Смотрите. Авиакомпании с госучастием о чем именно спрашивать? Для них покупка своей техники - это как бы без вариантов при наличии своих аналогов. Частные авиакомпании - ну тут наверное другие условия. Что необходимость ввозных пошлин на иномарки само собой отменять не будет. Требования эксплуатантов - это конечно хорошо, но они все разные. К примеру текущая версия насколько я понимаю удовлетворяет запросам военных (повышенная дальность без нагрузки, грунтовые аэродромы) и северных территорий с плохо оборудованными аэродромами. По крайней мере это вытекает из того, что известно. Т.е. потребность в текущем варианте - она есть и у МО и у ряда дальних территорий. Это вполне себе заметный объем заказов, при чем гарантированных и контролируемых. Я не вижу тут особого риска в планировании. Я допускаю, что некоторым авиакомпаниям хотелось бы получить несколько другой самолет - ну скажем более "паркетный, эко-карбоновый вариант". Но опять же сколько они реально готовы заказать?Это вы прям высоко планку подняли. Давайте более приземленно. Вот есть самолет. Ну или будет. Вы его хотите продавать за деньги или приплачивать чтобы его взяли? В первом случае придется идти к эксплуатантам и делать самолет под их потребности - они же хотят на нем зарабатывать деньги. Во втором, можно творить вообще что угодно, если государство будет субсидировать эксплуатацию сего технического чуда. Можно конечно и третий вариант замутить - сваять нечто, а потом дубиной всех насильно осчастливить.
Отсюда интересный вывод. ТЗ должно писаться не в недрах Минпромторга или КБ чиновниками-конструкторами, а должно быть скомплексировано исходя из реальных требований потенциальных эксплуатантов.