Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

Есть в продаже, кому интересно:

Томское авиапредприятие. 65 лет истории. 1945-2010 г.
Томск 2010г. 52 стр., илл. Мягкий переплет, Энциклопедический формат.
(Читайте описание продавца BS - BSKerjak, Красноярск.) Цена: 300 руб. Купить
Состояние: Отличное

Сибирь крылатая: от АВРО до наших дней. 85 лет гражданской авиации Западной Сибири. Новосибирск 2014г. 400 стр. Твердый переплет, Энциклопедический формат.
(Читайте описание продавца BS - BSKerjak, Красноярск.) Цена: 1000 руб. Купить
Состояние: Отличное (Эту можно и в Новосибирске купить, я думаю)
 
По ротации/передаче самолётов Ан-24 в лётных отрядах ЗСУ ГА (Новосибирска) вроде складывается более-менее понятная картина:

Новосибирский ОАО: а/п Северный (1654 м)
27.06.1972 приказ о передаче самолётов Ан-24 из 114-го отряда Толмачёвского ОАО в 6 ло НОАО. Предположительно ОАО расформирован до 1989 г.
=6 ло – Ан-2 (на 1956 г.), Ли-2 (на 1956 г.), Ил-14П/М/ФКМ (195?-1988), Ан-24Б/РВ (1972-конец1986), Ан-30Д
=114 ло – Ил-14 (на 1956 г.), Ан-24Б (1965-1967), 17.04.1967 приказ о переводе отряда в Толмачёвский ОАО
=115 ло – Ли-2, Ил-12/П (на 1949/57)
=116 ло – Як-12 (на 1956 г.), Ан-2 (на 1956 г.), Ми-1/АУ (на 1956 г.), Ми-4 (на 1956 г.), Ми-8Т, Ми-2, в июне 1988 г. преобразован в 10 ло
=428 ло – Л-410М/УВП (1979-19??)

Толмачёвский ОАО: а/п Толмачёво (3600 м), с 1957 г., ло неизв.- Ан-10/А
Приказ от 1976 г. о формировании 384 ло. В 1987 г. создан 448 ло, куда вошли самолёты Ан-24/26 из расформированного Новосибирского ОАО (переданы в конце 1986 г.)
=114 ло – Ан-24Б/РВ (1967-1974), Ил-18В/Д/Е/ГР, переведён из а/п Северный в апреле 1967 г., отряд расформирован после вывода из эксплуатации Ил-18 (в 1985 г.?)
=204 ло – Ил-28, Ту-104/А/Б/Б-ТС (1957-1978), ло расформирован после вывода Ту-104 в 1978 г.
=384 ло – Ил-18В/Д/Е/ГР, Ту-154А/Б/Б-1/М (1974-1992), Ил-86 (1989-1992)
=448 ло – Ан-24Б/РВ (1987-1992), Ан-26Б

Но остаются вопросы по другим типам ЛА, даты создания/расформирования отрядов и даты эксплуатации ЛА. Вот к примеру в каком лётном отряде Толмачёвского ОАО до 1976 года работали Ил-18? А также какие номера были присвоены отрядам летом 1988 года?
 
Последнее редактирование:
Номера отрядов 1988 узнать не очень сложно (я уже тоже этим вопросом увлекся). Сложнее про 1970е.

Ил-18 точно выведены в 1985 году.

Ил-18 до 1976го могли быть в том же 114 ЛО.

Как было со слов ветеранов НОАО:

"В 1982-м я стал зам КЛЭ, тут разъединили 6ЛО на два отряда, т.к. был очень большой объем работ. Выделился 428 ЛО, созданный целиком под Ан-24. В нем было три эскадрильи, примерно 60 экипажей. Самолетов было много - штук 20. В 6 ЛО остались Ан-30, Ил-14, Л410. Первые Л410 пришли при мне, в 1978 году. Они, в частности, быстро заменили Ил-14 на рейсах по области. Еще один отряд - 116 ЛО работал на вертолетах и Ан-2. К концу года я стал командиром 428го отряда.

...В 1986м 6 и 428 ЛО снова объединили, и я стал командиром единого 6ЛО. Тогда уже списали Ил-14 (когда я стал командиром 6ЛО, их уже в Северном порту не было). Из 6 ЛО Л410 перевели в 116ЛО. В обновленном 6ЛО остались одна эскадрилья Ан-30 и две эскадрильи Ан-24, т.к. часть самолетов этого типа у нас в Северном списали, а часть в [середине 1980х - если не ставить точный год - Глеб] была передана в Толмачево".

Я еще не проверил по своим данным год передачи Анов в ТОАО - 1985 или 86й, т.к. есть разные версии.

В Вашей версии ошибка как минимум в том, что Ан-26 не могли быть переданы из НОАО, так как их в НОАО никогда не было. Ан-26 были в ТОАО с 1983 года. И НОАО расформирован был явно не в 1986 году (во всяком случае как единое предприятие). Но это детали...
 
Последнее редактирование:
Как было со слов ветеранов НОАО:

Получается, что в нашей структуре:
Нужно поменять местами: Л-410 - в 6-й ло, Ан-24 - в 428-й.
 
Нужно поменять местами: Л-410 - в 6-й ло, Ан-24 - в 428-й.
Я слежу за веткой, кой-какие изменения уже сделал, но пока не обновлял. Тут хотелось бы услышать мнение Олега, так как по словам ветерана на 1986 год в Северном произошло много перестановок и Ил-14 уже не было, хотя согласно документальным данным пассажирские перевозки Ил-14 завершились летом 1987 г., а последний Ил-14ФК в НОАО списан лишь 28.03.1988.
 
6 ло – Ан-2 (на 1956 г.), Ли-2 (на 1956 г.), Ил-14П/М/ФКМ (195?-1988), Ан-24Б/РВ (1972-конец1986), Ан-30Д

Со слов одного из пилотов, летавших на Ан-30, изначально было 14 АН-30, позже 2 самолета передали в Ленинград (один - б/н 30024, второй б/н уточняю). В конце 80-х часть из оставшихся 12 самолетов гоняли в Киев, где их модернизированили до АН-30Д. После модернизации на АН-30Д летали даже во Владивосток (время в пути около 8,5 часов). Знаю, что перед передачей АН-30 б/н 30024 в Ленинградское УГА в результате жесткой посадки был поврежден в Монголии (сложили ПОШ), отремонтирован там же (в Монголии) и перегнан в Северный.
 
Последнее редактирование:

Эти данные, насколько я понимаю, взяты из газетных расписаний. Это конечно является неким документом, но не факт, что это правда. СМИ - это вторичный источник.

По поводу списания. Ан-24 СССР-47700 был списан в начале 1980х. Порезан в начале 1990х. На Ту-154 "Сибирь" не летает с 2008 года, но одна машина на перроне Толмачево стоит. Не считая еще одной в виде пожарного тренажера.
 
Эти данные, насколько я понимаю, взяты из газетных расписаний
Нет, это формулярные данные + доп. сведения в расписании, что лишь подтверждает формулярные данные. Например указанная вами фотография пассажирского Ил-14М СССР-91548 - из НОАО он был списан по истечению срока службы только 25.03.1987. Последний Ил-14ФК как указывал Олег был списан 28.03.1988. Указанный выше вами Ан-24Б СССР-47700 был списан по отработке ресурса 18.10.1983.
 
APKAH, какой разбег может быть между завершением регулярных полетов с пассажирами и списанием ВС? Мне кажется что дата списания говорит только о том, что это ВС после даты списания не летало. Но не наоборот.

...про ФК все может быть, это отдельный вопрос.

Налет по годам - вот это уже конкретный разговор.
 
Эти данные, насколько я понимаю, взяты из газетных расписаний.
Ну почему же только по расписаниям? Есть такой документ МГА, ежегодный. "Отчёт о движении самолето-моторного парка в территориальных УГА" называется. Так вот, согласно ему, на 31.12.1986 г. в ЗСТУ числилось на балансе четыре единицы самолётов Ил-14.


По поводу списания. Ан-24 СССР-47700 был списан в начале 1980х.
Ан-24 СССР-47700 был списан актом №101 от 18 октября 1993 года.
 
Такой книги не встречал ранее.

История томского аэроклуба. Томск 2007г. Мягкий переплет, энциклопедический формат. Цена: 350 руб.
(BS - BSKerjak) Купить - См. Все экземпляры в продаже
Состояние: Отличное
 
Со слов бывшего командира НОАО и ТОАО в 1980х Куличева Г.В. он перешел в ТОАО в январе 1987 года).

Ан-2 с Северного в фильме "Неподсуден" действительно снимался и именно в Колывани. Он сам Колывань назвал, без подсказки. Куличев в том время как раз летал на Ан-2 в НОАО.

Ил-14 на конец 1986 года в НОАО уже не было (во всяком случае летающих). Это он по памяти, конечно, сказал. Все остальные типы самолетов в НОАО перечислил четко.

[Aleck, выше: "...на 31.12.1986 г. в ЗСТУ числилось на балансе четыре единицы самолётов Ил-14". Предполагаю, что они могли где-то стоять. Но уже не летать. Или летать на фотосъемке, например, в дальних местах. Поэтому их могут и не помнить обычные пилоты Северного в то время. На основании слов ветеранов, я склоняюсь к тому, что в 1987 году Ил-14е пассажиров уже не возили. Я спрашивал, как заканчивалась эксплуатация - никто ничего не помнит. Т.е. официальных проводов типа ВС не было].

В НОАО было порядка 40 базовых вертолетов в середине 1980х

Ан-24 в ТОАО летали в основном на севера.

Красили Ан-24 в "елку" "Сибири" во время капремонтов на заводе (видимо, это был Иркутск).
 
Последнее редактирование:
Мой текст про базовые Ан-24 в Новосибирске.

...В 1986 году из Северного в Толмачево перешел Виктор Павлович Бормотов, долгие годы проработавший на новом месте пилотом-инструктором Ан-24. По его мнению, причины для начала полетов Анов [второго или третьего по счету] из главного аэропорта Новосибирска были следующими:
- Северный был перегружен и работал только в дневное время (было много ночных рейсов, которые возвращались в Новосибирск под раннее утро);
- пассажиры стали уходить в соседние аэропорты Омска и Красноярска, а конкуренция между городами тогда тоже была;
- Толмачево предлагало дальнейший широкий разлет без переезда между двумя аэропортами;
- Толмачевскому авиаотряду нужна была кузница кадров для ввода своих пилотов на основной тип Ту-154.

http://avro-live.livejournal.com/172256.html
 
Какая ещё конкуренция во времена СССР??? В летний сезон билетов не было из многих сибирских аэропортов. Поэтому если и кто-то и выбирал Омск или Красноярск вместо Толмачей, то по одной-единственной причине: оттуда были свободные места в города западнее Уральского хребта.
 
Aleck, лето - это не весь год. Какая-никакая, а борьба за пассажира была и тогда (как и за экономию топлива, например, хотя это другая тема, но деньги считали в СССР). Планы по пассажирам тоже были, их надо было выполнять. Каждое предприятие смотрело на соседей, кто больше. В отраслевых газетах это хорошо видно.

С помощью базовых Ан-24 специально делали удобней трансфер через Толмачево. В том числе.

Могут быть какие-то другие критичные причины перевода бортов, кроме названных постом выше?
 
avro, какая борьба за пассажира? Существовало Западно-Сибирское управление ГА, внутри которого составлялись планы для всех подразделений: Новосибирска и Кемерово, Барнаула и Томска, Колпашево и Новокузнецка. Не могло быть "борьбы за пассажира" между Толмачево и Омском a priori. Ибо за это дали бы по шапке так, что запомнилось бы до сих пор.
По поводу удобного трансфера. Посмотри географию полётов толмачевских Ан-24 1987-1991 гг., вопросы отпадут сами собой. Трансферным с некоторой натяжной можно назвать только один рейс: Толмачево - Бийск. Трансферные рейсы как раз с успехом выполняли авиапредприятия соседних областей.
Другие причины были. Но статья-то уже написана, какой смысл об этом говорить?
 
Трансфер Сургут - Толмачево - Хабаровск и также в Одессу. На больших кораблях.

Про борьбу за пассажира между Омском и Толмачево внутри одного УГА, да, это интересно. Я сейчас ищу контакт одного бывшего начальника ЗСУ чуть раннего периода (который мне много про экономическую часть работы УГА рассказывал, давно, тогда я не записывал еще аудио. Но там точно деньги хорошо считали). Получится, спрошу. Куличев текст этот смотрел. Сказал, что в целом похоже. Мнение одного из пилотов, конечно не является истиной. Но имеет право, как версия. Пассажиров через перегруженный Омск могла отбирать у ЗСУ Тюмень, например.

ПС. Начальника тогда нашел. Но память была уже не та.
 
Последнее редактирование: