Исследования Солнечной системы (кроме Марса)

Это, наверно, вы не помните, как Брукс расписывал, какое количество технического персонала нужно было для эффективной работы одного программиста.
Брукса не читал, но не осуждаю! :)
Я это все (этих всех) наблюдал собственными глазами 👀
 
Реклама
Kit., то верно, но то intangible...
...а чтоб, как Вояджеры, до сих пор бежало...
 
В описанных вами примерах первичны аппаратные возможности.
наверное это будет оффтоп, но.... если про раритеты. Короче, центральный компьютер воздушных данных Bendix (CADC) решил эту проблему для таких самолетов, как истребители F-101 и F-111, а также бомбардировщик B-58. Это электромеханическое чудо было напичкано технологиями 1955...шестернями, кулачками, синхронизаторами и магнитными усилителями.

cadc-opened.jpg



 
Посадочный аппарат Nova-C был создан компанией Intuitive Machines, и уже в середине февраля должен полететь к Луне силами Falcon 9.
Как мне кажется, из всех недавних лунных миссий эта – самая технологически амбициозная (кроме китайских, ну и Луны-25). Во-первых, весит аппарат 1900 кг, во-вторых, летит по быстрой траектории (посадка 22 февраля), в-третьих, там стоит метановый движок (а криогенное топливо для таких миссий используется, прямо скажем, нечасто)))
Интересное про оценку остатка жидкого метана в баке данного КА. IXBT пишет:

Лунный посадочный модуль Intuitive Machines Nova-C, который стартует 14 февраля, будет оснащён новым датчиком уровня топлива, разработанным NASA. Этот инновационный датчик позволит измерять криогенное топливо с помощью радиоволн.

Измерение количества жидкости в резервуаре на Земле — задача относительно простая, для этого можно использовать щуп или механизм с поплавком и манометром. В космических условиях всё гораздо сложнее. Гравитационная сила не притягивает жидкость книзу ко дну резервуара, поэтому она плавает и прилипает к стенкам резервуара за счёт поверхностного натяжения.

Инженеры могут оценить, сколько топлива осталось в космическом аппарате, зная первоначальную массу груза и вычитая, сколько топлива было использовано. Однако криогенное топливо имеет тенденцию со временем выкипать, что делает оценки «сомнительными». Это особенно важно для межпланетных миссий, которые могут длиться годами.

Для решения этой проблемы NASA разработала новый метод под названием «Радиочастотный датчик массы» (RFMG), который помогает оценивать количество криогенной жидкости с помощью антенны, установленной в резервуаре.Эта антенна измеряет, как жидкость взаимодействует с естественными электромагнитными резонансами стенок резервуара, после этого данные сравниваются с базой данных, что позволяет получить более точные показатели уровня топлива с точностью до нескольких процентов.

Предыдущие испытания RFMG проводились на самолётах, летающих по параболическим траекториям для создания кратковременных периодов невесомости, а также на МКС. Теперь этот метод будет тестироваться на лунном модуле Nova-C, где инженеры NASA смогут сравнить его показатели с наземным моделированием и предыдущими тестами.

«В условиях невесомости жидкость не опускается на дно баков, а скорее прилипает к стенкам и может находиться где угодно внутри», — поясняет Лорен Амин, заместитель менеджера проектного офиса портфеля проектов по управлению криогенными жидкостями в NASA. Она также подчеркивает, что такие точные измерения играют важнейшую роль в максимизации эффективности миссии или планировании необходимого количества топлива для старта.

 
Посадочный аппарат Nova-C был создан компанией Intuitive Machines, и уже в середине февраля должен полететь к Луне силами Falcon 9.
Как мне кажется, из всех недавних лунных миссий эта – самая технологически амбициозная (кроме китайских, ну и Луны-25). Во-первых, весит аппарат 1900 кг, во-вторых, летит по быстрой траектории (посадка 22 февраля), в-третьих, там стоит метановый движок (а криогенное топливо для таких миссий используется, прямо скажем, нечасто)))
Попытка запуска ожидается завтра утром ≈ 9:00 мск. Трансляцию обещают здесь:




P.S. Очень занят на работе, так что вряд ли смогу в ближайшие дни постить на форум всякие космические новости. Придется взять перерыв.
 
Попытка запуска ожидается завтра утром ≈ 9:00 мск. Трансляцию обещают здесь:




P.S. Очень занят на работе, так что вряд ли смогу в ближайшие дни постить на форум всякие космические новости. Придется взять перерыв.

Если работа мешает форуму, брось нафиг!
Вот как я.😁
@ау
 
Реклама
Частный лунный аппарат Nova-C впервые активировал свой двигатель в космосе и выполнил первый из трех маневров коррекции траектории на пути к Луне, сообщает компания Intuitive Machines.

Первый полет модуля Nova-C начался 15 февраля 2024 года. Он несет на себе несколько приборов от NASA, в том числе стереокамеры и прибор для исследований среды вблизи поверхности Луны, а также другие полезные нагрузки, включая отделяемую камеру и скульптуру из 125 стальных шариков, показывающих фазы Луны. Если этот полет будет полностью успешен, то компания Intuitive Machines сможет продолжить серию из уже запланированных доставок полезных нагрузок на Луну по программе для NASA CLPS.

После отделения от ракеты-носителя модуль успешно активировал солнечные батареи, радиостанцию и все измерительные системы. Однако затем возникла проблема с корректностью данных от звездных датчиков, нужных для правильной ориентации модуля, которая была устранена фиксацией ориентации аппарата в момент максимальной выходной мощности солнечных батарей с последующим обновлением бортового программного обеспечения. Модуль также прислал первые снимки из космоса, сделанные после отделения от второй ступени ракеты Falcon 9 бортовыми камерами, на которые попали элементы аппарата и Земля.

На пути к Луне модуль должен выполнить три маневра коррекции траектории. Первый из них был ненадолго отложен из-за прерывистой связи и более длительным процессом охлаждения линии подачи жидкого кислорода. Вечером 16 февраля маршевый жидкостный метан-кислородный двигатель успешно выполнил включение. Таким образом, первый маневр прошел успешно. Аппарат должен выйти на окололунную орбиту в среду, 21 февраля. Ожидается, что посадка IM-1 на Луну состоится вечером 22 февраля 2024 года в 24-километровый кратер Малаперт А в южной полярной области Луны.

Источник: Частный лунный модуль IM-1 совершил первую коррекцию траектории на пути к Луне
 
Примерное время прибытия IM-1 к Луне:

21 февраля
  • выход на окололунную орбиту ~14:45 UTC
22 февраля
  • снижение орбиты до посадочной ~21:40 UTC
  • начало спуска на поверхность Луны~22:35 UTC
  • посадка 22:49 UTC
Для времени по Мск прибавляем 3 часа.
 
Реклама
20240221-im_control_room.jpeg


Космический аппарат IM-1 «Одиссей» успешно вышел на круговую орбиту вокруг Луны высотой 92 км. Его двигатель проработал положенные ему 408 секунд, выдав импульс дельта-v порядка 800 м/с (с погрешностью не более 2 м/с). Ближайшие сутки будут посвящены проверкам систем аппарата и фотографированию лунной поверхности. При отсутствии технических проблем, попытка посадки на Луну будет предпринята уже завтра (22:49 UTC).

Источник: IM-1 | Intuitive Machines
 
Назад