Г-л Долгушин: как и почему погибла авиация 11САД под Гродно

Большое спасибо за ссылки коллега!
Да я когда в декабре будучи у Долгушина позвонил моему знакомому из г.Жуковский (лучшему специалисту на мой взгляд по Е.А.Фёдорову, ну может не считая коллеги Абросова "И-15"), Долгушин вобщем попросил меня выяснить кое что насчёт его покойного друга из 129-го ИАПа
(того самого что стоял в Курьянах откуда пришли те первые 3 Ме-109 на первую штурмовку аэродрома 122-го ИАПа) Гаргалюка.
Какойто парень как я понял, связался с вдовой Гаргалюка и та видимо дала ему воспоминания Гаргалюка чтобы этот парень отредактировал их и издал книгу.
Кстати - может кто знает людей интересующихся мемуарами Гаргалюка? Кто нибудь уже работал с его воспоминаниями?
Этот парень принёс эти мемуары Долгушину чтобы:
- ознакомить его с ними,
- Долгушин высказал своё мнение по поводу этого материала.
И я попал в гости к Долгушину как раз аккурат после этого - когда Долгушин читал их (но не в моём присутствии).
Ньюанс состоит в том, что Долгушин хорошо знает вдову Гаргалюка и терпеть её не может и спросил у меня что я знаю по поводу этого парня - если мол он выполняет "заказ" вдовы - сказал Долгушин - я для неё палец о палец не ударю (ну вобщем высказался в таком духе).
Ну и я позвонил моему знакомому в Жуковский, чтобы в случае чего обратиться к нему за помощью или консультацией по этому вопросу (ну мало ли - может он чего знает - просьба Долгушина для меня дело святое, хотя мне и не хотелось лезть в эти семейные дрязги с родствениками его покойного друга).
А заодно я спросил у моего знакомого, жив ли Фёдор Фёдорович и не может ли мой знакомый, пока я в Москве подсказать мне телефон Архипенко (я хотел показать ему мои интервью с Долгушиным и записать его коментарии к ним).
Вот мой знакомый и сказал мне что Архипенко то жив, но уже кажется год как парализован.
Ну и как Вы понимаете, телефон Архипенко после этого я у него просить не стал. Если бы у меня была малейшая возможность морально поддержать его - я бы обязательно к нему заехал. А парализованный человек - сами понимаете.
 
Начал читать книгу Архипенко и наткнулся на такой фрагмент:

==Около 13 часов на аэродром прилетел участник воздушных боев в Испании заместитель командира 13-й сад генерал-майор авиации Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев==

И я вспомнил что когда в декабре был с Ванькой Моисеевым у И.Е.Фёдорова, то Евграфыч сказал что те двое (один совсем лысый, а второй - с короткой стрижкой) что маузерами размахивали когда их только привезли в Испанию на тыловой аэродром Лос-Алкасарес (недалеко от порта куда приходили суда с военной помощью на разгрузку) те два русских командира что якобы загнали всех новоприбывших по истребителям и поднявших их в воздух (при этом Евграфович якобы взлетел без парашюта сидя прямо как был на "совке" на который парашют ложили и садились на него сами).
Так вот Фёдоров сказал, что тот из них что был не совсем лысый, а с кототкой стрижкой и был этот самый ИВан Лакеев.
И ещё кое что про него рассказал... интересное.
Вот мне и интересно сравнить его рассказ с имеющимися в сети материалами по Лакееву (я пожалуй открою для этого отдельную ветку).
Может ли кто подсказать ссылки о том чем и как занимался Лакеев в Испании и остались ли его воспоминания?
Кстати в шкафу у Евграфыча я заметил книгу с белой обложкой большого формата и заметил на ней фамилию автора - Абросов - это была та самая его книга по Испании но Фёдоров не захотел показать её мне (наверное потому, что в ней он не смог бы получить подтверждение по поводу своих многих гишпандских баек )
Кстати - вспомнил! Причину того что их "под стволами маузеров" Лакеев и его напарник загнали по самолётам Фёдоров объяснил тем, что старослужащему лётному составу дали 45 минут на сборы и загрузку в автобус, на котором привезли партию лётчиков в которой был Фёдоров (кстати он назвал фамилии тех кто с ним в этом автобусе приехал и я записал их кроме одной) Евграфыч объяснил тем, что в этот момент на аэродром шли 3 бомбера с дизельными двигателями! Он сказал что в то время считалось что дизельные двигатели невозможно использовать на самолётах а это были какието новые ещё никому не известные модели.
Ну говорит мы поднялись, стали бестолково кружиться над аэродромом (радиосвязи то в самолётах тогда небыло) и смотреть кто же возьмёт командование на себя - крыльями покачает.
Тут глядим - один крыльями покачал и мы мол пошли все за ним на перехват этих бомберов и вроде 2 сбили из них, а один приземлился на вынужденную посадку недалеко от аэродрома в хорошем состоянии.
И мы мол подремонтировали его и даже сами летали на нем немного, пока у него горючее не кончилось.
Это почти дословных рассказ Фёдорова, который я нигде ещё не видел до этого. Возможно это его очередные байки, а может быть и нет - я не знаю.
За что купил за то и продаю.
Вот мне и интересно почитать о Лакееве в Испании и сравнить с байками Евграфыча.
 
г-н Бардов, вчера по каналу "Звезда" был фильм "крылья Родины", там была информация о том, что 17 июня 1941 года наши летчики выступали с показательными выступлениями в Германии. Вам что-то известно об этом событии? Где можно об этом почитать? Спасибо.
 
Про инфу эту знаю.
Кстати если я не ошибаюсь, в книге Феликса Чуева "Солдаты империи" Громов вспоминал в интервью автору книги, что тоже был "в гостях" у немецких лётчиков и конструкторов и летал там у них на кайойто авиаэкзотике типа Хе-113 (об этом любит "Барон Евграфыч рассказывать - якобы на самом деле летал это он ).
Если эта инфа Вас интересует для какого либо серьёзного дела - я могу попробывать помочь Вам связаться с Андреем Симоновым из Жуковского, дав Вам его мэйл - он рассказывал мне о этой истории о которой Вы говорите
(но я не уверен что он Вам ответит по почте - сам я при необходимости звоню ему из Москвы).
Канал Звезда у нас в Беларуси не тнанслируют, а кабельного или спутникового ТВ у меня нет. Так что нет возможности смотреть его.
Если Вас интересует этот вопрос из любопытства - откройте на авиафорумах отдельную ветку и если увидите ник "Сим-Сим" - спросите у него.
 
Итак, я с Вашей помощью пришел к выводу, что первый налет на Н.Двур в 4.17 утра совершили самолеты 27-й эскадры..

2SSS
>Широко известны снимки И-153 и И-16 с 3-значными номерами.
Думаю, что это можно обьяснить принципом, как в танковых частях...1 цифра номер эскадрильи. 2 и 3 номер машины в ней...
Вопрос №2
Можно ли как нибудь обьяснить, наличие "16" номера в 4-й эскадрильи? Я думаю, что до 22.06.41 было все-таки более четкое нумерование, чем в ходе войны из-за переформирований и передач машин в другие части... Какие будут варианты? (лично мое мнение, что Долгушин перепутал номера, 16-я машина была у него в 2 эск.).
 
А чего тут голову ломать? Позвони в выходной день по льготному тарифу Сергею Фёдоровичу и спроси у него. Либо подожди когда я снова съезжу в Москву, а то поехали к нему вместе - я давно тебе уже предлагал - причём ты в отличие от меня можешь взять для этого в нашей богодельне официальную командировку на своём истфаке. Мне же предстоит как всегда поездка за свой счёт и я очень сомневаюсь что мой декан даст мне 2-3 дня отпуска за счёт моего летнего отпуска.
 
Василий, я думаю ты несколько упрощенно смотришь на возможность обеспеченя командировок на моем родном факультете... Максимум-Минск....

А с номером пока не горит, просто интересно какие еще могут существовать точки зрения у коллег...

Еще возник вопрос-насчет Ме-110, там ведь не стрелок радист на пулемете сидел... а кто тогда? штурман?
 
Похоже Долгушин и по сей день ошибочно считает что в июне 1941 г. на Ме-110 прилетавшем на разведку на их аэродром "Новы Двур" небыло стрелков-радистов, а были штурманы.
Принципиального значения этот момент не имеет, но ради точности я при публикации окончательного варианта своего исследования в качестве примечаний опубликую также справочные данные которые найду или (пока не найду их) - примечания коллег с авиафорумов.
 
Almer, на Bf.110 — стрелок-радист, без вариантов. Вся навигация была сосредоточена у лётчика.

sss. Про тактические номера. Что то я не понял. А я всегда думал, что в эскадрильях номера повторялись — во всех эск. была и "единичка", "двойка", и т.д., только цвета разные "белая двойка", "голубая единица". Не? Или это "из разных опер"? Или вошло в практику только во время ВОВ?
 
Экзот, да, стрелял только стрелок. Штурманы появились только в модификациях E и F, на ночных истребителях вместо штурмана - оператор РЛС. Штурманы и операторы сидели между лётчиком и стрелком, соответственно, стрелять не могли.

Но E пошли в серию только в начале июня 1941г., соответственно, в июне 1941г. были двухместные Bf.110, сзади стрелок.
 
Эх! не успел! коллеги помогли...
сам написал... но не было возможности отправить:
Вот и я о том-же...
На Ме-110 были либо:пилот и стрелок-радист в варианте истребителя, Либо:-пилот,штурман,стрелок-радист в варианте истребителя-бомбардировщика, либо: пилот, опреатор РЛС, стрелок-радист. В любом случае, радист не нес обязанности штурмана... Их, если была необходимость бомбардировки или вывода группы на цель выполнял отдельно штурман, либо пилот (в варианте истребителя)...
Именно поэтому понятие: штурман-стрелок, для Ме-110 го -нонсенс...

2 SSS
Зная маркировки в штурмовых частях-по цветам для эскадрилий, я и заинтересовался, ведь по штату 41 года "16" бортов в эскадрилии маловероятно... поэтому, если и была скользящая система,то 16-й борт должен был бы быть во 2-й эскадрильи... А цветных б.н. я что-то в фотографиях 41-го года на И-16 не встречал... большие двухзначные-да были.., а вот цветных вроде-не было...
Ну да ладно, с этими номерами..

Коллеги,как Вы расцениваете возможность рассмотреть с высоты 1500м при видимости "миллион на миллион" массовое скопление техники на аэродроме при удаленности оного на 35-40км ? а пересчитать ее (ну скажем в бинокль)?
 
Almer, сейчас структура эскадрильи выглядит как пара-звено(2 пары)-эскадрилья(3 звена)
насколько я понимаю, тогда структура была звено(3 машины)-эскадрилья
стало быть, численность эскадрильи д.б. кратна 3

маркировки в штурмовых частях-по цветам для эскадрилий
не понял - цвет номеров (по крайней мере, в одном полку) был один и тот же

совершенно не понял, почему??? я как раз писал о том, что 01-20 (например) бортовые могли быть, скажем, в третьей эскадрилье

я писал про 3-значные
вроде (если память не изиеняет) были и красные (помимо белых)
 
не понял - цвет номеров (по крайней мере, в одном полку) был один и тот же

Мне один штурмовик (слава богу живой еще...) говорил, что у них маркировка белая была (полосы)... Может быть я напутал -действительно весь полк... а не эскадрильи в нем разными цветами на фюзеляже...


а теперь я не понял, но ведь не могло быть в эскадрильи скажем 18 бортов.. (если быть кратным 3-м)
Я думал, что от 1 до 12 или 15 =1-я эск... от 16 до 24 или 30 2-я.... и т.д....



Да,я понял, про 3-х значные... (действительно я и сам видел подобные номера..) я имел ввиду, что большие 2-х значные, нопример 26... или 34.... Мне кажется они характерны для начального периода войны...
 
sss, согласно "Справочнику по ВВС" от 1935г. пара тоже предусматривалась.

Almer, Пересчитать — врядли: самолёт трясёт, бинокль тоже не закреплён (в качестве "штатива" — рука), параллакс большой. Это и на АФ-снимках не всегда удавалось — не зря процесс назывался "дешифровкой". А вот "оценить" кол-во — думаю, реально: прикинув размеры а/д, видя промежуток между самолётами и, зная их линейные размеры вполне, ПМСМ, можно оценить кол-во единиц с точностью +_5%.
 
Almer, нумерация совсем не обязательно идет подряд и в соответствии с номером аэ - например, номера 01-18 могут принадлежать третьей аэ, вторая аэ - скажем, 20-38, а первая аэ - 40-58. А еще могут быть и пробелы - например, вторая аэ начинается с 30, заканчивается на 68, а первая начинается скажем, с 70 или 80.
Теперь ясно, что я имел в виду?

Большие номера ПМСМ встречались и в конце войны - вспомните хотя бы Покрышкина
 
Теперь ясно, что я имел в виду?


Теперь все разьяснилось....
Я для себя решил, что Долгушин напутал с эскадрильями.... Поэтому решал поправлять или нет... наверно не буду.., если есть прецидент... то почему бы у них (в 122-м) такого не было... могло быть как Вы и сказали... По крайней мере, пока не будет других подтверждающих данный ничего не меняю... т.е. 16 борт остается в 4 эск 122 полка 11САД.
Спасибо.

Долгушин говорит, что "Днем (21.06) на самолете Ли-2 в 122ИАП прибыла инспекция Генерального штаба в составе которой был начальник оперативного управления ГУ ВВС полковник (фамилия не известна) и инспектор Главной Инспекции ВВС майор М.Н.Якушин, учившийся вместе с С.А.Черных (командиром соседней 9-й САД) и с ним же воевавший в Испании.
Кто был начальнико оперативного управления ГУ ВВС в звании полковника? Д.Егоров, предположил, что Журавлев, на прямой вопрос Бардова, Долгушин сказал, что точно не Журавлев, а фамилию он призабыл....
Кто ж это мог быть?
 
Алмер! Перечитай слова Долгушина ещё раз - внимательно!
Фамилию его узнать очень просто двумя путями:
- Долгушин говорит что после войны вышла книга с названием чтото вроде "Штаб ВВС в годы войны". Этот человек есть в этой книге,
- второй путь - его сын сейчас работает в ЖукОвке (академии ВВС) старшим преподавателем.
Я уже попросил Юлю попытаться связаться с ЖукОвкой чтобы они помогли чем смогут Долгушину проехать по местам боёв и его аэродромам в нашу сторону.
Если ей удастся связаться с людьми из ЖукОвки - я попрошу у неё узнать и про этого человека,
- ну и третий путь - попытаться самим узнать его фамилию по ключевым словам воспользовавшись любым поисковиком.
Я тут кстати уже задавал вопрос, но похоже ответ на него тут никто не знает либо это никому не интересно - знает ли кто нибудь людей занимавшихся исследованием того чем занимались в последний мирный день перед войной Павлов и Копец.
И ещё интересно было бы связаться с потомками Якушина. Они вероятно живут в Москве. И попытаться узнать кто же был тот "болван" - зам. Копца что учил лётчиков 122-го ИАПа "пешему полёту" по пластунски
 
Вопрос по Кравченко: может ли кто нибудь прокоментировать:
- версию Скрипко и Емельяненко о том как и когда Кравченко принял командование 11-й САД (из мемуаров Скрипко и книги Емельяненко складывается впечатление как будто бы 22 июня Кравченко должен был уже принимать дивизию в Лиде),
- свидетельство Долгушина по этому поводу:

СКРИПКО ( http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html ) :“Но вскоре и над этим аэродромом появилась группа фашистских бомбардировщиков. По приказу комдива звенья наших истребителей атаковали врага… Загорелся один Ю-88. Однако гитлеровцы все же прорвались к аэродрому Лида — на летное поле посыпались вражеские бомбы»…

ДОЛГУШИН: “Ничево этого небыло!
Над Лидой небыло боев – мы не вели боев над Лидой!
Командир дивизии сказал: «Разрулите машины»!

БАРДОВ: «А что значит «разрулите машины»?

ДОЛГУШИН: «Мы стояли около ангаров, «в линейку» (выстроенные в одну линию – В.Б.) . А («разрулить» означало – В.Б.) отрулить к камням на другую сторону аэродрома и рассредоточить 30-50 м друг от друга.
А аккумулятор у меня уже подсел и я решил так:
- ручкой раскрутил эклипс (болванку),
- потом вместе с ручкой вскочил в кабину,
- соединил (?) и мотор запустился у меня,
- я почти с поднятым хвостом подрулил к камням на ту сторону,
- развернул на 180 машину,
- стал,
- выключил мотор,
- вышел из машины,
- отошел к камням, зашёл за камни (метров на 30) покурить,
- сел и закурил.
Сижу, курю. Рулят ещё некоторые. И вот, когда наши к камням туда (где делали бетонную взлетную полосу) подруливали, смотрю - нагрянули Ме-110 и застав там наших на рулёжке, начали бить по всем, которые рулили на полосе аэродрома. А самолетов на рулежке было еще много. А Ганичев и полковник Захаров (заместитель его)…”

Бардов: «Стояли посреди аэродрома и как будто регулировали движение как милицейские регулировщики»?

Долгушин: «Ну так вот так получается – на хрена они сюда вышли на площадку?!
И в это время девятка (Ме-110 – В.Б.). И пошлО!

СКРИПКО ( http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html ) :«…гитлеровцы … прорвались к аэродрому Лида — на лётное поле посыпались вражеские бомбы. Полковник П. И. Ганичев не внял просьбам подчиненных:
- не ушел в бомбоубежище, где находился его командный пункт,
- даже не захотел лечь на землю, когда начали вокруг рваться бомбы. Тяжело раненный в живот осколками, по дороге в госпиталь он скончался. Вскоре получил ранение и вступивший в командование дивизией подполковник Юзеев».

ДОЛГУШИН: “Кто такой Скрипко?! Всё это дело – ничево небыло:
1) На аэродроме ангары были, а метров 500 от ангаров, было 3-х этажное здание, где находился медпункт и штаб полка. И там вот подвалы были. И вот (когда мы вернулись из Черлены ночью с 22-го на 23 июня – В.Б.) нас с аэродрома поселили в эти подвалы. И из этих подвалов и увезли нас, а никакого командного пункта и бетонного заграждения небыло! Просто были ангары и камни, где начали сторить бетонную полосу с обоих сторон.
2) Никаких осколков небыло – просто от обстрела пулями.
Бомбёжки небыло. Бомбы никто… (из немцев не сбрасывал – В.Б.).
В результате этого налета Ме-110, машинам ничего не сделали - они штурмовали из (своих) передних пулеметов: у него же 6 “дудок” впереди – 2 пушки и 4 ПМ. Вот этим они и били – ни одной бомбы небыло, но:
- пуля командиру дивизии попала в живот,
- а Михайлову (его заместителю) - в ногу (только я не знаю, кость пробили или нет, но больше я его не видел, с нами он не уезжал и куда он делся – не знаю),
- и убили одного из летчиков - командира звена Огнькова Петра прямо в кабине его СЛ, застав его на рулежке - пуля попала Огонькову прямо в висок (это был тот самый, Петька Огоньков кто первый на рассвете взлетел в Лиду, чтобы связаться с командиром дивизии и доложить какое состояние полка, когда оказалось 22-го июня что вся (телефонная – В.Б.) связь была порезана а радио и никакой другой связи небыло. Он прилетел успешно, доложил, какое состояние полка, но не вернулся в полк и так и остался там» /1,8/).

Бардов-Бараеву: 30.04.2004 18:13
«Ваше отношение к версии Марка Солонина»?

«Что вы думаете по этому поводу»?

Глеб Бараев «Смотря к какой версии» 30.04.2004 23:46

«У Марка Солонина много версий:
- в том, что потерю боеспособности советской авиацией нельзя объяснить исключительно разбомбленными с утра 22 июня на аэродромах самолетами, безусловно можно согласиться,
- в том, что во многих случаях имела место потеря управления авиасоединениями – тоже, - а вот с попытками объяснить все опять же одной-единственной причиной согласиться нельзя, - и нельзя перехваливать рядовых авиаторов, мол, если б не начальство, они бы немцам показали... В конце концов для немцев 22 июня не были редкостью 5-6 вылетов, ничего подобного в советских ВВС не наблюдается».

Бардов-Бараеву «Re: Смотря к какой версии» 01.05.2004 13:57http://www.soldat.ru/forum/forum.html?page=1&id=6631
Имеется в виду следующая версия:"Откуда у Глеба Бараева инфа про 20 июня, когда было принято решение о снятии Ганичева (в тот же день было принято решение о снятии и аресте Птухина).
Ведь тогда получается, что:
> - Павлов> - Копец > - московская комиссия высокого уровнясобрались вечером 21 июня «в гостях у разоблаченного врага народа" Ганичева?
И там они все вместе приняли решение разоружить самолеты 122 ИАП ?
Вопрос в том, не мог ли Ганичев проходить по делу Птухина и (впоследствии – В.Б.), во время налёта (Ме-110 на аэродром в г. Лида 22 июня – В.Б.) по словам Скрипко преднамеренно отказаться уходить с поля аэродрома, чтобы тык скыть принять геройскую смерть»?

Бардов-Долгушину: «То есть ни о каком «геройском самоубийстве» (Ганичева), как будто бы он подставил себя под пули,речь не шла»?!

Долгушин: «Абсолютно! Когда (Ме-110) отшрурмовали – Ганичева увезли и через 2 часа он умер. Хотя тут пишут, что им занимались («по дороге в госпиталь он скончался») – а чево им заниматься, когда»…

Глеб Бараев 26.04.2004 00:27 «Ганичев в должности комдива в любом случае пребывал последние дни, ибо не позднее 20 июня комдивом-11 был назначен дважды ГСС Г.П.Кравченко, которому не дали даже сыграть собственную свадьбу, приказав срочно отбыть в Белоруссию:30.04.2004 17:52
В.Емельяненко. «В военном воздухе суровом». Москва, 1985, с.94
Дальше я копирвю текст с сайта "Военная литература". Там выложено издание 1972 года. От издания 1985 года отличается тем, что не указана дата 20 июня и тем, что отсутвует фраза о том, что вылететь в дивизию Кравченко было приказано немедленно. Свадьба была назначена на воскресенье 22 июня, а назначение состоялось не позднее пятницы 20 июня»...

Долгушин: «Этого небыло. Кравченко небыло никакого. Всё это - ерунда. Найдём это дело. Я потом расскажу откуда Кравченко появился
(с аудиозаписи 12-2006 – В.Б.).
Кравченко в Орше собирал что мог (написано рукой самого Долгушина на распечатке вышеизложенного – В.Б.)».

Глеб Бараев 30.04.2004 17:52

«Итак, вот что пишет Емельяненко:«С ноября сорокового Григорий Пантелеевич Кравченко учился на курсах усовершенствования высшего начальствующего состава при Академии Генерального штаба. В июне сорок первого его срочно вызвали в Кремль.
— Какое бы назначение вы желали получить теперь? — спросил его Сталин. Кравченко доводилось с ним встречаться не раз.
— Товарищ Сталин, пошлите на дивизию, попробую потянуть...— Ну что ж, поезжайте принимать дивизию».
Трудно теперь гадать, почему Кравченко не пожелал более высокого назначения, на что, безусловно, мог рассчитывать. Может быть, здесь была проявлена скромность, а возможно, на его решение повлияла судьба его боевых друзей. Прославленные летчики — сначала дважды Герои Советского Союза Я. В. Смушкевич, а затем Герой Советского Союза П. В. Рычагов, отличившиеся в боях в Испании и в Китае, были выдвинуты на пост начальника Главного управления ВВС Красной Армии, а затем несправедливо низвергнуты и осуждены по наговору.Из Кремля Кравченко вернулся к себе на дачу, в Серебряный бор. За большим столом сидели его родители, четыре брата (два Ивана и два Федора) и сестра Ольга.
— Свадьбу придется отложить, — сказал он.
— А это письмо передайте ей завтра, — и положил на стол запечатанный конверт. На нем было крупно написано: «Большой театр» и имя известной балерины. Распростился, взял походный чемодан и уехал на аэродром. — До скорой встречи»!

Бардов: "Но как Вы узнали номер дивизии"? 30.04.2004 18:06
которую Сталин решил выделить для Кравченко?

Глеб Бараев Re: Но как Вы узнали номер дивизии? 30.04.2004 23:40

«Так Кравченко и принял 11-ю дивизию де-факто.Об этом пишет и Емельяненко, и в других местах можно прочесть».

Долгушин: «Этого небыло. Кравченко небыло никакого. Всё это - ерунда. Найдём это дело. Я потом расскажу откуда Кравченко появился. Кравченко в Орше собирал что мог (расшифровка аудиозаписи + коментарий написанный Долгушиным на распечатке рассказа Г.Бараева – В.Б.)».

СКРИПКО ( http://militera.lib.ru/memo/russian/skripko/index.html ) :
“ Вскоре [68] получил ранение и вступивший в командование дивизией подполковник Юзеев.В сложной напряженной боевой обстановке 11-ю смешанную авиадивизию возглавил подп-к Гордиенко, командовавший до этого 127-м ИАПом. Получив донесение от поста ВНОС о том, что немецкие СЛ-ты держат курс на аэродром, где базировался 16-й СБАП, Гордиенко поднял 127-й ИАП на перехват. В районе н/пунктов Черлёна, Мосты и Гродно, летчики этого полка дерзко атаковали группы СЛ-тов противника и сбили 4 бомбардировщика, 3 истребителя, потеряв 4 свои машины”.

ДОЛГУШИН: “Никто не вступал: командир полка наш Николаев был жив и здоров и вместе с нами находился. И вместе ехали в Москву, из Москвы в Рязань и только в Монино разошлись. Он с полком с 2-мя эскадрильями ушел под Белый, а мы отдельной эскадрильей ушли в Царево Заимище, во главе с Семеновым”.

БАРДОВ: “А вот этого подполковника Юзеева Вы знали”?

ДОЛГУШИН: “Нет – абсолютно!”/9/
 
Кравченко приступил к исполнению обязанностей с 27 июня, став командиром остатков 11-й САД в которую кстати и вошли первые Ил-2, которые работали под Бобруйском, находившися на этой должности до 26.12.41
А назначен был ранее, думаю даже до 22.06, может 19,20-го... 06.41