Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

Вот это любопытный кадр.



Прямо - это стерильная зона МВЛ. Там была таможня и граница. Справа - вроде как киоск обмена валюты. Слева - желтая вывеска похожая на табличку Люфтганзы.

Люфтганза летала к нам с весны 1994 по весну 1998.

Чья касса была - не знаю.

Сектор МВЛ тут работал до открытия международного терминала в 1997 году летом.

Вот что было за тем входом (крупным планом - досмотр САБ, за ним таможня, как я понимаю - сам оттуда не вылетал ни разу)

Отсюда: Толмачево - первая граница, 1992



А вот тут справа - почта и междугородний телефонный пункт. Виден почтовый ящик на входе. Сейчас, кстати, почта тоже в Толмачево есть.

А что слева тут от почты - не помню.

 
Последнее редактирование:

Оказывается, зал вылета МВЛ занимал гораздо бОльшую часть зала ожидания, чем я думал:


Для спуска пассажиров международных рейсов на перрон напротив выхода из зала МВЛ соорудили специальную лестницу:


Люфтганза летала к нам с весны 1994 по весну 1998.


Накопители для пассажиров внутренних рейсов были на первом этаже, входы в них находились слева и справа от стоек регистрации. На фото снизу показана левая часть операционного зала (входы в аэровокзал - сзади, стойки регистрации - справа): видны таблички-указатели прохода в первый накопитель ВВЛ ("Сектор посадки-1/To Gates-1") и в стерильную зону МВЛ на 2-м этаже ("Сектор посадки-3/To Gates-3"):


Стойки регистрации на внутренние рейсы по центру операционного зала:


Вид в сторону восточной стены операционного зала (стойки регистрации - слева, входы в аэровокзал - справа):
 
Последнее редактирование:
Freddy, надо смотреть докфильм ) видимо, там много интересного.

И про лестницу поспрашивать.
 
Версии оформления сайта Толмачёво, сохранённые Вэб-архивом:
- сначала адрес сайта был tolmachevo.ru: декабрь 1996 г., февраль 1997 г., июнь 1998 г.
- в 2000 г. сайт переехал по адресу tolmachevo.faktura.ru: август 2002 г., июнь 2003 г. (страничка с A-380), август 2004 г. - у аэропорта появился нынешний логотип, ноябрь 2006 г. - юбилейная страница сайта (аэропорту 50 лет).
- в середине 2007 г. сайт вернулся на адрес tolmachevo.ru, у него сменился дизайн: август 2007 г., февраль 2010 г. - смена фоновой картинки, апрель 2011 - очередная смена дизайна.

Страница с информацией об аэропорте (1998 г.)
Расписание на июнь 1998 г.: внутренние и международные рейсы.
Расписание 2003 г.

В международном секторе аэровокзала (с сайта 1998 г.):


Начало рабочего дня в международном агентстве воздушных сообщений ОАО "Аэропорт Толмачево" (1990-е гг.):


В представительстве авиакомпании "Люфтганза":


2003 г.: "Зал повышенной комфортности располагается на втором этаже вокзала внутренних линий аэропорта. Ожидая свой рейс, пассажиры могут спокойно отдохнуть в мягких креслах, посмотреть телевизор, подкрепиться в буфете и даже принять душ. Кроме того, есть возможность сделать телефонный звонок, послать факс в пределах г. Новосибирска, воспользоваться компьютером и возможностями Интернета. Для детей предлагаются компьютерные игры и детская игровая комната. Ценные вещи можно оставить в ячейках камеры хранения для ручной клади. Стоимость обслуживания пассажиров (за 1 час пребывания в зале): одного взрослого человека –86руб., детей до 2-х лет - бесплатно, с 2-х до 12-ти лет –43руб."
Согласно схеме аэропорта это и есть "зал ожидания транзитных пассажиров", находившийся в бывшем помещении ресторана:


2003 г.: Бизнес-зал располагался на первом этаже левого крыла аэровокзала. Пассажиры, вылетавшие через бизнес-зал, проходили отдельную регистрацию на рейс и доставку в самолет. Прибывавших через бизнес-зал пассажиров встречали у трапа, доставляли в бизнес-зал, выдавали багаж отдельно от остальных пассажиров - подробнее .


VIP-зал в международном терминале:
 
Последнее редактирование:
В 1997-98 гг. бизнес-зал ВВЛ был на месте прилета МВЛ. Это на первом этаже под бывшим вылетом МВЛ. Западнее накопителя. И еще там был КП для прохода на перрое, автономный для соседних помешений.
 
Проход в бизнес-зал:


Рядом с бизнес-залом находился vip-зал (бывшая депутатская комната), вход в который был с западного торца здания:
 
Северный. Ангар на заднем плане разобран в 1970-х. В начале 1960-х был построен другой, нормальный ангар.

 
В Коченево, в часе езды от Новосибирска на электричке, сегодня открыли новый авиамузей. Самолетов, вертолетов пока нет. Спускаемый аппарат есть, но в краеведческом музее. Здесь, в Коченево учились летать в СВАУЛ три будущих космонавта, включая второго и четвертого. Попович проучился тут всего год почему-то, потом перевели в другое училище. Поговорил с дочерью Поповичей, она была на открытии. Она не знает, почему перевели. Тетка хорошая. Сказала, что этот музей добавят в Ассоциацию музеев авиации и космонавтики. Создавал Ассоциацию Попович. Сейчас там главный - Джанибеков. Поговорил немного с организатором полетов Ту-104 на невесомость Киселевым. Он с Москвы приехал. В общем, интересное новое место.







 
С 1952 года Павел Попович – курсант Сталинградского военно-авиационного училища лётчиков (ВАУЛ), базировавшегося со времён эвакуации в Новосибирске. После расформирования ВАУЛ курсант П. Р. Попович продолжил своё обучение в Военной офицерской инструкторской школе ВВС в г. Грозном. - Читайте подробнее на FB.ru: Попович Павел Романович, космонавт: биография, фото
 
СВАУЛ даже по вики было расформировано в 1960м. А летать перестали гдето после 1955го.
 
Загляни в почту.Вообще какие то непонятки. Магнитогорский аэроклуб , затем СВАУЛ , потом на Дальнем Востоке учеба на Як-18 и Як-11 , потом на МиГ-15 и выпуск. Вообщем я тебе его книгу скинул на почту.
 
starik, спасибо. Это есть в инете - где и как (что после Оби была Возжаевка). В общем, интересно.

Вот из книги Поповича, одно предложение: "Так состоялось знакомство с новым командиром -- Николаем Ивановичем Кузнецовым. Наша группа прибыла в его подчинение сюда, на Дальний Восток, из авиационного училища, где мы прошли курс теоретической подготовки. Теперь вам предстояло освоить в полете две машины - Як-18 и Як-11".

Про Новосибирск вообще ничего. Хотя Як-11 в СВАУЛ точно были, в т.ч. выпускные (для албанцев, например).

Кстати, Попович - первый космонавт с Украины. Родился в Узине.
 
Из статьи Владимира Николаевича Шумилова "НОВОСИБИРСКИЙ ПЕРИОД СТАЛИНГРАДСКОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА В РЕВОЛЮЦИОННУЮ ЭПОХУ РОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕАКТИВНОЙ АВИАЦИИ" (целиком её можно прочесть здесь, стр. 65-76):

Приказом Реввоенсовета СССР от 8 июля 1929 г. начато формирование и строительство Сталинградской военной авиационной школы пилотов № 7. 30 сентября 1938 г. школа № 7 была повышена в статусе и стала называться «Сталинградским военным авиационным училищем лётчиков (СВАУЛ) им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата». В июле 1942 г., когда противник настойчиво рвался к Сталинграду, командующий ВВС Красной Армии Новиков отдал приказ о передислокации Сталинградской военной школы пилотов в Уральский военный округ, г. Кустанай.

С началом войны, в июле 1941 г., в Коченево разместился 20-й запасной авиационный полк (он же 49-й учебно-тренировочный полк). С 30 сентября 1941 г. по 8 января 1942 г. к аэродрому Коченево была приписана 1-я эскадрилья 20-го авиаполка, а с 8 января 1942 г. - дополнительно и 2-я эскадрилья. Штаб 20-го авиаполка и 3-я эскадрилья находились на аэродроме Толмачево. С августа 1941 г. по май 1945 г. 20-м авиаполком было подготовлено 1 107 летчиков, сформировано и отправлено на фронт 14 маршевых авиаполков. 26 декабря 1944 г. Новосибирская военная авиационная школа пилотов, которая с 1939 г. располагалась на ст. Обь, была передислоцирована в г. Бердск, где она получила новое название "Новосибирская Краснознаменная военно-авиационная школа летчиков авиации дальнего действия" и проработала до 29.04.1946.

После окончания Великой Отечественной войны реэвакуация Сталинградского авиаучилища в родной г. Сталинград была невозможна - город был до основания разрушен войной. В то же время на повестке дня стояла новая задача: освоение реактивной авиации, для чего была необходима современная, соответствующая требованиям новой техники, техническая база, качественное аэродромное обслуживание, подготовленные инженерные кадры. За Уралом ближайшим центром, соответствующим этим требованиям, был г. Новосибирск. Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1948 г. перед новосибирским заводом № 153 им. В. П. Чкалова была поставлена новая задача: в сжатые сроки освоить производство нового истребителя МиГ-15 с началом выпуска первых машин в марте 1949 г. Затем, 6 мая 1946 г., вышла Директива Генерального штаба Вооруженных сил СССР о перебазировании Сталинградского училища в Западно-Сибирский военный округ под Новосибирск: штаб училища и два полка - в посёлок Толмачёво (станция Обь) и один полк - в г.Бердск. В Толмачёво разместились 808-й и 813-й учебные полки, оснащённые впоследствии реактивными истребителями УТИ МиГ-15 и МиГ-15, - для реактивной авиации требовалась бетонная взлетно-посадочная полоса. Передислокация Сталинградского авиаучилища в Толмачево в 1946 г. внесла в жизнь поселка свежую струю. Авиагородок был настолько запущен за военные годы, что в нём не было ни одной дорожки. В дождь – непролазная грязь, в сухую погоду – пыль. По гарнизону паслись коровы, лошади, свиньи и прочие домашние животные, беспощадно уничтожая всякую зелень. По инициативе начальника училища полковника Душутина Николая Ивановича, при активном участии всего личного состава, территория гарнизона была приведена в порядок. В г.Бердске разместился 804-й учебный полк, в котором курсанты на двух грунтовых аэродромах, «Центральном» и «Южном», осваивали поршневой истребитель Як-11. После расформирования 20-го запасного авиационного полка, на Коченёвском аэродроме проводилось обучение курсантов Сталинградского училища на переходных поршневых истребителях Як-18, Як-11, Як-9. При переходе на реактивные истребители УТИ МиГ-15 потребовался более качественный аэродром: в Коченево была сооружена металлическая взлётная полоса длиной около 2 000 метров. В 1951 г. училище выпустило первых семь курсантов, подготовленных на реактивных самолетах, а с 1952 г. обучение стало осуществляться только на самолётах УТИ МиГ-15 и МиГ-15. На Толмачёвском аэродроме стало тесно - для освоения реактивной техники училищу был передан дополнительный аэродром «Топчиха» Алтайского края.

В новосибирский период работы сталинградского училища был подготовлен и выпущен ряд выдающихся летчиков и космонавтов:
В составе первого экспериментального выпуска на МиГ-15бис в 1952 г. его окончил Вадим Иванович Петров, с 1959 г. - лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС. Прошёл путь от летчика до заместителя начальника института по лётной работе, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Готовил лётчиков-испытателей к пилотируемым полетам на ВКС «Буран». Испытывал опытные самолеты, которые впоследствии выпускались на новосибирском заводе им. В. П. Чкалова. Его именем названа одна из улиц г. Новосибирска.
Павел Романович Попович в 1951 г., после окончания Магнитогорского аэроклуба, прибыл в Сталинградское авиаучилище в Толмачёво. Здесь он освоил переходные самолеты Як-18 и Як-11, но на следующий год его перевели в 52-е военное авиационное училище летчиков на Дальнем Востоке в пос. Возжаевка Амурской области. В период обучения Павла Поповича в Толмачёво у него произошла романтическая встреча: «Пригласили нас однажды на выпускной вечер в авиационный техникум. Мы очень волновались, потому что должны были дать большой шефский концерт. Там я познакомился с Мариной. А потом… три года разлуки и полный чемодан писем», – вспоминал он впоследствии [5, с. 59].
В 1955 г. Сталинградское училище лётчиков в Толмачёво окончил будущий космонавт Волынов Борис Валентинович.
Позже других будущих космонавтов получал летную подготовку на новосибирской земле Герман Степанович Титов. В 1953 г. он поступил в 9-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в г. Кустанай - к тому времени Сталинградское военное авиационное училище уже передислоцировалось из г. Кустаная в Толмачево. В январе 1955 г., по завершении первоначальной подготовки на Як-18, Германа Титова направили в Новосибирск в Сталинградское училище. Именем Титова названа одна из улиц г. Новосибирска.
За новосибирский период училищем было подготовлено 2 109 лётчиков-истребителей, а всего за время своего существования с 1939 по 1960 г. Сталинградское военное училище летчиков им. Краснознаменного Сталинградского пролетариата подготовило свыше 7 500 лётчиков различного назначения.

Директивой МО СССР от 4 апреля 1958 г. училище было переименовано в «Сибирское военное авиационное училище летчиков им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата». Одновременно училищу предписывалось освободить аэродром и гарнизон в Толмачёво и передислоцироваться в г. Алейск Алтайского края [16]. Это было связано с тем, что гражданская авиация переходила на реактивные самолёты, интенсивность полётов увеличивалась, развивался аэропорт «Толмачево». Аэродром в Бердске, на котором проходило первоначальное обучение на поршневых истребителях Як-11, оставался закреплённым за училищем. Передислоцирование в г. Алейск завершилось к началу июня 1959 г. Но работать там практически не пришлось: Н. С. Хрущев считал, что нужно укреплять ракетно-ядерный щит страны, а военная авиация и флот утратили прежнее значение и их нужно постепенно сокращать, заменяя ракетами. Вслед за этим, приказом Командующего ВВС СибВО от 29.04.1960 г. на основании директивы ГК ВВС от 21.04.1960 Сибирское военное авиационное училище лётчиков им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата было расформировано [16]. К началу расформирования училища в нем находилось 668 офицеров, 249 курсантов, 1 477 солдат и сержантов срочной службы, 130 сверхсрочников, 767 рабочих и служащих. Из них 150 курсантов уволили в запас, остальных досрочно выпустили с присвоением звания «лейтенант» и уволили на самостоятельное трудоустройство. 148 офицеров уволились в запас, 405 перевели в другие части, остальные ожидали своей участи. В наличие у училища было 104 учебных самолёта УТИ МиГ-15 и 104 боевых МиГ-15 бис - в соответствии с приказом Главного Штаба ВВС от 16.08.1960 было списано и разрезано 59 самолетов УТИ МиГ-15 и 59 МиГ-15 бис, а остальные были переданы на 26-й авиаремонтный завод ВВС.
 
Последнее редактирование:
Репортаж с открытия музея


 
В 1932 г. были динамовские авиасекции и авиашколы появились в Москве, Минске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Новосибирске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе (ныне Тбилиси) и Ростове-на-Дону.

Учебные самолеты Новосибирского областного совета «Динамо». Новосибирск, 1932 г.

...с созданием широкой сети аэроклубов ОСОАВИАХИМа необходимость в существовании динамовской авиации отпала.