Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

Оказывается, был в СССР рейс Грозный - Новосибирск.

12 1985 Грозный - Новосибирск.jpg


Отсюда: Грозный: авиация времен СССР
 
Реклама
Из беседы два года назад с толмачевским инженером в части парка Ил-18. Не судите строго :)

Как менялось количество Ил-18 в парке авиаотряда?

В то время всем рулил единый Аэрофлот, точнее Министерство гражданской авиации. Самолеты распределялись и перераспределялись между авиаотрядами по производственной необходимости. Так, помню, один самолет мы получили из Риги – старшим по приемке был Марус И.Я., будущий главный инженер АТБ в Толмачево. Мне также пришлось быть старшим по приемке одного Ил-18 в Архангельске. Передача самолета прежними эксплуатантами выполнялись очень неохотно и под разными предлогами затягивались. Должен сказать, что на этих бортах мы на реальных примерах увидели, что такое настоящая коррозия планера. Они попали к нам после эксплуатации в приморских зонах, где совсем другой климат и влажность воздуха. Это создало у нас четкое убеждение, что наши самолета содержались в гораздо более лучшем состоянии. Следует сказать, что эти полученные из других авиапредприятий самолеты вскоре уходили в капремонт и далее они были у нас уже в полном порядке.

 
Самые проблемные Ил-18 были в Латвийском и Армянском управлениях. По причине работы с нагрузками большими, чем в остальных авиапредприятиях. В отличие от общесоюзной компоновки в 89 мест, в салонах этих было 110 мест. Примерно с десяток 110-местных Ил-18 работали в Москве и штук 5 в Ленинграде. Все эти самолеты списали в первую очередь, в 1977-1979 гг. Памятники в Шереметьево 75554 и в Ставрополе 75767 из числа 110-местных.
 
Ещё материалы из кемеровской газеты "Кузбасс":
1957_1.jpg


Ил-14 в кемеровском аэропорту (эта и следующие фотографии - из альбома "Старый Кемерово"):
h-3656.jpg


В 1962 г. в аэропорту Кемерово был введён в строй новый аэровокзал:
h-615.jpg
h-3057.jpg
h-3574.jpg


Вскоре после открытия аэровокзала кемеровский аэропорт впервые принял Ил-18:
1962-1.jpg

1962-2.jpg

1962-3.jpg


Ил-18 в кемеровском аэропорту:
213234234.jpg


1966.jpg
 
Продолжение материалов из газеты "Кузбасс":
1971.jpg


1972.jpg


В начале 1973 г. кемеровские авиаторы приступили к освоению Ан-24:
1973.jpg


1975.jpg

4235341.jpg


1976.jpg


1977_1.jpg


Про первый прилёт в Кемерово Ту-154 и реконструированную ВПП:
1977-1.jpg

1977-2.jpg


Начало регулярных рейсов на Ту-154:
1978-2.jpg


Газетные материалы по истории ГА Кемерово 1930-х, 1940-х гг., про открытие кемеровского аэровокзала в 1962 г., про начало полётов Ил-18 - см. на предыдущей странице.

Газетные материалы по истории ГА Томска
Газетные материалы по истории ГА Барнаула
Газетные материалы по истории ГА Ленинска-Кузнецкого
 
Последнее редактирование:
Вторая часть рассказа инженера АТБ Толмачево.

...На Ан-26 возили разные грузы. Когда в Толмачево в 1990-91 годах появились новые Ту-154М, на них можно было ставить вспомогательную силовую установку (ВСУ) ТА-6А только первой категории, то есть, только напрямую с завода. И это была моя головная боль – обеспечить наличие ВСУ для нашего парка Ту-154М. А самолет в тот период был очень востребован. Регулярно были командировки на завод-изготовитель ВСУ в Уфу (ФГУП «Гидравлика»). Тогда пошел самый развал экономики, 1992-93 годы, завод лихорадило. Посредники разные появились. Такие частные фирмы, по сути дела, перепродавали эксплуатантам новые агрегаты с завода. Своевременно получить ВСУ было затруднительно даже после проведения оплаты. В связи с этим мы иногда использовали для оперативной доставки свой Ан-26. Правда, практика показала, что это не всегда получалось быстрее. Надо было доставить груз с завода в аэропорт, сдача на грузовой склад, погрузка в самолет, выгрузка из самолета – это все не очень скоро делается. В итоге перешли на перевозки автотранспортом от ворот до ворот.
Где-то с 2000 года допустили на Ту-154М ремонтные ВСУ. Ремонты выполнялись в Уфе, а затем и на заводе в Минводах. Обеспечивать необходимое наличие ВСУ все равно оставалось задачей, требующей постоянного контроля и действий. К сожалению, в тот период было недостаточно средств для создания резервов, а досрочный съем ВСУ случался регулярно. Такая же проблема была, и даже острее, на самолетах Ил-86 со вспомогательной силовой установкой ВСУ-10, которая производилась в Омске. Тут уже доставка была по земле.


26.JPG
 
К сожалению, про 26 АРЗ ничего не нашел.
В тридцатые годы в Толмачёво были созданы небольшие авиационные мастерские, которые в 1941 году включили в состав Новосибирской военной авиационной школы.
Через 20 лет 26-й авиационный ремонтный завод ВВС в Оби (войсковая часть № 13838) одним из первых в стране освоил ремонт сверхзвуковых истребителей-перехватчиков СУ-9, СУ-11, а с 1970 года — СУ-15 и ТУ-128. Численность работающих увеличилась до 1,5 тысячи, в состав предприятия входило шесть цехов, 11 отделов, развитая социальная сфера — клуб, детский сад, столовая, пионерский лагерь. Строилось жилье для работников завода.
 
"В 1935 году для ремонта авиационной техники, находящейся на вооружении в войсковых частях ВВС страны, в Толмачево были созданы небольшие авиационные мастерские. Работая в примитивных условиях, в неприспособленных помещениях, с нехваткой технического оборудования и квалифицированных рабочих уже в 1938 году было отремонтировано 31 самолет, 60 авиамоторов, 100 авиационных лыж. В 1941 году мастерские были включены в состав Новосибирской военной авиационной школы, с января 1942 года — 125 авиационные мастерские, штатная численность — 80 человек, с января 1943 года – 125 авиационные стационарные мастерские, с 1946 года – войсковая часть 55680, с 1956 года – 26 авиационный ремонтный завод, освоен ремонт реактивной радиотехники (самолеты МИГ-15, МИГ-17, авиадвигателей ВК-1)."


Ремонт плоскостей самолетов Р-5 и У-2 в помещении, предназначенном для гаража, конец 1930-х гг.:
4234324354.jpg


Цех ремонта авиадвигателей, 1940 год:
43243254353456.jpg


Здание заводоуправления, середина 1940-х гг.:
4235423435435.jpg


Есть там и про ресторан аэропорта, который уже обсуждался в этой теме:
"Фактически с начала образования аэропорта Толмачево начал функционировать, с декабря 1957 года, ресторан Толмачевского аэропорта — комплексное предприятие общественного питания, с различной категорийностью и разветвленной сетью структурных подразделений. Сеть ресторана, в разные годы, состояла из нескольких десятков торговых единиц, с односменной, двухсменной и круглосуточной работой. Предприятие обслуживало пассажиров внутренних и международных авиалиний, работников летно-подъемного состава Толмачевского авиаотряда и жителей города Обь. Для обслуживания правительственных и иностранных делегаций, с 1962 года функционировали буфеты «Люкс» и «Интурист». Ежегодно, с июня по сентябрь повара ресторана направлялись в пионерский лагерь «Полет», с началом весеннего и осеннего призывов в ряды Советской Армии, открывались столовые от ресторана на сборном пункте Облвоенкомата. В весенне-осенний сезон, на привокзальной площади аэропорта работали кафе «Пельменная» и «Шашлычная». Широко практиковалась выездная торговля, предприятие принимало активное участие в обслуживании торжественных и праздничных мероприятий города Оби, выборов депутатов в законодательные органы."

Зал ожидания и буфет:
929598_faa22bb41846194caab2e1c9c4727299.jpg
1477717_1e4ef04d2ace584a56f6b2cb67fdea3d.jpg


Рестран находился в отдельном помещении в восточной части аэровокзала:
1446738_e4d6d2744edd3f77092c2dab994c1d5e.jpg


Ресторан:
1447584_959ae5f4eb865051eb37d39038195f16.jpg


Ресторан аэропорта продолжал работать по крайней мере до середины 1990-х гг., позже из него сделали зал ожидания транзитных пассажиров.
Вход в ресторан в 1994 г. - возле этой стены когда-то находился буфет:
1447591_59c691735ac9ce4c7ecd7ccd75aceff9.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
Из Объединенного архивного фонда ликвидированных предприятий города Оби Новосибирской области:

Государственное предприятие «26 авиационный ремонтный завод» ([1935] - 2001)
Ф.60-Л, 1218 ед. хр., 1940-2001 гг., оп.2
В [1935 г.] в поселке Толмачево Новосибирского района Новосибирской области созданы авиационные мастерские.
В 1941 г. мастерские включены в состав Новосибирской авиационной школы, созданной на базе эвакуированного Сталинградского авиационного училища.
С 1942 г. авиационным мастерским присвоен статус стационарных.
С 1946 г. реорганизованы в 125 стационарные мастерские, которые действовали под наименованием - 289 авиаремонтая база.
С 04.01.1960 предприятие получило статус «26 авиационный ремонтный завод ВВС» (войсковая часть № 13838).
В соответствии с директивой Главного штаба войск противовоздушной обороны от 03.08.1993 № 665/1/0507 войсковая часть № 13838 переименована в Государственное предприятие «26 авиационный ремонтный завод».
Распоряжениями Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 16.04.2001 № 1004-р и Комитета по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области от 29.06.2001 № 806-р ликвидировано.
Документы за 1935-1939 гг. не сохранились.
Оп. 2 – по личному составу Приказы по личному составу за 1941-2001 гг., лицевые счета и расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы, алфавитные книги учета рабочих и служащих, личные карточки формы Т-2 уволенных работников за 1957-2001 гг., личные дела уволенных работников за 1952-1957 гг., невостребованные трудовые книжки.

Новосибирский филиал открытого акционерного общества «Авиастрой» (1980 - 2005)
Ф.63-Л, 95 ед. хр., 1981-2004 гг., оп. 3
Приказом Министерства Гражданской Авиации СССР от 13.08.1980 № 112 на базе ремонтно-строительного участка аэропорта Толмачево организовано строительно-монтажное управление № 22 производственного строительно-монтажного объединения «Авиастрой» Министерства Гражданской авиации.
Постановлением главы администрации города Оби от 22.10.1993 № 215 преобразовано в Новосибирский филиал акционерного общества открытого типа «Авиастрой».
Постановлением главы территориальной администрации города Оби от 23.02.1999 № 57 установлено местонахождение Новосибирского филиала открытого акционерного общества «Авиастрой».
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.05.2005 № А-45-7603/04-СБ/98 открытого акционерного общества «Авиастрой» признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное
производство. Новосибирский филиал являлся структурным подразделением открытого акционерного общества «Авиастрой».
Приказом внешнего управляющего открытого акционерного общества «Авиастрой» от 07.04.2005 № 2 Новосибирский и Обской филиалы открытого акционерного общества «Авиастрой» ликвидированы.
Управление действовало с января 1981 г. по март 2004 г.
Оп. 3 – по личному составу
Приказы по личному составу, расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы, личные карточки формы Т-2 уволенных работников, невостребованные трудовые книжки.

Про "Авиастрой":
Приказом Министра Гражданской Авиации СССР от 21.02.1969 № 106 организовано производственное строительно-монтажное объединение «Авиастрой» Министерства гражданской авиации СССР с местом базирования в г. Москве. В состав объединения «Авиастрой» входили на правах структурных единиц 15 строительно-монтажных управлений, 2 хозрасчетных строительно-монтажных участка, 2 треста.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992 № 721 преобразовано в акционерное общество открытого типа «Авиастрой».
Протоколом общего годового собрания акционеров от 23.06.1998 № 5 переименовано в открытое акционерное общество «Авиастрой».
Решением арбитражного суда Новосибирской области от 23.05.2005 № А-45-7603/04-СБ/9 открытое акционерное общество «Авиастрой» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Общество действовало до сентября 2004 г.

Товарищество с ограниченной ответственностью «Аэросервис» ([1957] –1999)
Ф. 8, 421 ед. хр., 1961-1995 гг., оп.1, 2, 3
Ресторан Толмачевского аэропорта треста ресторанов и кафе управления торговли Новосибирского облисполкома образован в [1957 г.].
Приказом управления общественного питания Исполнительного комитета Новосибирского областного Совета народных депутатов от 22.12.1989 № 251, базе ресторана Толмачевского аэропорта, создан Толмачевский комбинат общественного питания с правами юридического лица и непосредственным подчинением Управлению общественного питания Новосибирского облисполкома.
Постановлением главы администрации города Оби от 16.10.1992 № 187 перерегистрирован в товарищество с ограниченной ответственностью «Аэросервис».
Постановлением главы территориальной администрации города Оби от 15.04.1999 № 135 ликвидировано.
Документы за 1957-1960 гг. не сохранились, товарищество действовало по сентябрь 1995 г.
Оп. 1 – общего делопроизводства
Оп. 2 – по личному составу
Оп. 3 – невостребованные трудовые книжки
Приказы по основной деятельности за 1961,1964-1966,1968-1969,1971-1977,1980-1987,1989,1991-1995 гг., журналы регистрации приказов по основной деятельности за 1993-1995 гг., штатные расписания за 1984-1991,1995 гг., годовые бухгалтерские отчеты за 1973-1991 гг., протоколы заседаний профсоюзного комитета за 1984-1986 гг., отчет о хозяйственной деятельности за 1986 год, акт приема-передачи ресторана в систему управления общественного питания за 1990 год, Устав за 1990, 1992 гг., распоряжения директора по ценам реализации товаров за 1994 год. Приказы по личному составу за 1961,1964-1966, 1968-1977, 1980, 1982-1995 гг., журналы регистрации приказов по личному составу за 1992-1995 гг., расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы, личные карточки формы Т-2 уволенных работников за 1961, 1963-1995 гг., личные дела уволенных работников за 1991-1994 гг., списки личного состава за 1995 год. Невостребованные трудовые книжки работников за 1966-1995 гг.

Товарищество с ограниченной ответственностью Техно-торговая фирма «Авиасервис» (1993 - 1996)
Ф. 40-Л, 10 ед. хр., 1993-1996 гг., оп.2
Постановлением главы администрации города Оби от 25.01.1993 № 18 зарегистрирована техно-торговая фирма «Авиасервис» авиакомпании «Сибирь».
Постановлением главы администрации города Оби от 18.10.1993 № 209 перерегистрировано в товарищество с ограниченной ответственностью «Техно-торговая фирма «Авиасервис».
Постановлением главы администрации города Оби от 10.12.1996 № 397 ликвидировано.
Оп. 2 – по личному составу
Устав, регистрационная карточка, свидетельство о регистрации за 1993 год, приказы по личному составу за 1994-1996 гг., личные карточки формы Т-2 уволенных работников за 1994-1996 гг., расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы 1994-1996 гг., годовые бухгалтерские отчеты за 1994-1996 гг., штатные расписания за 1994-1996 гг.
 
Последнее редактирование:
В 1941 г. мастерские включены в состав Новосибирской авиационной школы, созданной на базе эвакуированного Сталинградского авиационного училища

Смущает год. Сталинградское училище (в части учебно-летного комплекса) попало в Толмачево уже после войны.
 
avro, год правильный — неверно утверждение, что Новосибирская военная авиационная школа была создана на базе эвакуированного Сталинградского авиационного училища:

- На основании телеграммы начальника генерального штаба РККА № 1309/4 от 26 августа 1938 г. и приказа войскам СибВО № 0013 от 8 сентября 1938 г. началось формирование Красноярской военной авиационной школы пилотов ВВС РККА.
- На основании Директивы начальника генерального штаба РККА № 4/4/ 47275 от 21.05.1939 г. и приказа по войскам СибВО № 0011 от 31.05.1939г. 10 июня 1939 года школа пилотов была передислоцирована из Красноярска на станцию Обь Томской железной дороги. На новом месте школа получила и новое название – Новосибирская военная авиационная школа пилотов ВВС РККА, с указанным выше местом дислокации.
- 26 декабря 1944 г. Новосибирская военная авиационная школа пилотов была передислоцирована в г. Бердск, где она получила новое название - "Новосибирская Краснознаменная военно-авиационная школа летчиков авиации дальнего действия", где проработала до 29.04.1946.
- 6 мая 1946 г. вышла Директива Генерального штаба Вооруженных сил СССР о перебазировании Сталинградского училища в Западно-Сибирский военный округ под Новосибирск: штаб училища и два полка - в посёлок Толмачёво (станция Обь) и один полк - в г.Бердск.

Подробности о становлении Новосибирской военной авиационной школы читайте в статье О.Н.Астраханцева, а о новосибирском периоде Сталинградского авиационного училища - в статье В. Н. Шумилова (стр. 65-76).
 
Последнее редактирование:
Тут есть загадка. Как история аэропорта может начинаться в 1939 году, если еще в 1935-м там открылись авиамастерские (от которых ведет свой отсчет 26 АРЗ)...
 
Тут есть загадка. Как история аэропорта может начинаться в 1939 году, если еще в 1935-м там открылись авиамастерские (от которых ведет свой отсчет 26 АРЗ)...
В 1930-е гг. началась история толмачёвского аэродрома (подробнее), а история толмачёвского аэропорта ведёт отсчёт со дня его образования 17 января 1955 г..
 
Freddy, нет толком историографии авиационного Толмачево до 1939 года. Ссылка выше - одна из попыток. Про 1955 и последующие годы вопросов нет. Кроме одного, здесь обсуждавшегося. Была ли грунтовая полоса или ее прообраз на месте нынешней ВПП-1 или нет.
 
Была ли грунтовая полоса или ее прообраз на месте нынешней ВПП-1 или нет.
С сайта aviation21.ru:
"В апреле 1941 года в военном городке при станции Обь началось строительство военного аэродрома с двумя бетонными взлётно-посадочными полосами размером 1000 на 80 метров. Полосы располагались под углом 60 градусов по отношению друг к другу, при этом одна полоса использовалась для подготовки воздушных судов к полётам. 9 октября 1941 года Толмачёвский военный аэродром был принят в эксплуатацию. В строительстве было задействовано 3,5 тысячи рабочих и более 300 единиц техники. Работа ударными темпами в условиях начавшейся войны позволили сдать аэродром всего через полгода после начала работ" (контуры этих ИВПП 1941 г. сохранились до сих пор - теперь на них располагаются стоянки военного сектора в восточной части аэродрома).
"В 1951 году рядом с авиабазой на окраине посёлка Обь началось строительство новой взлётно-посадочной полосы длиной 2100 метров, которая в модернизированном виде эксплуатируется и сегодня (ВПП-1 07/25). В 1957 году строительство ВПП было завершено, и 12 июля на реактивном самолёте Ту-104 был выполнен первый пассажирский рейс № 020 Новосибирск — Москва".
"В 1956 году началось строительство аэровокзала, который был сдан в эксплуатацию 1 декабря 1957 года. Аэропорт получил здание с залом ожидания, зоной регистрации пассажиров, телеграфом, кассами и зоной выдачи багажа. Сейчас здесь находится контрольно-диспетчерский пункт" (фотографии первого толмачёвского аэровокзала).

Из воспоминаний Ю.В. Мурашева, ветерана ЗСУ ГА:
"В апреле 1956 года грунт аэродрома Новосибирского аэропорта так размок, что руководство ЗСУ ГВФ приняло решение (с согласия ВВС и ПВО) принимать самолеты и выпускать в полет с аэродрома в Толмачево. Нас привозили сюда утром на машине и увозили вечером. Самолеты Ил-12 и Ил-14 взлетали и производили посадки на одну из двух бетонных взлетно-посадочных полос (они были расположены под углом 50-60 градусов), а на другой мы выполняли техническое обслуживание после полета и перед вылетом. Тогда на западной стороне этого аэродрома строилась «громадная» взлетно-посадочная полоса. Это было мое первое знакомство с современным аэродромом Толмачево. В 1957 году меня перевели в Толмачево для технического обслуживания самолетов Ту-104, первенцев реактивной авиации СССР. Стоянки для самолета Ту-104 были бетонные, чистые, ни соринки, ни пылинки, работать одно удовольствие.

Фото из новосибирского краеведческого музея, подписанное "Новосибирск, городской аэропорт. Выравнивание взлётной полосы". Но на фотографии - не городской аэропорт, т.к.: 1) справа на фото - "ЯАЗ-210", выпуск которого начался в 1951 г., а ИВПП аэропорта "Новосибирск-Северный" строили в 1943–1944 гг. (подробности - здесь на стр. 68), 2) на горизонте не видно деревьев - прямо как на фото с прибытия в Толмачёво Никсона в 1959 г., тогда как в Северном по периметру лётного поля были лесные массивы - фото 1, фото 2.
Я думаю, что на этой фотографии запечатлено выравнивание земли для строительства толмачёвской ИВПП 07-25:
1357343_4909063502e65d24e2c052779a50e12c.jpg
 
Последнее редактирование:
Реклама
С Мурашевым лично знаком был. Но ту историю далекую не успел поспрашивать.

За "большую" полосу спасибо. Про 1951 год не слышал раньше.
 
Назад