Городские аэровокзалы задумывались с целью снижения нагрузки на аэропортовые аэровокзалы: в них пассажиры проходили стандартную процедуру регистрации на рейс и оформления багажа, после чего их доставляли на спецавтобусах из города прямо к трапу самолёта.
За рубежом первые городские аэровокзалы появились в конце 1930-х - начале 1940-х гг. (подробнее), а на территории СССР - в начале 1960-х гг. Первое время советские гораэровокзалы работали только при городских агентствах аэропортов и находились в ведении объединённых авиаотрядов. С 1968 г. горагентства крупных городов выводились из составов авиаотрядов и преобразовывались в центральные и территориальные агентства воздушных сообщений (ЦАВС и ТАВС) с непосредственным подчинением территориальным управлениям гражданской авиации — в дальнейшем гораэровокзалы в крупных городах работали при ЦАВС или ТАВС, а в небольших — продолжали работать при горагентствах.
В СССР городские аэровокзалы создавались преимущественно за счёт расширения существовавших городских агентств Аэрофлота, отведения под аэровокзалы первых этажей строящихся зданий (в основном жилых) или приспособления для этой цели отдельных существующих помещений. В диссертации Карла Руппеля упоминалось, что только за 8 пятилетку (1966—1970 гг.) в СССР было создано около 30 городских аэровокзалов. Гораэровокзалы работали не только при крупных аэропортах страны — также существовали городские аэровокзалы местных авиалиний (источник).
Абакан
Гораэровокзал был открыт в 1970 г. (источник - газета "Рассвет коммунизма" №9/1970 г.) Предположительно, он находился в одном помещении с горагентством по адресу ул. Чертыгашева, 104 (фото).
Алма-Ата
Сначала алматинский аэровокзал занимал нижний ярус здания Казахского управления ГА ( Каз УГА), находившегося по адресу ул. Мира, 59. В памятной табличке с этого здания говорится, что аэровокзал был открыт в 1967 г.:
15 апреля 1978 г. рядом со зданием Каз УГА открыли новый городской аэровокзал, который проработал до начала 2000-х гг.:
Слева - городской аэровокзал 1978 г., справа - здание Каз УГА и его нижний ярус, в котором находился городской аэровокзал 1967 г.:
Подробнее про алматинские гораэровокзалы - здесь.
Архангельск
Архангельский гораэровокзал располагался в 9-этажном доме 1976 г. постройки по адресу ул. Энгельса, 116 (подробнее).
Баку
Гораэровокзал находился в 5-этажном доме по адресу ул. 28-го Мая, 21 (подробнее).
Барнаул
Барнаульский гораэровокзал открылся в 1963 г. по адресу проспект Ленина, 58:
В 1965 г. аэровокзал переехал в новый 5-этажный дом по адресу ул. Советская, 4:
Барнаульский гораэровокзал в 1968 г. (Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации):
Бийск
Гораэровокзал был открыт в начале 8-й пятилетки (1966—1970 гг.), источник - газета "Рассвет коммунизма" №9/1970 г.. Предположительно, он находился в одном помещении с горагентством по адресу ул. Красноармейская, 71 (фото).
Вильнюс
1975 г.:
Вильнюсский городской аэровокзал находился по адресу ул. Укмергес, 12 (теперь - Проспект Конституции, 12). Фото фасада гораэровокзала в Вильнюсе (на заднем плане слева - гостиница "Туристас", справа - высотная гостиница "Лиетува"):
Подробнее про вильнюсский гораэровокзал.
Владивосток
5 августа 1965 года во Владивостоке открылся городской аэровокзал с большим залом ожидания, помещением для приёма и регистрации багажа, камерой хранения и другими службами (источник). Он находился по адресу Посьетская, 17 (подробнее).
Вологда
В 1968 г. Вологда стала одним из первых провинциальных городов, которые получили взлётно-посадочные полосы для Як-40 (источник). Пассажиро- и грузопотоки были огромными. Старый аэровокзал был всегда переполнен пассажирами - в основном это были сельские жители (источник). Нынешний аэровокзал был открыт только в 1978 г.
Доставка пассажиров на спецавтобусе от горагентства к самолёту упоминается в газете "Красный Север" от 7 июня 1969 г.:
Вологодское горагентство Аэрофлота находилось в этом доме с аркой:
Горький (Нижний Новгород)
Горьковский гораэровокзал находился в 5-этажном доме 1967г.постройки по адресу проспект Ленина, 7 (подробнее):
Кроме того, планировалось открыть новый гораэровокзал в районе Московского ж/д вокзала (источник).
Гомель
Гораэровокзал был открыт в 1970 г. (источник - газета "Рассвет коммунизма" №9/1970 г.) Предположительно, он находился в одном помещении с горагентством по адресу ул. Победы, 17 (фото).
Енисейск
Аэровокзал был открыт в 1970 г. (источник - газета "Рассвет коммунизма" №9/1970 г.)
Калининград
С начала 1960-х гг. калининградский гораэровокзал находился в здании бывшего автовокзала на площади Победы рядом с кинотеатром "Россия":
К 1970 г. калининградский гораэровокзал переехал по адресу ул. Космонавта Леонова, 48-50:
Здание 2-го калининградского гораэровокзала в наши дни:
Из всех известных городских аэровокзалов только калининградский переезжал на новое место два раза: 31 января 1974 г. он вновь сменил прописку - на этот раз его разместили по адресу площадь Калинина, 1. Регистрация пассажиров производилась здесь вплоть до открытия нового аэровокзала в аэропорту Храброво в 1979 г. (подробнее):
Караганда
В конце 1960-х-начале 1970-х гг. пассажиры проходили регистрацию на рейсы в горагентстве по адресу ул. Гоголя, 27 (фотографии спецавтобуса перед агентством и возле самолёта см. здесь).
Кемерово
Кемеровский гораэровокзал открылся в 1963 г. (источник). Он упомянут в докладе "Опасные геологические процессы на территории г. Кемерово": судя по тексту, аэровокзал работал, скорее всего, при агентстве Аэрофлота на Советском проспекте, 67 (на фото слева):
За рубежом первые городские аэровокзалы появились в конце 1930-х - начале 1940-х гг. (подробнее), а на территории СССР - в начале 1960-х гг. Первое время советские гораэровокзалы работали только при городских агентствах аэропортов и находились в ведении объединённых авиаотрядов. С 1968 г. горагентства крупных городов выводились из составов авиаотрядов и преобразовывались в центральные и территориальные агентства воздушных сообщений (ЦАВС и ТАВС) с непосредственным подчинением территориальным управлениям гражданской авиации — в дальнейшем гораэровокзалы в крупных городах работали при ЦАВС или ТАВС, а в небольших — продолжали работать при горагентствах.
В СССР городские аэровокзалы создавались преимущественно за счёт расширения существовавших городских агентств Аэрофлота, отведения под аэровокзалы первых этажей строящихся зданий (в основном жилых) или приспособления для этой цели отдельных существующих помещений. В диссертации Карла Руппеля упоминалось, что только за 8 пятилетку (1966—1970 гг.) в СССР было создано около 30 городских аэровокзалов. Гораэровокзалы работали не только при крупных аэропортах страны — также существовали городские аэровокзалы местных авиалиний (источник).
Абакан
Гораэровокзал был открыт в 1970 г. (источник - газета "Рассвет коммунизма" №9/1970 г.) Предположительно, он находился в одном помещении с горагентством по адресу ул. Чертыгашева, 104 (фото).
Алма-Ата
Сначала алматинский аэровокзал занимал нижний ярус здания Казахского управления ГА ( Каз УГА), находившегося по адресу ул. Мира, 59. В памятной табличке с этого здания говорится, что аэровокзал был открыт в 1967 г.:
15 апреля 1978 г. рядом со зданием Каз УГА открыли новый городской аэровокзал, который проработал до начала 2000-х гг.:
Слева - городской аэровокзал 1978 г., справа - здание Каз УГА и его нижний ярус, в котором находился городской аэровокзал 1967 г.:
Подробнее про алматинские гораэровокзалы - здесь.
Архангельск
Архангельский гораэровокзал располагался в 9-этажном доме 1976 г. постройки по адресу ул. Энгельса, 116 (подробнее).
Баку
Гораэровокзал находился в 5-этажном доме по адресу ул. 28-го Мая, 21 (подробнее).
Барнаул
Барнаульский гораэровокзал открылся в 1963 г. по адресу проспект Ленина, 58:
![1490511_30d823eaae1c88783ab3814b97599823.jpg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fcdn.aviaforum.ru%2Fdata%2Fattachment-files%2F2020%2F02%2F1490511_30d823eaae1c88783ab3814b97599823.jpg&hash=01e2bc7fdd8fb675d4354e3409fd0bdd)
В 1965 г. аэровокзал переехал в новый 5-этажный дом по адресу ул. Советская, 4:
Барнаульский гораэровокзал в 1968 г. (Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации):
Бийск
Гораэровокзал был открыт в начале 8-й пятилетки (1966—1970 гг.), источник - газета "Рассвет коммунизма" №9/1970 г.. Предположительно, он находился в одном помещении с горагентством по адресу ул. Красноармейская, 71 (фото).
Вильнюс
1975 г.:
Вильнюсский городской аэровокзал находился по адресу ул. Укмергес, 12 (теперь - Проспект Конституции, 12). Фото фасада гораэровокзала в Вильнюсе (на заднем плане слева - гостиница "Туристас", справа - высотная гостиница "Лиетува"):
![1547449_695b16aca99de62f4ff3d7ce7273c7d7.jpg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fcdn.aviaforum.ru%2Fdata%2Fattachment-files%2F2020%2F09%2F1547449_695b16aca99de62f4ff3d7ce7273c7d7.jpg&hash=338e0edc593cc1d84f907f4dd0649b7f)
Подробнее про вильнюсский гораэровокзал.
Владивосток
5 августа 1965 года во Владивостоке открылся городской аэровокзал с большим залом ожидания, помещением для приёма и регистрации багажа, камерой хранения и другими службами (источник). Он находился по адресу Посьетская, 17 (подробнее).
Вологда
В 1968 г. Вологда стала одним из первых провинциальных городов, которые получили взлётно-посадочные полосы для Як-40 (источник). Пассажиро- и грузопотоки были огромными. Старый аэровокзал был всегда переполнен пассажирами - в основном это были сельские жители (источник). Нынешний аэровокзал был открыт только в 1978 г.
Доставка пассажиров на спецавтобусе от горагентства к самолёту упоминается в газете "Красный Север" от 7 июня 1969 г.:
![1526266_b57aa6107c9f419ee175cf696821684d.jpg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fcdn.aviaforum.ru%2Fdata%2Fattachment-files%2F2020%2F06%2F1526266_b57aa6107c9f419ee175cf696821684d.jpg&hash=d61e0579197b152736c117952df3287b)
Вологодское горагентство Аэрофлота находилось в этом доме с аркой:
![1526272_8f07ecb6011a528b23bb748447486685.jpg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fcdn.aviaforum.ru%2Fdata%2Fattachment-files%2F2020%2F06%2F1526272_8f07ecb6011a528b23bb748447486685.jpg&hash=ae3c2124243fbec70baa881a144aad60)
Горький (Нижний Новгород)
Горьковский гораэровокзал находился в 5-этажном доме 1967г.постройки по адресу проспект Ленина, 7 (подробнее):
![1523368_c2cc03bf9ad898dcc663923c4fa54200.jpg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fcdn.aviaforum.ru%2Fdata%2Fattachment-files%2F2020%2F06%2F1523368_c2cc03bf9ad898dcc663923c4fa54200.jpg&hash=2f22a89d238f003c099128e9c3247caa)
Кроме того, планировалось открыть новый гораэровокзал в районе Московского ж/д вокзала (источник).
Гомель
Гораэровокзал был открыт в 1970 г. (источник - газета "Рассвет коммунизма" №9/1970 г.) Предположительно, он находился в одном помещении с горагентством по адресу ул. Победы, 17 (фото).
Енисейск
Аэровокзал был открыт в 1970 г. (источник - газета "Рассвет коммунизма" №9/1970 г.)
Калининград
С начала 1960-х гг. калининградский гораэровокзал находился в здании бывшего автовокзала на площади Победы рядом с кинотеатром "Россия":
К 1970 г. калининградский гораэровокзал переехал по адресу ул. Космонавта Леонова, 48-50:
![1540993_3ae0d206f33a8daa02d8a7cff53c29bf.jpeg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fcdn.aviaforum.ru%2Fdata%2Fattachment-files%2F2020%2F08%2F1540993_3ae0d206f33a8daa02d8a7cff53c29bf.jpeg&hash=ae694b7fa79c335c0339b78d27cc7eb8)
Здание 2-го калининградского гораэровокзала в наши дни:
![1540995_21f30a52e539d33423a0bf990b34693b.jpg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fcdn.aviaforum.ru%2Fdata%2Fattachment-files%2F2020%2F08%2F1540995_21f30a52e539d33423a0bf990b34693b.jpg&hash=8cc1d9948434a1dd3574cbc1d3702048)
Из всех известных городских аэровокзалов только калининградский переезжал на новое место два раза: 31 января 1974 г. он вновь сменил прописку - на этот раз его разместили по адресу площадь Калинина, 1. Регистрация пассажиров производилась здесь вплоть до открытия нового аэровокзала в аэропорту Храброво в 1979 г. (подробнее):
![1539897_6e2ac41a51ad5e754bdd24fefe2bbe37.jpg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fcdn.aviaforum.ru%2Fdata%2Fattachment-files%2F2020%2F08%2F1539897_6e2ac41a51ad5e754bdd24fefe2bbe37.jpg&hash=cbf273caf884c358d7d5defe4c5e715e)
Караганда
В конце 1960-х-начале 1970-х гг. пассажиры проходили регистрацию на рейсы в горагентстве по адресу ул. Гоголя, 27 (фотографии спецавтобуса перед агентством и возле самолёта см. здесь).
![1542971_4eaa1f3e06bf4462bea8db3be5fe2af9.jpg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fcdn.aviaforum.ru%2Fdata%2Fattachment-files%2F2020%2F08%2F1542971_4eaa1f3e06bf4462bea8db3be5fe2af9.jpg&hash=6cbb9b5c34e0a1895e1b8ff6ecf6bba4)
Кемерово
Кемеровский гораэровокзал открылся в 1963 г. (источник). Он упомянут в докладе "Опасные геологические процессы на территории г. Кемерово": судя по тексту, аэровокзал работал, скорее всего, при агентстве Аэрофлота на Советском проспекте, 67 (на фото слева):
![1540189_447a1efb85aef5badb45f8b851e21f33.jpg](/proxy.php?image=http%3A%2F%2Fcdn.aviaforum.ru%2Fdata%2Fattachment-files%2F2020%2F08%2F1540189_447a1efb85aef5badb45f8b851e21f33.jpg&hash=ca0c86b13b29889dc269ed0c260236c0)
Последнее редактирование: