Любое проектирование должно идти от реальных задач...
"Продолжаем разговор..." (Карлсон).
Дело в том, что процесс «постановки задач» (РЕАЛЬНЫХ задач) для ВТА / ВТС слишком многие понимают упрощённо до неправильности.
Считая вершиной военной авиации истребители (а как иначе, если я ими и занимался?
), не могу не сказать, что процесс формирования / обоснования ТТТ для машин этого класса не слишком сложен.
Скажем, для F-15 рассматривались дуэльные ситуации с МиГ-21/23 и с МиГ-17 – их нужно было выиграть. Драка со
смешанной группой этих машин была посложнее - но, в общем, всё это представимо.
Формирование ТТТ в рамках программы ПФИ (Су-27 и МиГ-29) было и вовсе простым, как мычание. Взяли ТТХ F-15 (известные или расчётные), улучшили их на 10% - и выдали конструкторам в качестве задания.
Аналогично этому очень многие представляют ТЗ на ВТС в форме, типа, «чтобы танк возил».
На самом деле даже в первой итерации уточнения это выглядит как «перевезти танк на АААА км, высадить его на площадку размером БББхВВ метров с прочностью грунта Г кг/кв.см, после чего вернуться на аэродром, отстоящий от зоны десантирования на ДДДД км».
Но и это – детский лепет, не имеющий отношения к реальности. ТТТ формируется именно «от задачи». Вот только задача эта – воздушно-десантная операция – ОЧЕНЬ сложная штука.
Представим (естественно, «на пальцах») типовую задачу по захвату и удержанию аэродрома. Скажем, парашютное десантирование полка ВДВ. Но ведь этим задача не исчерпывается. Поскольку десант есть всего лишь легкая пехота, и противник его непременно постарается взять к ногтю, вторым эшелоном (после захвата ВПП) идёт десантирование мотострелкового батальона (естественно, уже посадочным способом), да плюс ещё – не дай бог! – танковой роты.
«Вот тут как раз и начинается кино…» (Ю.Визбор).
Должен ли задачу парашютного и посадочного десантирования выполнять ВТС одного типа – или лучше взять два? А может, три: под парашютное десантирование, под личный состав, вооружение и имущество МСБ и – отдельно – под танки?
Переброску могут выполнить 8 бортов г/п по 50 тонн, или 5 бортов по 80 тонн – что выбрать? Должны ли ВТС возвращаться на имеющемся запасе керосина (а это утяжеляет машину) – или нужно их дозаправлять в точке высадки (а это такой гемор, что врагу не пожелаешь).
А ведь задача захвата аэродрома – не единственная. Если «всё то же самое», но объект другой (скажем, войсковые склады), и аэродромов с ИВПП рядом нет, то нужно понять, какими должны быть ВПХ самолётов. Сколько на ТВД площадок длиной 600 метров? А сколько – по 800 и по 1000 м? Статистика по прочности грунта потенциальных площадок высадки. Как быстро ВТС смогут долететь до площадки десантирования (это важно - дабы противник не успел принять меры)? И как быстро высаженные посадочным способом (на грунт) средства усиления смогут подойти для поддержки десантников (при этом площадка длиной 1000 м находится на удалении 15 км от «рабочей зоны», а 600-метровая – всего в паре километров; это чисто по статистике, очевидно, что чем короче площадка, тем таких площадок больше)?
Примерно по таким критериям (и это ещё очень упрощённо) и выбираются параметры ВТС. Скажем, первый вариант Ил-88 имел ТРДД. И «время доставки» имел хорошее – но вот по ВПХ, несмотря на прямое крыло (такой вот парадокс), проиграл Ан-70 (ещё первому варианту, который с 4хД-236).
И этот процесс нужно (хотя бы в первом приближении) представлять – только тогда можно говорить, что возможна оценка того или иного самолёта именно "от задач".
РЕАЛЬНЫХ задач ВТА. А не "снабжения военных баз в Сирии и во Вьетнаме" с использованием (непременно!) Ил-76МФ.