Городские аэровокзалы


По воспоминанию пассажирки рейса Мурманск-Ленинград, аэровокзал в Килпъявре представлял собой "деревянный сарай с печкой". Этого помещения явно было недостаточно для аэропорта такого города, как Мурманск, так что регистрация в горагентстве, разумеется, производилась.

Так горагентство и находилось в доме напротив ж/д вокзала.

Небольшой эпизод летом 1993 г., когда в связи с реконструкцией мурманского аэропорта рейсы были перенесены на военный аэродром в Североморске-3 - в посёлке тогда был организован временный аэровокзал:

 
Ну уж не такой и сарай в Килп-Явре был, вполне приличное большое одноэтажное здание.
Фото из интернета.

Это вид на перрон. Самолёты подъезжали буквально к самому аэровокзалу, иногда по два и три. К самолётам шли пешком.
Какой-то заборчик был, но на перрон можно было самостоятельно пройти с разрешения дежурной. Я раза два так ходил, просил командиров взять сверх нормы. Билет был на другой рейс, а улететь надо было срочно.
Здание вправо от фото ещё продолжалось метров на 20-30. Там и касса была, и зал ожидания, и стойка регистрации и кажется не одна.
Одновременно могли отправлять два-три рейса. Объявления шли по громкой связи, на фото динамик виден.
Фото сделано с привокзальной площади. На ней стояли такси, сюда же прибывали городские автобусы.
Перпендикулярно зданию вокзала и справа от него было другое одноэтажное здание с большими стёклами - это кафе.
Можно было поесть, попить чаю. Насчёт пива не помню, кажется не было. Не говоря о водке.
Где-то там же был туалет, наружный.
Так что ожидать своего рейса или свободного места на очередной самолёт можно было с комфортом.
Персонал был приветливый и отзывчивый.
Большое им спасибо, выручали народ!

Так горагентство и находилось в доме напротив ж/д вокзала.
Это так.
Но я написал, что оттуда ходили рейсовые автобусы в Килп-Явр, минут через 30-40.
Не к самолётам.
К самолётам автобусов никогда не видел.
Хотя и верю, что они были, народ же не зря пишет.

Было такое дело.
Оживили местный гарнизон.
Сложновато было, когда рейсы задерживались и на ночь приходилось их прибытие.
Однажды в этот период приехал встречать своих в Североморск-3, а рейс Ту-154 задерживался с прилётом. Причём перенос прибытия объявляли то на час, то на два.
Пришлось в машине время коротать, поспать немного.
Народищу скопилось!
Прилетел самолёт часа в три ночи, хорошо что полярный день был и тепло.
 
Последнее редактирование:
Это здание сгодилось бы для аэропорта МВЛ, а Мурманску требовался аэровокзал не меньше, чем был введён в строй в 1977 г.

Хотя и верю, что они были, народ же не зря пишет.
Кстати, автор:
 
В Мурманске ещё один аэропорт был, в Мурмашах. После ввода Килп-Явра он стал аэропортом местных авиалиний.
Этот аэровокзал был посолиднее Килповского, каменный.
Тоже родное место, довелось летать и с него.
Автобус туда тоже от железнодорожного вокзала, т.е горагентства Аэрофлота ходил, но редко, примерно раз в час.
 
Gav_kot, когда работали одновременно Килпы и Мурмаши, куда приземлялись рейсы на Ил-14, Ан-24 и Як-40 из Архангельска, Вологды, Котласа? В Мурмаши или же в "большой" аэропорт?
 
Могу только сказать, что году в 70-м жена моего командира прилетела из Ленинграда на Ил-14 в старые Мурмаши.
Рассказывала, что это был почтовый рейс, её посадили по билету, но из пассажиров она была одна. Сильно болтало и она не смогла вылезти из самолёта самостоятельно, лётчики ей помогли.
Ещё совершенно точно, что до середины 70-х годов из старых Мурмашей, а может и позднее Ил-14 летал на Кильдин. Один рейс в день.
Ан-24 из Архангельска летали в Килп-Явр и из него, вот на нём я и летал частенько.
Ил-14 и Як-40 не помню.
В Ленинград летал на Ту-134 из Килп-Явра, на Ту-124 не доводилось.
 
Об этом написано в вышеупомянутой книге : до 1976 г. Мурмаши принимал поршневые, а Килпъявр - газотурбинные самолёты:



А теперь - про Магадан:
19 февраля 1960 г. газета «Магаданская правда» опубликовала большую статью главного архитектора города Н. Швейде — «Магадан строится», в которой, в частности, упоминалось, что "один из основных крупных массивов строительства этого года в центральной части города — комплекс жилых домов на ул. Дзержинского...Здесь расположится агентство Аэрофлота с багажным отделением" (источник). 17 января 1963 г. в той же газете сообщалось, что агентство Аэрофлота переехало в новый дом на ул. Дзержинского. Впоследствии прежняя ул. Дзержинского стала частью проспекта Карла Маркса, а дом агентства получил номер 37 (источник).

В 1966 г. в журнале "Архитектура СССР" упоминалось, что регистрация пассажиров в городе производилась в том числе и в Магадане, т.е. в том самом горагентстве на проспекте Карла Маркса, 37:


Магаданское горагентство в начале 1960-х гг.:


Начало 1970-х гг.:




5 мая 1979 г. рядом с горагентством открылся магазин "Цветы":



В 1998 г. фирма «Магаданавиализинг» построила здание по адресу ул. Колымское шоссе, 4, в котором разместился новый магаданский гораэровокзал. В Постановлении мэра Магадана от 2 марта 1997 г. говорилось:




В 2004 г. гораэровокзал авиакомпании "Мавиал" закрылся (источник).
 
Последнее редактирование:
Ещё несколько нереализованных проектов гораэровокзалов:
Как уже отмечалось ранее, куйбышевский гораэровокзал находился в 5-этажном доме по адресу ул. Спортивная, 14. В дальнейшем в Куйбышеве планировалось построить отдельное здание, в котором разместился бы новый гораэровокзал и Приволжское УГА:



В Норильске в 1960-е гг. планировали построить гораэровокзал на Октябрьской площади (там находилась железнодорожная станция, от которой в аэропорт ходили электрички):
Также нашёл информацию, что нынешний норильский автовокзал по ул. Нансена, 69 разрабатывался как авто-аэровокзал:
 
Последнее редактирование:
В Куйбышеве (Самаре) еще был один , на Нововокзальной и пр.Победы.В жилом доме на первом этаже.Ходили мягкие "Икарусы" в/из Курумоч по расписанию. Там же были кассы , но регистрации не помню.
 
В Ставрополе, когда в 1963 году открыли новый аэропорт в 12 км от города, городское агентство, располагавшееся по адресу: ул. Советская, 1, исполняло роль аэровокзала. На фото 1963 года в правом углу у входа в агентство стоит автобус Ikarus 55.13 для авиапассажиров.

К концу шестидесятых годов регистрация пассажиров стала производиться в аэропорту, а агентство переехало в новое здание по адресу: переулок Зоотехнический, 11а. От него по-прежнему отправлялись автобусы в аэропорт, но регистрации не велось. В 1981 году автобусы в аэропорт стали отправляться от центрального автовокзала, а агентство осталось агентством. В нынешние времена здание полностью перестроено и не осталось ни малейшего намека на его авиационное прошлое.

О постройке полноценного городского аэровокзала с регистрацией и залами ожидания заговорили в 1989 году. Под аэровокзал выделили двухэтажное помещение строящегося дома по улице Ленина, 347. Однако наступившая перестройка и развал авиации поставили крест на авиационном будущем здания, которое превратилось в долгострой и было полностью сдано лишь в середине 90-х годов. Так оно выглядит сейчас.

А о том, чем оно должно было стать изначально, сохранились лишь пара газетных статей восьмидесятых годов.
 
Гораэровокзал в Куйбышеве был один - на Нововокзальной были авиакассы:


Фото времён СССР: слева - куйбышевский гораэровокзал, перед которым стоит, по-видимому, спецавтобус, на переднем плане - автовокзал:
 
Последнее редактирование:
С 1967 по 1978 гг. алматинский аэровокзал занимал нижний ярус здания Казахского УГА. Пассажир попадал в фойе, отделённое от улицы широкими окнами-витринами, выходящими на проспект Мира. Пройдя регистрацию и сдав багаж, он оказывался на площадке позади здания управления авиации, где его ожидал комфортабельный автобус, который проезжая по проспекту Мира, далее по Красногвардейскому тракту, в итоге выезжал на лётное поле алматинского аэропорта. Фото начала 1970-х гг., подписанное "Alma-Ata. Air Terminal":


Фото бывшего здания Каз УГА из книги «Алматы. Архитектура и градостроительство» 1998 г.:


К помещению первого аэровокзала пристроили блок нового аэровокзала, который открылся 15 апреля 1978 г:


За неделю до открытия аэровокзала (07.04.1978):


Интерьер аэровокзала в г.Алма-Ате (1978):


Вручение памятного подарка полумиллионному пассажиру Алма-Атинского аэровокзала (25.09.1979):




Как и в случае с аэропортовыми аэровокзалами, зарегистрированные пассажиры садились в автобусы с тыльной стороны здания:


"Сразу после открытия аэровокзала 15 апреля 1978 года на маршруте аэровокзал-аэропорт работали Икарус-255 6 автопарка, но недолго, вскоре их сменили ЛАЗ-697Н 1 парка, затем около года совместно с ЛАЗами работали также 2 специально переделанных ЛиАЗ-677 с самопально отгороженной задней площадкой, куда складывали багаж, затем уже пошли ЛАЗ-697Р и ЛАЗ-699Р, а после того как закрыли 1 автопарк там работали TEMSA Prestij автобазы аэропорта до самого закрытия аэровокзала". (источник). Спецавтобус на перроне алматинского аэропорта


Выгрузка багажа с последующим его комплектованием в контейнер для Ил-86 прямо на перроне - обычно эта процедура производилась в аэровокзалах аэропортов (Споттинг советского периода.):


Реклама из футбольной программки 1980 г.:


До сих пор доступна "страничка-памятник" позднего периода функционирования алматинского гораэровокзала (начало 2000-х гг.):


Изменилась вывеска - изначально она была на всю ширину фасада, слева от букв "АЭРОВОКЗАЛ" была эмблема Аэрофлота (фото). Эта вывеска просуществовала по крайней мере до 1995 г. (фото этого года):
 
В небольшом Рубцовске Алтайского края также существовал аэровокзал. Как такового терминала для пассажиров в аэропорту не было, хотя летали Як-40 и Ан-24.
В аэровокзале проходили регистрацию и на автобусах отпрявлялись в аэропорт, к самолету.
Аэровокзал в Рубцовске располагался на проспекте Ленина, 53а.
 
прокуратор понтий пилат, Freddy, рискну выложить совсем свежие (вчерашние) фотографии Алма-Атинского аэровокзала и бывшего здания КазУГА.
О первом прокуратор понтий пилат не совсем правильно сказал, что там находится барахолка (традиционная - у нас только так это слово и понимается) - там в доковидные времена находилась...барахолка торговый центр сотово-телефонной направленности. Сейчас не знаю, т.к. прохожу мимо каждое утро в ее нерабочее время. Если Вам нужна более точная информация, то могу пройти в любое время дня - работаю рядом с ЦУМом и это меня абсолютно не затруднит.
Freddy А в здании КазУГА сейчас находится Евразийская Страховая Компания. Пристройка о которой Вы пишите была аэровокзалом теперь выросла ввысь. Только вот не скажу: или ее надстроили, или снесли и заново построили. Скорее первое.





 
Нет, в этом я Вам не помогу. Попробую поспрашивать знакомых и коллег - может быть что-то и прояснится, но это маловероятно. А сам я "улетал" с него всего один раз лет тридцать с гаком тому назад - мне проще добраться до собственно аэропорта, чем до аэровокзала.
 
18 сентября 2002 г. министр транспорта и коммуникаций Кажмурат Нагманов объявил о национализации авиакомпании "Эйр Казахстан". Правительство подписало постановление, согласно которому компания была преобразована в общество со стопроцентным участием государства путём реструктуризации, то есть списания задолженности. К "Эйр Казахстан" присоединили ЗАО "Иртышавиа", а в уставный капитал передали два самолета А-310 и городской аэровокзал Алматы (источник). Постановлением Правительства Казахстана от 13 сентября 2002 г. предписывалось:

Предположительно тогда на крыше аэровокзала и появилась новая вывеска "Аэровокзал - Air Kazakhstan":


По состоянию на июль 2003 г. аэровокзал всё ещё продолжал использоваться по прямому назначению – регистрация пассажиров перестала производиться в нём к моменту прекращения деятельности а/к "Эйр Казахстан" в феврале 2004 г. (после объявления её банкротом всё её имущество, включая аэровокзал, было арестовано и распродано):

На 1 января 2004 года обязательства "Эйр Казахстана" составили 78 миллиардов тенге, а активы - 5,4 миллиарда тенге. 17 февраля 2004 г. руководство авиакомпании сообщило о добровольной передаче внутренних рейсов авиакомпаниям SCAT, "Атырау Ауе Жолы" и "Саяхат". 29 февраля 2004 г. был выполнен последний рейс компании - это был полет по маршруту Ганновер - Алматы (источник). По сообщению агентства ИРНА, 20 апреля 2004г. по приговору Арбитражного суда Алма-Аты казахстанская национальная авиакомпания "Эйр Казахстан" признана банкротом. Согласно приговору, имущество авиакомпании, в том числе самолеты, арестовано и будет распродано для погашения долгов. (источник).

С крыши убрали эмблему "Air Kazakhstan" - так и появилась нынешняя вывеска "Аэровокзал" на полфасада. Переименовывать строение не стали, теперь оно официально называется "Бизнес-центр "Аэровокзал"".:
 
Не совсем так: весной 2003г. я летал в Москву и все багажные, таможенные и пограничные процедуры проходил в находящемся рядом со сгоревшим зданием аэропорта "старом" здании. В марте 2004г. (на Наурыз) я уже улетал из только что открытого "нового" здания.
 
Новый аэровокзал алматинского аэропорта был открыт 29 декабря 2003 г.: В международном аэропорту Алматы открылся новый пассажирский терминал | Номад | 30.12.2003
 
Согласно газете "Красное знамя" регистрация пассажиров на рейсы производилась в томском горагентстве, находившемся на проспекте Кирова, 17. Теперь это здание выглядит так:


С начала 1965 г. пассажиры, вылетавшие за пределы Томской области, оформлялись на рейсы в городе. По-видимому, с этого времени аэровокзал старого аэропорта "Каштак" стал использоваться для обслуживания только пассажиров местных рейсов:


Несмотря на открытие в конце 1967 г. нового томского аэропорта "Богашево", регистрация пассажиров в горагентстве производилась и после этого - в материале за июль 1969 г. всё ещё упоминались спецавтобусы для доставки пассажиров от горагентства к трапу самолёта (см. начало 2-й колонки):


В середине 1970-х гг. в Томске разрабатывался проект серии 9-этажных домов по ул. Красноармейской, в одном из которых планировалось разместить гораэровокзал:


Но это реализовано не было: в 1978 г. томское горагентство переехало по адресу ул. Нахимова, 13:
 
Последнее редактирование: