-5 имел следующую аэродинамическую схему - подкосной высокоплан с крылом эллиптической формы и одним мотором в носовой части фюзеляжа. В его пассажирской кабине могли разместиться 8 человек. На К-5 устанавливался мотор воздушного охлаждения М-15 мощностью 450 л.с. Серийное производство К-5 началось в 1930 г. Вскоре после начала регулярной эксплуатации К-5 на воздушных линиях он был модифицирован. Вместо мотора М-15, оказавшегося не очень надежным, стали устанавливать мотор М-22 мощностью 480 л.с., а с 1933 г. - мотор жидкостного охлаждения М-17 или М-17ф. К-5 производился серийно на Харьковском авиационном заводе до 1935 г. Всего было построено 258 самолетов этого типа.
 
20октября

Бледная попытка заместить e320го.

20октября

1959 г. - первый полёт прототипа самолёта Ан-24.
Самолет строился с января 1958 г. по сентябрь 1959 г. Первый полет на Ан-24 с бортовым обозначением 11959 был совершен 20 октября 1959 г. экипажем во главе с летчиком-испытателем Г И Лысенко (второй пилот Ю.В. Курлин, штурман В.Н. Попов, бортинженер А.А. Круц, бортрадист П.С Мельниченко, ведущий инженер по летным испытаниям Я.И. Рыжик). Заводские испытания проходили по март 1961 г., государственные испытания - в апреле-августе 1961 г.
Во многом использованы наработки, полученные при проектировании самолёта Ан-26 (первого с таким названием) -


airwar.ru
 
еще про 20.10

1944 Первый полет высотного истребителя-перехватчика И-224 (4а) ОКБ МиГ
1947 При ЛИИ им. М.М.Громова открыта школа летчиков-испытателей (ШЛИ) МАП
1959 Первый полет пассажирского самолета Ан-24 с двигателем АИ-24
1983 В ОКТБ "Орбита" создан и передан ЦПК им. Ю.А.Гагарина комплексный тренажер ОС "Салют"
1992 Первый полет самолета общего назначения Як-112
 
1 ноября

1989 Первая посадка на палубу ТАКР "Адмирал Кузнецов" Су-33 (В.Г. Пугачев), Су-25УТГ (И.В. Вотинцев и А. Крутов) и МиГ-29 (Р.П. Таскаев)
1978 Запрещена эксплуатация самолета Ту-144
1962 Полет стратостата "Волга" на высоту более 25 км; парашютные прыжки из стратосферы совершили П.И. Долгов и Е.И. Андреев - Долгов погиб из за разгерметизации скафандра. 12 декабря 1962 г. Андрееву и Долгову было присвоено звание героев Советского Союза.
1950 Первый полет австралийского самолета-мишени "Пика" с двигателем "Аддер" фирмы "Армстронг-Сиддли"
1940 Первый полет поплавкового патрульного бомбардировщика-торпедоносца N-3PB - Полет состоялся на озере Эльсинор в Калифорнии. N-3PN стал первым серийным самолетом, разработанным фирмой Northrop Aircraft Inc., и самым быстрым военным морским самолетом того времени.
1936 М.Ю. Алексеев на СБ бис/2М-103 поднял 1000кг груза на высоту 12695 метров (незарегистрированный рекорд)
1923 В Коктебеле открылись первые Всесоюзные соревнования планеристов
1911 Первая бомбардировка с воздуха - Итальянский поручик Гавотти с высоты 700 м сбросил первые 4 бомбы на неприятельские скопления в оазисе Аин-Зара
 
2 ноября

1998 Презентация первых самолетов Ту-204-100 и Ту-204-120, построенных ОАО "Авиастар" и их перелет в Каир на эксплуатацию в авиакомпанию Air Cairo
1992 Состоялся первый полет опытного самолета А330-300 (с двигателями CF6-80Е1)
1989 Первый взлет с палубы с трамплина ТАКР "Адмирал Кузнецов" МиГ-29, Су-33 и Су-25УТГ
1960 Первый полёт Бе-12 с сухопутного аэродрома
1949 Первый полет 10-местного вертолёта Sikorsky S-55 - Вертолет был построен по схеме с одним несущим и хвостовым стабилизирующим винтом. Он прославился в транспортно-десантной версии во время войны в Корее. Ему также удалось стать самым популярным пассажирским вертолетом 1950-х годов. До сих пор S-55 эксплуатируется во многих странах мира. Кроме США его производили в Великобритании, Франции, Японии, Тайване. Всего было выпущено почти 2000 экземпляров. Его схема стала классической для больших транспортных вертолётов.
1938 Первым из женщин страны - В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко и М.М. Расковой присвоено звание Героя Советского Союза (за беспосадочный перелет из Москвы на Дальний восток с 24 по 25 сентября 1938 г.)
1909 Капитан Корпуса корабельных инженеров Л.М. Мациевич выступил с докладом "О типе морского аэроплана" - Мациевич видел будущее морской авиации в создании аппарата, способного взлетать с воды и садится на воду.
Очевидно, что Мациевич является первым известным автором предложений о создании авианосца, гидросамолета и катапульты.
1902 Под руководством Н.Е. Жуковского в Московском университете началось строительство первой отечественной аэродинамической трубы
 
3 ноября

1966 В ноябре в НПП "Аэросила" разработан и передан в серию воздушный винт АВ-14 для Ан-14 "Пчелка"
1952 Первый полет самолета SAAB 32 "Лансен" - Двухместный штурмовик совершил первый полет с турбореактивным двигателем Роллс-Ройс "Эвон" с тягой 3400 кг. Стрелковое вооружение самолета состоит из четырех 20-мм пушек. Взлетный вес самолета 10 000 кг, максимальная скорость 1120 км/ч.
1938 Начало заводских испытаний многоцелевого самолета СЗ-3 "Иванов" с мотором М-87 (ББ-1), А.П. Чернавский
1914 Роланд Гарро подал рапорт об изобретении, позволяющем стрелять из пулемета через лопасти винта самолета - Идея Гарро состояла в применении призм-отсекателей пуль в тех местах лопастей винта, которые пересекаются траекториями пуль. Винт Гарро был установлен на двухместный самолет-моноплан "Моран-Сольнье" с пулеметом, установленным параллельно оси самолета. Эти самолеты, снабженные пулементами и винтами Гарро, были применены на фронте в марте 1915 года.
1897 Первый подъем цельнометаллического дирижабля конструкции Д. Шварца в Берлине закончился разрушением ЛА из-за отказа двигателя
1891 Н.Е. Жуковский выступил в Московском математическом обществе с докладом "О парении птиц", теоретически обосновав теорию мертвой петли
1881 Первым в России А.Ф. Можайский получил патент (привилегию) на "воздухоплавательный снаряд"
 
В этот день в 1957 собаку по кличке Лайка запустили в космос

Первое живое существо с планеты Земля, отправленное в космос, - собака по имени Лайка. Она была выпущена в полет в капсуле, помещенной внутрь второго искусственного спутника Земли (ИСЗ).
Этот исторический полет состоялся менее чем через месяц после легендарного запуска первого искусственного спутника Земли, который вышел на орбиту 4 октября 1957 года. Первый спутник весил 83,6 килограммов, он облетал вокруг Земли за 96 часов и оставался на орбите до 1958 года.
Лайка перенесла перегрузки, связанные с первыми минутами полета и умерла через 5-7 часов после старта от стресса и перегрева. В момент старта пульс Лайки превысил нормальный в три раза. Сердцебиение нормализовалось после наступления невесомости, но гораздо медленнее, чем во время тренировок на Земле. Причем эти факты открылись лишь два года назад. В советское время утверждалось, что Лайка прожила неделю. Однако этот эксперимент все равно считается успешным - ведь он впервые подтвердил, что живые организмы способны переносить условия настоящей невесомости.
Сам спутник оставался на орбите ещё 162 дня, после чего сгорел в плотных слоях атмосферы.
Через три года в рамках подготовки полета первого человека в космос был запущен космический корабль - спутник ('Спутник-2'), который вез на борту ценный груз - двух собак, Белку и Стрелку. Эти животные не только благополучно перенесли полет, но и, главное, живыми и здоровыми возвратились на Землю. Успешный эксперимент дал основания предполагать, что живой организм в состоянии перенести полет в космос, и 12 апреля 1961 года состоялся легендарный полет Юрия Гагарина в космос на космическом корабле "Восток-1", положивший начало освоению человеком космоса.

[3 Nov 2004] /spacenews.ru/
 
Реклама
4 ноября

1978 Первый полёт Ил-76Т
1975 Начало эксплуатации в авиации ВМФ Ту-142М
1967 В Подмосковье (Медвежьи Озера) создан Государственный центр космической связи
1966 Подписано соглашение о создании авиалинии Москва - Нью-Йорк
1966 Запуск твердотопливной БР РТ-2
1966 Начало работы авиалинии Москва - Монреаль на Ту-114
1963 Первый пуск УР-200 с космодрома Байконур
1937 Первый полет самолета ВИТ-1 (Воздушный истребитель танков) Н.Н. Поликарпова, В.П. Чкалов
 
Назад