Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

avro

avro

Модератор
starik, спасибо. Это есть в инете - где и как (что после Оби была Возжаевка). В общем, интересно.

Вот из книги Поповича, одно предложение: "Так состоялось знакомство с новым командиром -- Николаем Ивановичем Кузнецовым. Наша группа прибыла в его подчинение сюда, на Дальний Восток, из авиационного училища, где мы прошли курс теоретической подготовки. Теперь вам предстояло освоить в полете две машины - Як-18 и Як-11".

Про Новосибирск вообще ничего. Хотя Як-11 в СВАУЛ точно были, в т.ч. выпускные (для албанцев, например).

Кстати, Попович - первый космонавт с Украины. Родился в Узине.
 
Реклама
Freddy

Freddy

Старожил
Из статьи Владимира Николаевича Шумилова "НОВОСИБИРСКИЙ ПЕРИОД СТАЛИНГРАДСКОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА В РЕВОЛЮЦИОННУЮ ЭПОХУ РОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕАКТИВНОЙ АВИАЦИИ" (целиком её можно прочесть здесь, стр. 65-76):

Приказом Реввоенсовета СССР от 8 июля 1929 г. начато формирование и строительство Сталинградской военной авиационной школы пилотов № 7. 30 сентября 1938 г. школа № 7 была повышена в статусе и стала называться «Сталинградским военным авиационным училищем лётчиков (СВАУЛ) им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата». В июле 1942 г., когда противник настойчиво рвался к Сталинграду, командующий ВВС Красной Армии Новиков отдал приказ о передислокации Сталинградской военной школы пилотов в Уральский военный округ, г. Кустанай.

С началом войны, в июле 1941 г., в Коченево разместился 20-й запасной авиационный полк (он же 49-й учебно-тренировочный полк). С 30 сентября 1941 г. по 8 января 1942 г. к аэродрому Коченево была приписана 1-я эскадрилья 20-го авиаполка, а с 8 января 1942 г. - дополнительно и 2-я эскадрилья. Штаб 20-го авиаполка и 3-я эскадрилья находились на аэродроме Толмачево. С августа 1941 г. по май 1945 г. 20-м авиаполком было подготовлено 1 107 летчиков, сформировано и отправлено на фронт 14 маршевых авиаполков. 26 декабря 1944 г. Новосибирская военная авиационная школа пилотов, которая с 1939 г. располагалась на ст. Обь, была передислоцирована в г. Бердск, где она получила новое название "Новосибирская Краснознаменная военно-авиационная школа летчиков авиации дальнего действия" и проработала до 29.04.1946.

После окончания Великой Отечественной войны реэвакуация Сталинградского авиаучилища в родной г. Сталинград была невозможна - город был до основания разрушен войной. В то же время на повестке дня стояла новая задача: освоение реактивной авиации, для чего была необходима современная, соответствующая требованиям новой техники, техническая база, качественное аэродромное обслуживание, подготовленные инженерные кадры. За Уралом ближайшим центром, соответствующим этим требованиям, был г. Новосибирск. Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1948 г. перед новосибирским заводом № 153 им. В. П. Чкалова была поставлена новая задача: в сжатые сроки освоить производство нового истребителя МиГ-15 с началом выпуска первых машин в марте 1949 г. Затем, 6 мая 1946 г., вышла Директива Генерального штаба Вооруженных сил СССР о перебазировании Сталинградского училища в Западно-Сибирский военный округ под Новосибирск: штаб училища и два полка - в посёлок Толмачёво (станция Обь) и один полк - в г.Бердск. В Толмачёво разместились 808-й и 813-й учебные полки, оснащённые впоследствии реактивными истребителями УТИ МиГ-15 и МиГ-15, - для реактивной авиации требовалась бетонная взлетно-посадочная полоса. Передислокация Сталинградского авиаучилища в Толмачево в 1946 г. внесла в жизнь поселка свежую струю. Авиагородок был настолько запущен за военные годы, что в нём не было ни одной дорожки. В дождь – непролазная грязь, в сухую погоду – пыль. По гарнизону паслись коровы, лошади, свиньи и прочие домашние животные, беспощадно уничтожая всякую зелень. По инициативе начальника училища полковника Душутина Николая Ивановича, при активном участии всего личного состава, территория гарнизона была приведена в порядок. В г.Бердске разместился 804-й учебный полк, в котором курсанты на двух грунтовых аэродромах, «Центральном» и «Южном», осваивали поршневой истребитель Як-11. После расформирования 20-го запасного авиационного полка, на Коченёвском аэродроме проводилось обучение курсантов Сталинградского училища на переходных поршневых истребителях Як-18, Як-11, Як-9. При переходе на реактивные истребители УТИ МиГ-15 потребовался более качественный аэродром: в Коченево была сооружена металлическая взлётная полоса длиной около 2 000 метров. В 1951 г. училище выпустило первых семь курсантов, подготовленных на реактивных самолетах, а с 1952 г. обучение стало осуществляться только на самолётах УТИ МиГ-15 и МиГ-15. На Толмачёвском аэродроме стало тесно - для освоения реактивной техники училищу был передан дополнительный аэродром «Топчиха» Алтайского края.

В новосибирский период работы сталинградского училища был подготовлен и выпущен ряд выдающихся летчиков и космонавтов:
В составе первого экспериментального выпуска на МиГ-15бис в 1952 г. его окончил Вадим Иванович Петров, с 1959 г. - лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС. Прошёл путь от летчика до заместителя начальника института по лётной работе, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Готовил лётчиков-испытателей к пилотируемым полетам на ВКС «Буран». Испытывал опытные самолеты, которые впоследствии выпускались на новосибирском заводе им. В. П. Чкалова. Его именем названа одна из улиц г. Новосибирска.
Павел Романович Попович в 1951 г., после окончания Магнитогорского аэроклуба, прибыл в Сталинградское авиаучилище в Толмачёво. Здесь он освоил переходные самолеты Як-18 и Як-11, но на следующий год его перевели в 52-е военное авиационное училище летчиков на Дальнем Востоке в пос. Возжаевка Амурской области. В период обучения Павла Поповича в Толмачёво у него произошла романтическая встреча: «Пригласили нас однажды на выпускной вечер в авиационный техникум. Мы очень волновались, потому что должны были дать большой шефский концерт. Там я познакомился с Мариной. А потом… три года разлуки и полный чемодан писем», – вспоминал он впоследствии [5, с. 59].
В 1955 г. Сталинградское училище лётчиков в Толмачёво окончил будущий космонавт Волынов Борис Валентинович.
Позже других будущих космонавтов получал летную подготовку на новосибирской земле Герман Степанович Титов. В 1953 г. он поступил в 9-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в г. Кустанай - к тому времени Сталинградское военное авиационное училище уже передислоцировалось из г. Кустаная в Толмачево. В январе 1955 г., по завершении первоначальной подготовки на Як-18, Германа Титова направили в Новосибирск в Сталинградское училище. Именем Титова названа одна из улиц г. Новосибирска.
За новосибирский период училищем было подготовлено 2 109 лётчиков-истребителей, а всего за время своего существования с 1939 по 1960 г. Сталинградское военное училище летчиков им. Краснознаменного Сталинградского пролетариата подготовило свыше 7 500 лётчиков различного назначения.

Директивой МО СССР от 4 апреля 1958 г. училище было переименовано в «Сибирское военное авиационное училище летчиков им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата». Одновременно училищу предписывалось освободить аэродром и гарнизон в Толмачёво и передислоцироваться в г. Алейск Алтайского края [16]. Это было связано с тем, что гражданская авиация переходила на реактивные самолёты, интенсивность полётов увеличивалась, развивался аэропорт «Толмачево». Аэродром в Бердске, на котором проходило первоначальное обучение на поршневых истребителях Як-11, оставался закреплённым за училищем. Передислоцирование в г. Алейск завершилось к началу июня 1959 г. Но работать там практически не пришлось: Н. С. Хрущев считал, что нужно укреплять ракетно-ядерный щит страны, а военная авиация и флот утратили прежнее значение и их нужно постепенно сокращать, заменяя ракетами. Вслед за этим, приказом Командующего ВВС СибВО от 29.04.1960 г. на основании директивы ГК ВВС от 21.04.1960 Сибирское военное авиационное училище лётчиков им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата было расформировано [16]. К началу расформирования училища в нем находилось 668 офицеров, 249 курсантов, 1 477 солдат и сержантов срочной службы, 130 сверхсрочников, 767 рабочих и служащих. Из них 150 курсантов уволили в запас, остальных досрочно выпустили с присвоением звания «лейтенант» и уволили на самостоятельное трудоустройство. 148 офицеров уволились в запас, 405 перевели в другие части, остальные ожидали своей участи. В наличие у училища было 104 учебных самолёта УТИ МиГ-15 и 104 боевых МиГ-15 бис - в соответствии с приказом Главного Штаба ВВС от 16.08.1960 было списано и разрезано 59 самолетов УТИ МиГ-15 и 59 МиГ-15 бис, а остальные были переданы на 26-й авиаремонтный завод ВВС.
 
Последнее редактирование:
avro

avro

Модератор
Freddy, текст 2018 года. Очень любопытный в этом плане.
 
avro

avro

Модератор
Репортаж с открытия музея


67 P1220489.JPG
 
avro

avro

Модератор
В 1932 г. были динамовские авиасекции и авиашколы появились в Москве, Минске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Новосибирске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе (ныне Тбилиси) и Ростове-на-Дону.

Учебные самолеты Новосибирского областного совета «Динамо». Новосибирск, 1932 г.

...с созданием широкой сети аэроклубов ОСОАВИАХИМа необходимость в существовании динамовской авиации отпала.


По-2 5 Новосибирское Динамо.jpg
 
Aleck

Aleck

Старожил
Судя по всему, в Толмачёво в первой половине шестидесятых годов эксплуатировалось несколько Ил-14. avro, можешь узнать подробности?
 
avro

avro

Модератор
Aleck, я слышал про Ли-2 и уверен, что они были. Как и Ил-28. Использовались для зондирования атмосферы. (кстати, в каком отряде Ли-2 были - не знаю. Если отряд был реактивный - 204 АОРС. Могли быть в теории с Северного, с постоянной базировкой в Толмачево...)

Про Ил-14 - они летали в Толмачево. В одно лето они там базировались, когда в Северном делали полосу.

Про базовые Ил-14 ТОАО (во всех его испостясях) никогда не слышал. Но могли быть у военных в Толмачево.
 
Aleck

Aleck

Старожил
avro, нет, речь идет о довольно долгом, два-три года, периоде эксплуатации. В то время, когда аэропорты Барнаула, Кемерово и Томска не могли принимать большие самолёты, Илами-14 делали стыковку в Толмачево для этих городов на московские и симферопольский рейс.
111.png
 
Реклама
avro

avro

Модератор
Aleck, самое простое объяснение - это были самолеты НОАО.

При случае буду уточнять.

...Кстати, рейс и начинается с городского Новосибирска.
 
Aleck

Aleck

Старожил
самое простое объяснение - это были самолеты НОАО
По крайней мере, обслуживание они точно проходили в Северном. В одном из расписаний видно, что самолет вылетает из Северного, а прилетает в Толмачево.
 
avro

avro

Модератор
Выше оба рейса летят Северный - Толмачево - дальше.

Тут вроде очевидный уже ответ.
 
avro

avro

Модератор
Aleck, я не говорил, какой тип летит. Я написал "рейс". Номер рейса там один (почему - не знаю, эту тему про сквозные номера не копал).

Откуда выходит предположение, что Ил-14 были базовыми для Толмачево? Если базового ТО Ил-14 в Толмачево не было, но оно было в Северном, где была историческая база Ил-14. До 1967 года в ТОАО я знаю только один летный отряд - 204 АОРС. Хотя в 1965-м уже были базовые Ан-24 - в каком отряде, кстати - вопрос.

Надо позвонить одному ветерану-инженеру НОАО. По поводу ТО Ил-14.

Вполне возможно, была какая-то кооперация двух предприятий.
 
Aleck

Aleck

Старожил
Я написал "рейс". Номер рейса там один (почему - не знаю, эту тему про сквозные номера не копал).
С чего ты это взял? Дальше номера рейсов были: в Москву 018 и 020, из Москвы 039.
Откуда выходит предположение, что Ил-14 были базовыми для Толмачево?
Из Толмачево ЗСТУ выполняло одиннадцать ежедневных рейсов на Ил-14. Не только в Кемерово, Барнаул и Томск, но и в Абакан, и в Красноярск-Братск-Иркутск.
 
avro

avro

Модератор
Про номера да, не заметил. Еще бы годы понять, когда так было. ...В 1963-64-м было, ниже. (расписания Новосибирских портов за 1960-е мне так и не попались нигде)

Могли быть рейсы базовых Ил-14 из других городов в Толмачево, как раз с подвозом пассажиром под магистральный разлет. Но... Посмотрел для примера про Томск. Нигде не сказано, что там были базовые Ил-14.

Выше номера из Томска в Толмачево 700-е, ниже 60-е. Когда они поменялись, интересно.

(Базовые я понимаю как "свои летчики и свое ТО")

Томск Ил-14 - 1963.jpg
 
Последнее редактирование:
avro

avro

Модератор
Поговорил с бывшим главным инженером НОАО (в Северном с 1956 года).

Тезисы:

- Базовых Ил-14 в Толмачево не было
- Базовых Ил-14 в регионах не было
- Военный Ил-14 из Толмачево (под командование СибВО) проходил ТО в Северном (замену двигателей, в частности)
- Т.к. Северный по ночам закрывался, иногда возвращающиеся с задержкой в Северный Ил-14 садились в Толмачево и там ночевали.
- Прямые рейсы на Ил-14 из Северного в томски/барнаулы были. Про такие же рейсы на Ил-14 из Толмачево он не помнит.
 
Реклама
Freddy

Freddy

Старожил
Репортаж о рейсе Ил-14 по маршруту Томск-Новосибирск (Толмачёво) в июне 1963 г. - это почти за полгода до открытия толмачёвского аэровокзала:

1963_1.jpg