Городские аэровокзалы

Калининградская автостанция в 1950-е гг.:
321321213213.jpg


На здании была надпись "Автобусная станция":
3741321.jpg


В начале 1960-х гг. в этом здании был размещён городской аэровокзал:
1522184_32932186486f1efe0b1df716e7e7b469.jpg


Первый калининградский аэропорт "Девау" был непригоден для приёма газотурбинных самолётов Аэрофлота. При создании нового калининградского аэропорта выбор пал на военный аэродром "Храброво", в котором для реактивной авиации имелась бетонная ВПП длиной 2000 метров и рулёжные дорожки. 20 марта 1962 г. в Храброво впервые приземлился Ан-10, открыв линию Калининград-Минск-Москва. 1-ый храбровский аэровокзал был введён в строй лишь в 1970 г. - до этого вылетавшие из Храброво пассажиры проходили регистрацию только в городском аэровокзале.
Аэровокзал разместили в здании бывшей автобусной станции:
1539895_80dae2040db863afc5017588340601c4.jpg


Спецавтобус привёз в аэропорт пассажиров к очередному рейсу в Москву (фото 1962 г.):
1540999_283bf25b8b02f98a40df4fc41bc32c84.jpg


К 1969 году калининградский гораэровокзал переехал по адресу ул. Космонавта Леонова, 48-50 (новый адрес упоминался в авиарасписании того года) - это здание выглядит так:
1540997_ceaf076fb21da2b9825b93b9f53aaf5c.jpg


31 января 1974 г. калининградский гораэровокзал переехал по адресу площадь Калинина, 1. Фотография 1977г.:
1539897_6e2ac41a51ad5e754bdd24fefe2bbe37.jpg


Под буквой "Н" вывески видны напольные весы с круглым циферблатом - похоже, в левом крыле агентства был зал ожидания и производилось оформление пассажиров на рейсы, а в правом - продавались авиабилеты:
1539899_c46aa5be6207960abaadb4b346c340fd.jpg


Регистрация пассажиров производилась в городе вплоть до открытия в аэропорту Храброво 2-го аэровокзала (1979 г.).
 
Последнее редактирование:
Реклама
Леннградский гораэровокзал был открыт 11 июля 1960 г. по адресу Невский проспект, 7/9. В 1968 г. было образовано ленинградское ЦАВС. К началу 1970-х гг. на Невском остались только авиакассы (ЦАВС), а гораэровокзал переехал в здание неподалёку по адресу Кирпичный переулок, 3:
1522192_ab175ce2ab587538fe1f64ce9c8c688e.jpg

Дом, в котором находился ленинградский гораэровокзал 1970-х гг. - угловой, он располагается по адресу ул. Большая Морская, 13/Кирпичный переулок, 3. Входы в помещение аэровокзала имелись с обеих улиц, но основной был со стороны Кирпичного переулка (справа, под знаком "Въезд запрещён"):
4324234324.jpg


В фильме "Внимание! Начинается посадка" (1968 - 1972) в кадр попал вход в аэровокзал со стороны Большой Морской:
324234545435.jpg


Спецавтобус с пассажирами выезжает с Кирпичного переулка и, не останавливаясь, проезжает мимо входа на Большой Морской:
43242342354343.jpg


На скриншоте снизу - вход со стороны Кирпичного переулка: именно здесь когда-то производилась посадка зарегистрированных пассажиров в спецавтобусы. Для нового гораэровокзала выбрали место с гораздо менее интенсивным дорожным движением, чем возле 1-го здания на Невском проспекте, и вместе с тем находящееся в непосредственной близости от него (здание на Невском - на заднем плане):
423423423443.jpg


Здание Аэрофлота на Невском проспекте, 7/9 (в 1960-е гг. - гораэровокзал, впоследствии - ЦАВС):
1522190_d84c0f516075d33244f92a6d7cf9bbde.jpg


Спецавтобус на перроне ленинградского аэропорта (кадры из фильма "Внимание! Начинается посадка"):
23453454323.jpg


Автобус-экспресс на привокзальной площади перед пассажирским павильоном 1968 г. (из того же фильма):
54356546545.jpg


О проекте строительства в Ленинграде здания гораэровокзала на площади Мира (1970-1980-е гг.)
 
Последнее редактирование:
С Мешка: хотя карточка уже российского периода, на ней всё ещё обозначено место на Кирпичном переулке - "в аэропорт": либо к тому моменту там всё ещё работал гораэровокзал, либо от него осталось лишь отправление автобусов-экспрессов в аэропорт:
227095357.jpg
2270953571.jpg
 
Прокуратор понтий пилат считает, что во Владивостоке не было гораэровокзала. Первое время я с ним соглашался, пока не обнаружил множество источников, говорящих об обратном.
1. Cайт Владивостока и Приморского края primamedia.ru/День 5 августа в истории Владивостока:"5 августа 1965 года во Владивостоке открылся городской аэровокзал с большим залом ожидания, помещением для приёма и регистрации багажа, камерой хранения и другими службами".

2. В. ТКАЧЕВ, С. НИКОЛАЕВ. ПО ГОРОДАМ ПРИМОРЬЯ. Справочник-путеводитель. Издательство "Прогресс", Москва 1966 г.:"Мы начнём знакомство с городом с Вокзальной площади. На ней оказывается каждый гость Владивостока, каким бы путём он ни прибыл. Здесь расположены вокзалы: морской, два железнодорожных (главный и пригородный) и аэровокзал".

3. Справочник пассажира 1974 г.: в 3-м столбце упоминается наличие во Владивостоке гораэровокзала, в 4-м столбце таблицы указано время отправления от гораэровокзала автобусов-экспрессов для пассажиров с регистрацией в аэропорту; пассажиры, проходившие регистрацию в гораэровокзале, отправлялись в аэропорт на спецавтобусах:
Посмотреть вложение 741348

4. Книга А.С. Сухих "Жизнь не за что": "Сколько раз я посетил этот полюбившийся мне город, сейчас не помню. В некоторые годы не по одному разу", "Аэрофлот доставил нас во Владивосток на полтора часа раньше срока <...> мы доехали до городского аэровокзала и переместились в центральную гостиницу города", "24.09.86 г. Борт "Спасска". Примерно через час я покину корабль, завод и двину через трамвай по Ленинской улице, через автобус - экспресс от городского аэровокзала в аэропорт."

5. Дальневосточная газета "Золотой Рог"/"Владивостокцам продемонстрировали аэроэскпресс" (07.12.2011 г.):"В былые времена авиапассажиры могли пройти регистрацию и сдать багаж в здании аэровокзала, расположенного в самом центре Владивостока, и за 65 минут добраться рейсовым автобусом до аэропорта".

6. Пользователь alexanders61 со skyscrapercity.com:"Сначала автобусы на аэропорт ходили от здания "Кассы Аэрофлота" на Посьетской, оно тогда называлось "Аэровокзал". Потом их перенесли на вокзальную площадь".
Ещё одно подтверждение: незаполненный бланк билета Дальневосточного УГА со штампом "Владивостокский гораэровокзал":
bilet_i_bagazhnaja_kvitancija_nezapolnennaja_aviabilet_rr.jpg
 
Ещё один билет, оформленный во владивостокском гораэровокзале в 1976 или 1977 гг.:
115734142-0.jpg


К 1980 г. владивостокский гораэровокзал был преобразован в ТАВС, территориальное агентство воздушных сообщений (см. штамп):
1115.jpg


Газетный материал о переименовании барнаульского гораэровокзала в горагентство:
143235423434.jpg


Хотя с 1974 г. в Барнауле не было городского аэровокзала, название близлежащей остановки "Аэровокзал" просуществовало по крайней мере до 2004 г. - с неё начинался маршрут автобуса №112, следовавшего из центра города в аэропорт:
423534534553.jpg


Барнаульский гораэровокзал открылся в 1963 г. по адресу проспект Ленина, 58:
1524678_7e4a23ffe677b9690215d35dbbc6e50c.jpg

1540317_364f3c00e8197eb5de5b2ec364eaa217.jpg

1490511_30d823eaae1c88783ab3814b97599823.jpg


В 1965 г. аэровокзал переехал в новый 5-этажный дом по адресу ул. Советская, 4:
1522180_cf38911e33f86b704d8d63bc90034d37.jpg
 
Последнее редактирование:
Городской аэровокзал также был в г. Орджоникидзе (теперь - Владикавказ). Из книги В. Г. Цабаева "По Военно-Грузинской дороге. Путеводитель" (1971г.):
43245345345345.jpg

Теперь здание по этому адресу выглядит так (за прошедшие годы нумерация домов могла измениться):
4235435346546.jpg


Из "Справочника пассажира" 1973 г.:
423423543534543.jpg


К 1989 г. орджоникидзевское агентство воздушных сообщений переехало в другое здание:
232323233.jpg
 
Несколько уточнений по ленинградскому гораэровокзалу.

В 1969 г. аэровокзал всё ещё находился по адресу Невский проспект, 7/9:
123214324324.jpg


К 1971 г. ленгораэровокзал переехал на Кирпичный переулок, там всё ещё производилась регистрация пассажиров на рейсы:
43242345435435.jpg


В апреле 1973 г. был введён в строй аэровокзальный комплекс "Пулково-1". Судя по упоминанию в рекламе снизу "регистрация билетов и оформление багажа производятся только в аэропортах", от ленгораэровокзала на тот момент осталось только название:
42343242345435234.jpg


P.S. Аэропорт "Смольное" - это Ржевка.
 
Маршруты автобусов-экспрессов от ленинградского гораэровокзала на Кирпичном переулке в аэропорты Пулково и Смольное (1976 г.):
31423425345.jpg

4234534543532.jpg

234354543.jpg
 
О нереализованном проекте гораэровокзала на площади Мира в Ленинграде (с 1992 г. - Сенная площадь), разрабатывавшемся под расширенный в 1973 г. аэропорт "Пулково".Снос доходного дома Шустрова в 1973 г. — на его месте и предполагалось построить здание аэровокзала (слева на фото - надземный павильон станции метро "Площадь Мира", построенный в 1963 г. на месте снесённого собора Спаса-на-Сенной):
Посмотреть вложение 731184
Из статьи Катриона Келли «Общепризнанная градостроительная ошибка»:
"Вернулись к дискуссиям о судьбе Сенной площади в 1974–1975 гг. Поводом к возобновлению дискуссий стало предложение построить на Сенной аэровокзал для обслуживания расширенного аэропорта Пулково. Это означало бы окончательное предпочтение функции площади в качестве транспортного узла перед ее функцией в качестве социально престижного городского пространства. Проект аэровокзала, подготовленный ЛенЗНИИЭП, очень скоро вызвал отрицательную реакцию сторонников охраны памятников в Ленинграде."
Из книги З. В. Юрковой "Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра":
"19 ноября 1974 года в Ленинградском отделения Союза архитекторов (ЛОСА) состоялось заседание Комиссии истории, охраны и реставрации памятников архитектуры. <…> На заседании должен был обсуждаться вопрос о формировании площади Мира и размещении на ней аэровокзала. Но оно могло быть сорвано, поскольку авторы проекта аэровокзала (институт ЛенЗНИИЭП – Ленинградский зональный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования, директор А. В. Карагин) отсутствовали сами и не представили проект, несмотря на сделанное заранее приглашение. <…> Заседание все же состоялось. На планшетах было воспроизведено изображение предполагаемого к строительству аэровокзала – здание представляло собой гладкую прямоугольную пластину, с плоской кровлей, прямоугольными окнами и стеклянным низом. Оно мало чем отличалось от типовой пятиэтажки где-нибудь в Дачном или Веселом поселке.<…> На заседании было принято решение «считать принципиально неверным рассмотрение и согласование Градостроительным советом ГлавАПУ 20 сентября с. г. проекта аэровокзала, так как проект выполнен без одновременного решения ансамбля площади»."
Из статьи Катриона Келли «Общепризнанная градостроительная ошибка»:
"Необходимость "вертикали" (нового высокого здания на месте снесённого собора Спаса-на-Сенной) признавали все участвующие в обсуждении будущего Сенной; однако какая именно постройка должна создать вертикальный акцент, было еще под вопросом. По варианту Госстроя, <…> «ни в какой степени не воспроизводить старые архитектурные формы, а решать вертикаль в единстве с архитектурой нового здания аэровокзала в современных архитектурных формах»[ЦГАЛИ СПб. Ф. 229. Оп. 1. Д. 117. Л. 14].
15 апреля 1975 г. В.Н. Иванов, первый заместитель председателя Президиума ВООПИиК, обратился в Президиум ЛГО ВООПИиК с рекомендацией пристроить к аэровокзалу «башню». <…> Предложения были следующие:
а) часть здания Аэровокзала, обращенную на пл. Мира ограничить тремя этажами;
б) расположить вертикаль, необходимую для пространственной организации площади, на месте б. колокольни находившейся здесь ранее церкви;
в) башню правильно решать в традиционных формах послепетровского Петербурга [ЦГАЛИ СПб. Ф. 229. Оп. 1. Д. 117. Л. 15]."
В начале 1980-х гг. рассматривался вариант здания аэровокзала с гостиницей с включением в его объём павильона станции метро "Площадь Мира" (источник).
Из книги З. В. Юрковой "Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра":
"Министерство гражданской авиации отказалось от строительства городского аэровокзала с гостиницей, проектировавшегося еще с 1970-х годов, и ограничилось лишь агентством «Аэрофлот» в вестибюле этой же гостиницы.<…> На базе конкурсного проекта мастерской Е. М. Раппопорта (в те времена мастерская № 5 ЛениЗНИЭП) был разработан проект гостиницы, архитектура которой выдержана в общей стилистике и масштабе Сенной площади. Согласно Выписке из книги личного приема о согласовании проектов председателя Комитета по градостроительству архитектуре О. А. Харченко от 20.04.1992 г. № ГС-3.1, эскизный проект реконструкции и застройки Сенной площади был согласован по варианту с <…> застройкой свободной территории зданиями гостиницы на 977 мест и Агентства воздушных сообщений. Этому проекту было посвящено заседание Плановой комиссии Исполнительного комитета Ленгорсовета 1990 года. <…> Последовало обращение в Министерство гражданской авиации об изменении функционального назначения зданий, проектируемых на площади, а также поручение Ленинградскому Управлению Главархитектуры поискать место для размещения аэровокзала в южных районах города."
В итоге в 2004 г. на этом месте был построен торгово-развлекательный комплекс "ПИК". Единственное, что осталось от проекта МГА СССР - маршруты общественного транспорта в Пулково, традиционно начинающиеся от Сенной площади.

На Госкаталоге появились изображения конкурсного проекта ленинградского гораэровокзала, который планировали построить на Сенной площади. Авторы проекта - архитекторы Е.М. Рапопорт, Г.А. Васильев, А.Л. Левханьян и др. Сверху слева - план первого этажа аэровокзала: в задней части здания изображено 6 выходов на посадку в спецавтобусы, чередующиеся с 6 служебными помещениями для приёма багажа. Сверху справа - план 2-го этажа: крыша выходов на посадку должна была выдаваться за пределы здания, образуя над стоянкой спецавтобусов своеобразный козырёк от непогоды. Ниже - фасад аэровокзала:
43242342323434.jpg


Планы 3, 4 и 5 этажей аэровокзала:
3124234234123.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Упоминание владивостокского гораэровокзала в книге В. ТКАЧЕВ, С. НИКОЛАЕВ. ПО ГОРОДАМ ПРИМОРЬЯ. Справочник-путеводитель. Издательство "Прогресс", Москва 1966 г.:
.....
То, что этот аэровокзал находился в доме авиакасс на Посьетской, упомянул alexanders61.

Пояснение к предыдущему сообщению (позиция пользователя "прокуратор понтий пилат" и мои аргументы)
В продолжение темы аэровокзала во Владивостоке...
В приложении "Вестник" к владивостокской газете "Красное знамя" за 11-04-1973 есть маленькое объявление. Приложить фото форум сейчас не позволяет, но процитирую:
"Городской аэровокзал (ул. Посьетская,17) производит регистрацию билетов и оформление багажа на все рейсы за исключением местных воздушных линий. Регистрация начинается за 2 часа 50 минут и заканчивается за 1 час 50 минут до отправления самолета"
 
Последнее редактирование:
В продолжение темы аэровокзала во Владивостоке...
В приложении "Вестник" к владивостокской газете "Красное знамя" за 11-04-1973 есть маленькое объявление. Приложить фото форум сейчас не позволяет, но процитирую:
"Городской аэровокзал (ул. Посьетская,17) производит регистрацию билетов и оформление багажа на все рейсы за исключением местных воздушных линий. Регистрация начинается за 2 часа 50 минут и заканчивается за 1 час 50 минут до отправления самолета"
может быть в 1973 году был аэровокзал на Посьетской, но в 80 годах там было только простое аэроагенство с кассами. Автобус в аэропорт отходил от ж.д. вокзала №101, ходил круглосуточно, ночью реже, днем чаще. Аэровокзал собирались строить возле автовокзала на Второй Речке, и его построили, но аэровокзал так и не поселился там, но это уже другая история.
 
Бывший Гораэровокзал Аэрофлота в Рубцовске Алтайского края. Сейчас МУП "РКЦ", фото 2023 года.

Говорят, что от него ходил автобус в аэропорт.

IMG_0913 Рубцовск. Бывшее Агентство Аэрофлота.JPG
 
Из брошюры Аэрофлота "Дальний Восток", 1973 год. Хабаровск.

Не понял только, по какому адресу в 1973 году гораэровокзал был, что за 20 минут до аэропорта можно было доехать. Амурский, 5? Это же весь город надо проехать.

20241109_180133~2.jpg
 
Назад