Городские аэровокзалы

zhmurick

zhmurick

Местный
Я правильно понял, что сначала в Рубцовске функционировал гораэровокзал, а затем вместо него открылось горагентство с регистрацией пассажиров и оформлением багажа?
Это тоже аэровокзал. Также там находилось агентство по продаже авиабилетов. В самом аэропорту никаких зданий для пассажиров не было предусмотрено.

По ссылке несколько фото из рубцовского аэропорта.
Аэропорт Рубцовска
 
Реклама
Freddy

Freddy

Старожил
Ещё одна деталь по Рубцовску: дом по адресу проспект Ленина, 57 был построен в 1977 г. — гораэровокзал переехал туда с Тракторной улицы не ранее этого года.

горагентство с регистрацией пассажиров и оформлением багажа?
Это тоже аэровокзал.
Термины разные, а суть практически одна и та же — см. ранее процитированный текст из учебного пособия 1964 г.:

"Беспрерывно увеличивающийся объем воздушных перевозок поставил перед работниками воздушного транспорта ряд важных задач в технологии обслуживания пассажиров. Одной из таких задач является всемерное сокращение так называемого "подъездного" времени т.е. времени, затрачиваемого пассажирами на наземные операции перед полетом и после полета. С этой целью воздушнотранспортными предприятиями создаются городские агентства с приемом багажа и городские аэровокзалы. Городские агентства с приемом багажа осуществляют не только билетные операции, но и организуют регистрацию пассажиров, оформление багажа и доставляют их в аэропорт.Планировка городского агентства в этом случае должна предусматривать наличие определенного помещения с пунктами регистрации, площадками для комплектования багажа и необходимой механизацией (транспортеры, багажные тележки и др.)."

Как уже было упомянуто в начале темы, в Калининграде первый городской аэровокзал функционировал с начала 1960-х гг. - он находился на площади Победы:
777g36fes4i2dhiguo.jpg


По состоянию на начало 1970-х гг. калининградское агентство агентство воздушных сообщений располагалось по адресу ул. Космонавта Леонова, 48/50, при агентстве работал гораэровокзал - подробности.
31 января 1974 г. калининградское агентство переехало в дом по адресу площадь Калинина, 1 (источник) - по сути это был гораэровокзал с авиакассами. Цитата из путеводителя "Знакомьтесь, Калининград" 1985 г.:

"Для большинства приезжающих Калининград начинается с площади Калинина, называемой иногда площадью трёх вокзалов, так как здесь находятся железнодорожный вокзал, автовокзал и агентство Аэрофлота. Архитектурный облик площади несёт на себе черты разных лет. Железнодорожный Южный вокзал — сооружение, построенное еще в начале века. Рядом — современное здание автовокзала, откуда автобусные маршруты ведут во все города и поселки области, а также во многие города республик Прибалтики, Белоруссии. В первом этаже жилого дома, расположенного напротив железнодорожного вокзала, размещается агентство Аэрофлота. До ввода в строй в загородном аэропорту Храброво нового здания аэровокзала (1979 г.) оно исполняло его роль."

Калининградское агентство Аэрофлота на площади Калинина в 1977г. (источник):
utpClLT2HlQ.jpg


Под буквой "Н" вывески видны напольные весы с круглым циферблатом - похоже, в левом крыле агентства был зал ожидания и производилось оформление пассажиров на рейсы, а в правом - продавались авиабилеты:
4234891232.jpg


Такие же весы крупнее (снято в домодедовском аэровокзале):
5249217.jpg


В положении "Об утверждении комплексного плана по санитарной охране территории г.Калининграда от завоза особоопасных инфекционных заболеваний людей, животных, растений на 1995-1998гг." калининградское агентство на площади Калинина всё ещё обозначалось как "городской аэровокзал":
234324543556.jpg
 
Последнее редактирование:
Freddy

Freddy

Старожил
В докладе "Опасные геологические процессы на территории г. Кемерово" упомянут кемеровский гораэровокзал:
4324354354.jpg


В докладе отмечены ул. Островского (в верхнем левом углу карты), ул. Дзержинского (в нижнем левом углу) и Советский проспект (в правом нижнем углу):
kem.jpg


Скорее всего, кемеровский гораэровокзал работал при агентстве Аэрофлота по адресу Советский проспект, 67. Вид в сторону площади Советов, слева - агентство Аэрофлота (источник):
284693890.jpg


Это здание в наши дни:
423543543567.jpeg

42353453465.jpeg
 
Последнее редактирование:
zhmurick

zhmurick

Местный
Из советской книги "Хроники Аэрофлота" Еремина.

1963 год, пять городских аэровокзалов.

Посмотреть вложение 736611
В Барнауле, скорее всего, имеется в виду здание на Советской, 4. Там и сейчас авиакассы и представительство аэропорта. Ранее оттуда ходил 110 автобус в аэропорт, сейчас маршрут изменили.
 
avro

avro

Модератор
zhmurick, Представительство аэропорта чем там занимается?
 
Freddy

Freddy

Старожил
В Барнауле, скорее всего, имеется в виду здание на Советской, 4.
Нет, барнаульский гораэровокзал сначала находился в доме по адресу проспект Ленина, 58 (подробности, включая фото помещения, - в 1-м посте темы):


Ещё одно фото аэровокзала на проспекте Ленина:
423432554345435.jpg


А дом на Советской, 4, в котором располагался 2-й барнаульский гораэровокзал, был введён в строй лишь в 1965 г.. Фото 1968 г.:


Из советской книги "Хроники Аэрофлота" Еремина.
1963 год, пять городских аэровокзалов.
avro, можете выложить информацию из книги по последующим годам? Возможно, это облегчило бы поиск информации по пока ещё неизвестным гораэровокзалам.

P.S. Вся новая информация по гораэровокзалам добавляется в первые 3 поста темы. В частности, там есть сведения по всем 5-ти аэровокзалам из поста avro.
 
Freddy

Freddy

Старожил
В газете "За науку Сибири" №10/1961 г. опубликовано объявление первого новосибирского гораэровокзала — на тот момент здание аэровокзала на Гоголя, 3 (1963 г.) ещё не было введено в строй:
12321321323.jpg


В начале 1960-х гг. новосибирское горагентство, совмещённое с гораэровокзалом, находилось по адресу Советская, 28. Из путеводителя "Ваш спутник по Новосибирску" (1960 г.):
233425346565.jpg


Таблица из того же путеводителя: помимо аэропорта Новосибирск-Северный в ней упомянут гораэровокзал на Советской:
3243245435.jpg


Фотография ~ 1958 г.: дом агентства/аэровокзала - 7-этажное здание слева; автодорога, пересекающая фото слева направо, - ул. Советская. Через место, где на фото одноэтажная застройка, теперь пролегает широкая прямая магистраль: от ж/д вокзала (за кадром сзади-слева) и до пересечения с ул. Советской она называется Вокзальной магистралью, а далее и до площади Ленина (в верхнем правом углу фото) - улицей Орджоникидзе:
30495579.jpg


Фотография из вышеупомянутого путеводителя: справа - вход в горагентство со стороны нынешней ул. Орджоникидзе, автобус едет по ул. Советской. В настоящее время адрес здания — Советская, 20/Орджоникидзе, 21, а в начале 1960-х гг. все стороны дома имели адрес ул. Советская, 28, так как вместо ул. Орджоникидзе всё ещё был частный сектор.
1552-1-f.jpg


Более позднее фото (взято отсюда): слева - окончание Вокзальной магистрали, справа - ул. Советская. Над входом в горагентство появилась горизонтальная вывеска "Аэрофлот". Гораэровокзал мог располагаться за углом - со стороны дороги:
vHZOq.jpg


Таким образом, Новосибирск стал одним из первых городов СССР, в которых открылись гораэровокзалы. Например, в том же 1960 г. гораэровокзал появился в Ленинграде, в 1959 г. пассажиров регистрировали в городе только в Москве. В 1963 г. новосибирский гораэровокзал переехал в новое здание по адресу ул. Гоголя, 3 (подробнее).
 
Последнее редактирование:
Freddy

Freddy

Старожил
В Калининграде первый городской аэровокзал функционировал с начала 1960-х гг. - он находился на площади Победы.

По состоянию на начало 1970-х гг. калининградское агентство агентство воздушных сообщений располагалось по адресу ул. Космонавта Леонова, 48/50. Производилась ли в нём регистрация пассажиров или для этого всё ещё использовался вышеупомянутый гораэровокзал на площади Победы - пока неизвестно.

31 января 1974 г. калининградское агентство переехало в дом по адресу площадь Калинина, 1 (источник) - по сути это был гораэровокзал с авиакассами.
В расписании 1970 г. упоминалось, что по адресу ул. Космонавта Леонова, 48-50 тоже был гораэровокзал. Из всех известных городских аэровокзалов только калининградский переезжал на новое место два раза:
234234325.jpeg


Здание 2-го калининградского гораэровокзала-агентства выглядит так:
2432345235.jpg

432465456.jpg


Фото 1962 г.: на перроне калининградского аэропорта стоит автобус с автономером - по-видимому, привёз пассажиров от гораэровокзала на площади Победы:
1962.jpg


Первый калиниградский гораэровокзал - небольшое здание на переднем плане:
4324325345345.jpg
 
Реклама
Freddy

Freddy

Старожил
В 1964 г. в Хабаровске открылось горагентство Аэрофлота, при котором работал городской аэровокзал - агентство находилось в 5-этажном доме по адресу ул. Вокзальная, 5 (теперь - Амурский бульвар, 5). В 1968 г. горагентство было выведено из состава хабаровского объединенного авиаотряда и преобразовано в хабаровское ЦАВС с подчинением непосредственно дальневосточному управлению ГА. Реклама из справочника "Хабаровск 1967":
345345645656.jpg


Фотографии с сайта Дальневосточного авиаагентства:

Хабаровское агентство-гораэровокзал работало круглосуточно и располагалось в 2-х залах: в большом зале с 8-ю кассами (на переднем плане) и в малом зале бюро бронирования. В 8 часов вечера агентство «закрывалось» - оставалось 1-2 кассира, а желающие купить билет переходили из большого зала в малый, выстраиваясь в одну очередь. В большом зале приглушали свет, и пассажиры отдыхали в ожидании регистрации на свой рейс или места в очереди за билетами.
42353345345.jpg


В кассовом зале была оборудована стойка регистрации и весы для взвешивания багажа. В основном регистрировали на ночные рейсы - на Анадырь, Москву, Свердловск. На фото 1969 г. запечатлена регистрация авиабилетов, на столе лежит моток билетов на спецавтобус, которые пассажиры должны были приобретать при регистрации на рейсы:
4235345435.jpg


До первого в СССР угона самолёта в 1970 г. тщательного досмотра не производилось: процедура оформления на рейс предусматривала лишь регистрацию билетов, взвешивание багажа, прикрепление к нему багажных бирок и заполнение регистрационных ведомостей. На фото с весами видно открытое окошко для погрузки зарегистрированного багажа в грузовик гораэровокзала:
23423234.jpg


Ракурс левее (в центре кадра - закрытое окошко с предыдущего фото):
4534656546.jpg


По-видимому, справочное бюро находилось перед входом в агентство:
42342353465.jpg


Кассовый зал хабаровского агентства в 1971 г., на заднем плане виден указатель "Регистрация билетов" (в хабаровском ЦАВС пассажиров регистрировали на рейсы вплоть до 1976г.):
245274.jpg


Начало 2000-х гг.:
4324324234234.jpg
 
Последнее редактирование:
Freddy

Freddy

Старожил
О штампах, которые ставились на билеты и бирки в случае регистрации в гораэровокзале:
5345435546546.jpeg


Билет со штампом "Регистрация и автобус пл. Революции 1/2" - по этому адресу находилось транспортно-экспедиционное агентство, в котором производилась регистрация пассажиров с 1959 г. и до открытия московского гораэровокзала в 1965 г. (подробнее):
25432.jpg


На втором билете - штамп московского гораэровокзала "Регистрация и спецавтобус Ленинградский проспект, 37". У бланков формы К-54 не было денежной сетки, а поля для указания маршрута и стоимости билета заполнялись типографским способом. Обратите внимание: поверх типографского "Москва" от руки вписано "Шереметьево-1" - уже в 1973 г. существовало привычное обозначение внутреннего и международного секторов аэропорта, только внутренний сектор тогда находился в "Правительственном аэровокзале" на южном перроне, а международный - в аэровокзале с "Рюмкой":
1403943961.jpg


Билет, прошедший регистрацию в ленинградском гораэровокзале, со штампами "Регистрация в аэровокзале, Невский 7/9, __ часов __ минут" и "Ленгораэровокзал - багажный кладовщик №5":
32132132132132.jpg


На следующем билете нет штампа о предстоящем месте регистрации на рейс - либо штамп был поставлен на контрольном талоне, оторванном при регистрации, либо пассажир был уведомлен о регистрации в гораэровокзале в устной форме. Тем не менее, на билете присутствует штамп "ЦАВС Алма-Ата - багажный кладовщик № 36" - это говорит о том, что регистрация проходила в алматинском гораэровоказале:
89333570.jpg


В 1972 г. появились бланки билетов автоматизированной системы "Сирена", заполнявшиеся с использованием печатающего устройства. Во 2-й половине 1970-х гг. на штампы московского гораэровокзала были добавлены поля для указания времени начала регистрации и номера стойки регистрации: "Спецавтобус Ленинградский проспект, 37. Регистрация за ___ ч. ___ мин., секция №___":
140525459420038586.jpg


В 1980 г. появились бланки билетов для заполнения от руки форм К-1 и К-2, у которых справа от заголовка "Билет" имелись поля для указания времени начала регистрации в гораэровокзале и в аэропорту. Билет формы К-1, в котором указано время регистрации в куйбышевском гораэровокзале на ул. Спортивной, 14:
24325346557.jpg


В первой половине 1980-х гг. на бланках системы "Сирена" всё ещё ставились штампы о регистрации в гораэровокзале или в аэропорту - см. фото. Наконец, в 1984 г. появились бланки системы "Сирена-2", у которых тоже имелись поля "регистрация в городском аэровокзале __ час __ мин" и "регистрация в аэропорту __ час __ мин". В случае с билетом снизу у пассажира была возможность выбирать, где ему удобнее проходить регистрацию на рейс - в городе или в аэропорту:
1b.jpg


Багажная бирка начала 1970-х гг. со штампом "Центральное агентство ГА. Дежурный по регистрации №86". Рейс №539 был по маршруту Москва(Внуково)-Баку, значит эта бирка московского гораэровокзала:
dsfdsfdsfred.jpg


Бирка ручной клади со штампом "Главагенство МГА - регистр. № 105": в 1973 г. московское Центральное агентство воздушных сообщений было преобразовано в Главное агентство воздушных сообщений:
4235435345.jpg
 
Последнее редактирование:
Freddy

Freddy

Старожил
Как уже было отмечено в этой теме, в Киеве пассажиров регистрировали на рейсы в ЦАВС на бульваре Шевченко, 66 — во 2-й половине 1980-х гг. в этом городе планировалось построить полноценный гораэровокзал:
Из Постановления от 13 мая 1986 г. N 177 "О генеральном плане развития г. Киева":

I. Генеральным планом развития г. Киева предусматривается:
<...>
4. По внешнему транспорту:
<...>
б) воздушному - дальнейшее расширение Бориспольского аэропорта со строительством международного аэровокзала, начало сооружения нового аэропорта в районе с. Великой Бугаевки с перебазированием туда в перспективе аэропорта Жуляны, строительство городского аэровокзала.

В конце 1970-х гг. в Харькове тоже предполагалось построить гораэровокзал - цитата из краткого справочника "Харьков" (1978 г.):
53456546546.jpg

С историей харьковского агентства воздушных сообщений можно ознакомиться здесь.

Ранее в этой теме были упомянуты нереализованные проекты по строительству гораэровокзалов в: Куйбышеве и Норильске, Горьком, Нижневартовске, Севастополе, Ставрополе, Томске, Ленинграде, Москве.
 
Freddy

Freddy

Старожил
Из рубцовской газеты "Коммунистический призыв" от 29 февраля 1964 г.: "В городе открывается новый аэровокзал. Расположен он по ул. Тракторной в доме № 24. В аэровокзале пассажиры смогут приобрести билеты на самолёты, направляющиеся в любой пункт нашей Родины. К самолету пассажиры доставляются в специальном автобусе." (источник).
Нашёл фотографию первого рубцовского гораэровокзала (источник):
d296080adc87.jpg


Фото с Google Street View:


Напомню, что в дальнейшем рубцовское агентство воздушных сообщений с гораэровокзалом переехали по адресу проспект Ленина, 57 (дом 1977 г. постройки):
 
Aleck

Aleck

Старожил
В конце 60-х - начале 70-х годов городское агентство Караганды выполняло роль аэровокзала: в нем проводилась регистрация рейсов и доставка пассажиров прямо к трапу самолета. На фото - автобус с пассажирами рейса 356 Караганда-Москва в нумерации рейсов с 15.05.1965 по 31.03.1972 гг.
112.jpg


111.jpg


113.jpg
 
Freddy

Freddy

Старожил
В конце 60-х - начале 70-х годов городское агентство Караганды выполняло роль аэровокзала: в нем проводилась регистрация рейсов и доставка пассажиров прямо к трапу самолета. На фото - автобус с пассажирами рейса 356 Караганда-Москва в нумерации рейсов с 15.05.1965 по 31.03.1972 гг.
Карагандинское горагентство находилось по адресу ул. Гоголя, 27 (из "Справочника пассажира" 1973 г.):
234235443543.jpg


Фото фасада, конец 1960-х гг.:
3123423423432.jpg
 
Freddy

Freddy

Старожил
Из путеводителя "По улицам Ташкента" 1965 г.:
"На пересечении улиц Ш. Руставели и Саперной вырастают светлые корпуса гостиницы «Интурист», рассчитанной на 750 мест. Напротив гостиницы поднимается стройный корпус девятиэтажного жилого дома башенного типа, спроектированный архитекторами Г. 3. Александрович и С. Беркович. Это будет первый в сейсмической зоне дом, собранный из каркаснопанельных конструкций. Первый этаж здания займут кассы аэрофлота, кафе, отделы бытового обслуживания; отсюда на специальных автобусах пассажиры будут доставляться прямо к самолетам. В восьми этажах запроектированы двухкомнатные и однокомнатные квартиры со всеми удобствами. Система кондиционирования воздуха создаст прохладный микроклимат в летнее время."

Здание ташкентского горагентства и гостиница были введены в строй уже в 1966 г., при этом гостиница получила название "Россия" вместо "Интуриста". На фото: гостиница - справа, а дом горагентства - 9-этажка на заднем плане:
1971.jpg


Дом с авиакассами стал первым в Ташкенте 9-этажным зданием - см. материал из газеты от 3 августа 1966 г. Информация с Tashkent Retrospective: "В одноэтажном блоке, примыкающем к дому, размещалось городское агентство Аэрофлота. Агентство работало по типу городских аэровокзалов Москвы, Ленинграда и осуществляло предварительную продажу билетов и даже приём багажа и отправку пассажиров непосредственно к самолёту".
321321435435.jpg

432432235.jpg


Вид сбоку - в длину блок агентства был больше, чем в ширину:
q1-2.jpg


"Один из залов представительства авиакомпании "Аэрофлот" в городе Ташкенте" (1975 г.):
590397_preview.jpg


Путь от гостиницы "Россия" до аэропорта на автобусе занимал всего 15 минут:
2134324324.jpg


Известно фото (снизу), сделанное на перроне МВЛ ташкентского аэропорта в сентябре 1973 г. (в кадре - Ю.Любимов, В.,Высоцкий, В. Специвцес и В. Смехов): ЛиАЗ-677 на заднем плане вполне можно принять за спецавтобус - над лобовым стеклом у него имеется указатель маршрута "... - Аэропорт" (зачем это перроннику?), однако полностью исключить, что это был перронный автобус, нельзя:
scale_1200.jpg
 
Последнее редактирование:
B

Baursak

Местный
В конце 60-х - начале 70-х годов городское агентство Караганды выполняло роль аэровокзала: в нем проводилась регистрация рейсов и доставка пассажиров прямо к трапу самолета. На фото - автобус с пассажирами рейса 356 Караганда-Москва в нумерации рейсов с 15.05.1965 по 31.03.1972 гг...
Интересный факт для меня - не знал этого. В зиму 78 - 79-х годов, когда я начал по нескольку раз в год летать из упомянутого городского аэропорта, такого, увы, уже не было. Хотя для такого территориально "разбросанного" города в котором аэропорт и аэровокзал находятся относительно недалеко друг от друга, на мой взгляд, это имело не слишком большой смысл. Иное дело, когда городской а/п закрыли и все рейсы стали осуществляться из нового, находящегося за 15 км от города, а/п "Центральный" (в последующем -"Орталык") - здесь "переключение" первого на роль городского аэровокзала переоценить трудно.
 
Реклама
Freddy

Freddy

Старожил
В статье "Большие дела малых авиалиний", размещённой в газетах "Рассвет коммунизма" №9/1970 г. (г. Шелехов) и "Ленинское знамя" №8/1970 г. (г.Нижневаротовск), упомянуты гораэровокзалы МВЛ в Рубцовске, Бийске, Чимкенте, Енисейске, Абакане, Гомеле и Курган-Тюбе:
423435436546.jpg


В Бийске горагентство располагалось по адресу ул. Красноармейская, 71:
234234234324.jpg


В Гомеле горагентство находилось по адресу ул. Победы, 17:
XXXL.jpg
 
Последнее редактирование: