Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

Freddy

Freddy

Старожил
BibaSAn26, они там с военных времен еще.
Фрагмент карты Новосибирска из отчёта ЦРУ от 20 марта 1956 г.. Из акта приемки в эксплуатацию объекта N73: «На объекте имеются две бетонные ВПП, уширенные гравием: длина каждой 1200 м, ширина - 100 м. Рулежные дорожки бетонные и грунтощебеночные. Оборудованы 30 стоянок самолетов по 500 кв. м. каждая: покрытие - булыжная мостовая. Имеются бензосклад на 166,5 тонн горючего и бомбосклад на 300 тонн бомб: два деревянных бомбосарая с расстоянием в 50 метров между ними...» (взято из материала "Зачем сибиряку бомбосарай?", там же - подробности о строительстве ИВПП Толмачёво в 1941 г. и Северного в 1943-1944 г.). Въезд на аэродром был только с юго-востока - теперь с этого направления прямо на лётное поле ведёт ул. Жуковского. В конце этой улицы, по её левой стороне, находится старое здание военного КДП (фото 1957 г. и в наши дни):
34534654546.jpg


Карта соответствует 1940-м годам (см. карту 1940 г.) — к середине 1950-х гг. Заельцовский район занимал гораздо бОльшую территорию (см. карту 1955 г.).
21232434.jpg


Из этого же отчёта:
42342432.jpg

43245435345.jpg


"Target Area #8" - аэропорт "Северный", "Target Area #2" - Чкаловский авиазавод, "Target Area #11" - ЦРУ предполагало, что в этом месте мог находиться военный аэродром (район нынешнего ж/м "Снегири"):
423432543.jpg


Из отчёта от 21 августа 1957 г.: городской аэропорт - длина ВПП увеличена с 915 м. до 1220 м.; Толмачёво - 2 ВПП по 915 м. и новая ВПП длиной 2195 м.; ВПП Чкаловского авиазавода - 2134*73 м. В 1943 г. было утверждено место строительства в городском аэропорту "бетонной ВПП 1200х100 метров со сроком окончания 01.11.1943 г." (источник), однако по факту в 1944 г. была введена в строй 900-метровая ИВПП, которая затем была удлинена до проектной длины:
324324324.jpg


Про Толмачёво из отчёта от 8 июля 1960 г.:
4234324234324.jpg


Отчёт 1964 г. по Чкаловскому заводу (есть схемы строений, спутниковые снимки)
Отчёт 1966 г. по новому самолёту, замеченному в военном секторе Толмачёво (есть спутниковый снимок самолёта)
Отчёт 1966 г. по Чкаловскому заводу, городскому аэропорту (есть схемы строений, спутниковые снимки)
Отчёт 1966 г. по Толмачёво (есть спутниковый снимок)
 
Реклама
avro

avro

Модератор
10-минутный фильм про Новосибирск-Северный от студентов одного новосибирского колледжа.

Был свидетелем съемки одного из эпизодов, но его тут нет.

Фильм, на мой взгляд, слабоват. Хотя колледжу простительно. Часть не к месту - Привалов отношения к горпорту не имеет, например. Куличев в кадре есть, но совсем не про самолеты.


Тут есть про катастрофу новосибирского Ил-12 недалеко от городского порта. Рейс Южно-Сахалинск - Москва (это раньше не замечал). Интересно, какая схема оборота ВС между аэропортами была. Если новосибирский самолет летел на участке Красноярск - Новосибирск. Как вариант, новосибирцы могли обслуживать участок Иркутск (Красноярск) - Омск (Свердловск). Не знаю, где в то время базировались Ил-12 по соседству.

Рассказывают, что Ил-12 в Новосибирске были десятки, чуть ли не 70 штук (в реестре не считал). И что Ил-14 было в половину меньше (и позже).

 
Последнее редактирование:
Freddy

Freddy

Старожил
Из энциклопедии "Гражданская авиация России, 1923-2003":
4324324.jpg


26.06.1955 - "Выгрузка матриц центральных газет, доставленных реактивным самолетом из Москвы в Новосибирск, где они будут отпечатаны в редакции газеты "Советская Сибирь", вид № 1":
12343234324.jpg


Фото, сделанное тогда же (26.06.1955 - "Выгрузка матриц центральных газет, доставленных реактивным самолетом из Москвы в Новосибирск, где они будут отпечатаны в редакции газеты "Советская Сибирь", вид № 2):
4324543435.jpg


В более хорошем качестве эту фотографию выложил avro, однако тогда не была известна дата съемки. Почтовый Ил-20 садился на одну из 2-х военных ВПП — ВПП 07/25 ещё не была построена. Обратите внимание на искусственное покрытие аэродрома из 6-угольных плит — такими же плитами был изначально вымощен и перрон аэропорта Толмачёво (фото):


25.11.1956 - "Лайнер ТУ - 104 впервые приземлился на Новосибирском аэродроме":
423423453454.jpg

23425435435.jpg

3124324324.jpg


ВПП 07/25:
d739406f9163.jpg
 
avro

avro

Модератор
Отрывки из свежей беседы с сотрудником службы перевозок Новосибирска-Северного 1980-х.

Багаж в Ан-2 и Л-410 крепили сетками. Видимо, если его было много.

На Ил-14 был специальный человек в службе перевозок – загрузчик багажа. В том числе в 1980-х, т.к. в эти годы пассажирские рейсы на нем из Новосибирска-Северного продолжали выполняться.

Аэропорт закрывался в 23 часа. Но если базовый рейс задерживался, то могли ждать еще час-два. Так как обычно самолет очень был нужен на утренние рейсы и лучше, чтобы ночевал на базе.

Аэровокзал на ночь в советские время не закрывался. Зал ожидания и комната матери и ребенка были доступны в ночное время. В зале ожидания или рядом с ним находился дежурный милиционер.

Если одновременно шло несколько рейсов на небольших ВС типа Ан-2 и Л-410, то пассажиров от накопителя мог забирать один автобус. Он развозил пассажиров по своим самолетам.

Через Новосибирск-Северный летали и иностранцы, включая англичан, например. Служба перевозок (вероятно, часть сотрудников) изучала иностранные документы, удостоверяющие личность. Иностранцы обычно летали в группе с сопровождающим и переводчиком. Обслуживались они в депутатском зале.

Фото В.Степанова. Автобус на фоне накопителя. Справа - стоянка Л-410. А вот Ан-2 и вертолеты в распутицу стояли сильно дальше от аэровокзала.

НОАО Степанов 900.jpg
 
avro

avro

Модератор
В ноябре 1930 года аэропорт (аэростанция) ГВФ был перенесен с бывшего военного аэродрома на новое место, где сейчас располагается (пока еще) Новосибирск-Северный.

А вот это событие в ноябре 1930-го на каком аэродроме было - видимо, на военном. Который еще до Толмачево был в Закаменском районе.

Самолеты были Р-1.

СовСибирь 1930 20 ноября (268) Передача военных самолетов и полеты Новосибирск.jpg
 
Последнее редактирование:
avro

avro

Модератор
Про авиационные объекты культурного наследия в Новосибирске, Новосибирск-Северный и другие.


4 Воопик Дом Аэрофлота.jpg
 
Freddy

Freddy

Старожил
Материал из "Каменской народной газеты" (Это было недавно, это было давно):

"Это было недавно, это было давно"
Молодая транспортная отрасль развивалась довольно быстро. Открывались новые пассажирские рейсы внутри страны, появлялись аэродромы там, где их не было ранее, даже в малых городах и районных центрах. Старожилы нашего города наверняка помнят, где у нас располагался аэродром. Это место до сих пор так и называют, хотя оно уже давно стало жилым массивом. Но именно там, на большой загородной поляне, приземлился первый пассажирский самолет ПО-2. “Пассажирские перевозки на самолетах “Аэрофлота” в г. Камень-на-Оби начали осуществляться с 1947 года. Самолет брал на борт одного пассажира. Продолжительность полета до Барнаула составляла до 4 часов. В то время радиосвязь была примитивной. Если самолет вылетал из Барнаула в Камень, сведения об этом передавали по наземному каналу, а с самолетом связи не было. О том, что он прилетел, пассажиры могли узнать при совершении его посадки на аэродроме. В самолете кабина не отапливалась и вообще не закрывалась фонарем. В зимнее время пассажира закутывали, как куклу, в тулуп, надевали валенки и на руках садили в кабину. С 1955 года начал летать самолет АН-2. На борт он брал 10 человек. К тому времени появились радиостанции на самолетах, так что с ними во время полета постоянно поддерживалась связь. На АН-2 производились полеты в Новосибирск и Барнаул, Панкрушиху, Хабары, Славгород и обратно. С 1959 года на наши трассы вышел 21-местный самолет ЛИ-2. С его появлением возросли безопасность и регулярность полетов. Он выполнял рейсы в Новосибирск и Барнаул. С 1971 года в Камне начал летать самолет АН-24, который брал на борт 52 человека. Это самолет турбореактивной конструкции двигателей. На нем установлено новейшее пилотажно-навигационное оборудование. Самолет выполнял рейсы как днем, так и ночью. С развитием аэропорта Барнаула самолет АН-24 сняли с наших трасс и пустили на трассы союзного значения. После АН-24 в Камне начал летать ЯК-40 с вместимостью 28-32 пассажира, но вскоре и его также забрали на линии союзного значения. В настоящее время, с мая 1983 года, в Камне летает самолет Л-410 чехословацкой конструкции. Он оснащен новейшим пилотажно-навигационным оборудованием, что позволяет производить полеты днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на борт берет 15-17 пассажиров”. Эта информация за подписью начальника Каменского аэропорта Владимира Москаленко, сохранившаяся в Каменском краеведческом музее, датирована первым ноября 1983 года. Этот чехословацкий самолет, о котором говорил Владимир Арсентьевич, начал осуществлять полеты в Камень-на-Оби с появлением в городе нового аэропорта. В мае 1983 года у нас был введен в строй современный аэровокзальный комплекс, который располагался в районе военного аэродрома, взлетно-посадочная полоса которого стала принимать и пассажирские самолеты. Стояночная площадка у аэропорта была своя. Присутствовавший на открытии аэровокзального комплекса первый секретарь ГК КПСС Е.Е. Парфенов, который приложил немало усилий, решая вопрос строительства в городе современного аэропорта, тогда сказал: “Ежегодно в жизни нашего города происходят добрые изменения. В эксплуатацию вводятся жилые дома, объекты культурно-бытового назначения. Ныне мы присутствуем на открытии новых воздушных ворот города. Камень, таким образом, укрепляет связь с городами Сибири”. (Газета “Строитель коммунизма”, 11 мая 1983 года). Предполагалось, что к нам будут летать самолеты дальнего следования, потому что взлетно-посадочная полоса позволяла принимать более тяжелые лайнеры. И востребованность пассажирами в совершении полетов на дальние расстояния была, поэтому способствовала и привлекательности современного аэровокзала. В двухэтажном здании было все для комфортабельного обслуживания авиапассажиров: просторный зал ожидания, помещение, где располагались билетные кассы, современно оборудованный кафетерий. В этом же здании размещались метео-навигационные службы. Думаю, те, кому посчастливилось побывать в этом аэропорту в годы его существования, согласятся со мной, что по тем временам там все было на высшем уровне. Жаль, что очень короткой оказалась жизнь этого замечательного и очень нужного городу аэровокзального комплекса. Со времени его закрытия туда не просто заросли стежки-дорожки, но и от него самого остались лишь поросшая травой взлетно-посадочная полоса да воспоминания. Просуществовав всего шесть лет, в 1989 году он был закрыт. Лихие 90-е, нанесшие мощный удар по всему народному хозяйству страны, не обошли стороной и “аэрофлот”. Со временем отрасль реанимировалась, но не настолько, чтобы восстановить региональную сеть в том виде, как она была. Поэтому вместо самолетов, ранее летавших к нам, сегодня мы видим лишь белые полоски в небе от лайнеров, пролетающих над городом, и с тоской вспоминаем былые времена. Любовь СИДОРЧЕНКО.
Фотографии вышеупомянутой справки об истории авиапредприятия Камня-на-Оби можно посмотреть на Госкаталоге. Забавно, что документ 1983 г. заверен штампами 1950-х гг. - времён ГУГВФ, а не МГА:
4234543.jpg

534534534.jpg


Координаты аэродромов в Камне-на-Оби из документа ЦРУ 1979 г.:
4235435.jpg


1-ые координаты - бывшее местоположение первого каменского аэропорта. Теперь эта территория застроена домами:
23432435345.jpg


Из воспоминаний каменцев на "Одноклассинках": "На лётном поле, в конце улицы Пушкина, стоял старый деревянный дом с одной комнатой (залом) ожидания. Там была касса, две скамейки и багажные весы. На втором этаже - диспетчер, он же руководитель полётов". Через место, указанное меткой, проходила ВПП:
432425435.jpg


1966 г.:






1976 г.:

2-ые координаты из документа точно указали ВПП военного аэродрома:
432423345345.jpg


В конце 1960-х гг. на военном аэродроме производилось строительство бетонной ВПП:
42354345.jpg


В мае 1983 г. на военном аэродроме был сдан в эксплуатацию отдельный гражданский перрон с аэровокзалом. На Госкаталоге выложен материал из газеты "Строитель коммунизма" за 11 мая 1983 г., посвящённый этому событию:
312321324.jpg


В материале упомянуто, что рулёжка, ведущая на перрон, находилась в конце ВПП: "Развернувшись в конце полосы, машина пошла по широкой рулёжной дорожке и остановилась неподалёку от посадочной платформы". Кроме того, на фотографии с Л-410 видно положение гражданского перрона относительно военных стоянок на заднем плане. Похоже, перроном была небольшая площадка в южной части аэродрома, к которой ведёт отдельная подъездная автодорога. Автобус отправлялся в аэропорт от транспортного агентства на ул.Ленина напротив кафе "Волна" (источник). :
Screenshot_20201206-183717-1.jpg


Меткой указано, где предположительно находился аэровокзал:
Screenshot_20201206-184746-1.jpg


1989 г. - закрытие аэропорта:


Местная авиалиния из Новосибирска через Камень была открыта к августу 1934 г. (материал из газеты "Советская Сибирь"):


Регулярные пассажирские рейсы из Новосибирска в Камень начались 25 ноября 1934 г., а 4 декабря того же года на линию вышел АНТ-9:


Почтово-грузовые рейсы на ПО-2 из Барнаула в Камень начались в 1937 г.:



Камень-на-Оби был транзитным аэропортом местных линий: 1963 г. - Барнаул-Камень-Панкрушиха-Хабары-Славгород и Барнаул-Камень-Баево-Завьялово:



1970 г. - Барнаул-Камень-Славгород-Павлодар:



1973 г. - Барнаул-Камень-Панкрушиха-Хабары-Славгород и Барнаул-Камень-Славгород:



1989 г. - закрытие аэропорта:


Несмотря на закрытие аэропорта в Камне-на-Оби в 1989 г., в газете "Алтайская правда" в 1997 г. сообщалось, что самолёты из этого аэропорта хоть изредка, но всё ещё летали:
 
Последнее редактирование:
D

Dima-k

Местный
Я тут подумал. От Барнаула до Камня по железной дороге больше 200 километров. Если это была электричка со всеми остановками, она шла четыре - пять часов. И условия такой поездки очень далеки от комфортных. Неужели народ выбирал электричку вместо самолета? На автобусе еще куда ни шло. Там и расстояние поменьше, и удобств побольше.
 
TIMER

TIMER

Давайте будем счастливы всегда !
Я тут подумал. От Барнаула до Камня по железной дороге больше 200 километров. Если это была электричка со всеми остановками, она шла четыре - пять часов. И условия такой поездки очень далеки от комфортных. Неужели народ выбирал электричку вместо самолета? На автобусе еще куда ни шло. Там и расстояние поменьше, и удобств побольше.
Железная дорога обеспечивает поездку из центра до центра практически любого города , плюс независимая от капризов погоды точность хода и высокая исправность подвижного состава.
Автобус в то время тоже был не комильфо ввиду недостаточной развитости дорожной сети и асфальтового покрытия.
 
Реклама
avro

avro

Модератор
Dima-k, вопрос хороший. "Литературы" по нему немного. Но известный факт, что закрываться местные линии в Западной Сибири стали с конца 1980х (часть - еще раньше). По разным причинам. Из-за улучшения дорог и появления автобусов (и их частоты, как вариант) в районы в том числе.

Возможно, ответ в слове "хозрасчет". Он как раз в эти годы пошел в жизнь.
 
прокуратор понтий пилат

прокуратор понтий пилат

Старожил
Комментарий одного из летчиков горпорта Новосибирска:

На Ил-14 выполняли рейсы в Краснозёрское, Карасук, Кочки, Купино, Северное, Барабинск, Здвинск, Довольное (это все - НСО), Рубцовск, Бийск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Томск и конечно весь Север от Колпашево, Каргасок, до Сургута и дальше.
А о каком годе здесь идёт речь?
 
TIMER

TIMER

Давайте будем счастливы всегда !
А о каком годе здесь идёт речь?
Одним годом речь не идёт, разумеется. На моей памяти, к примеру , выполнялся рейс Новосибирск -Барнаул- Рубцовск и обратно в шестидесятых и семидесятых годах - вплоть до момента выхода из расписания данного типа в связи с появлением Л-410. р.77 / 78
 
avro

avro

Модератор
прокуратор понтий пилат, массово Ил-14 в Новосибирске летали с пассажирами до прихода Л-410. Затем постепенно они передали своих пассажиров "чехам". Произошло это где-то в первой половине 1980-х. Л-ки в Северном стали летать с начала 1979 года.

Попытка осветить тему на основе воспоминаний авиаторов Северного порта была - Как уходили Ил-14 в Новосибирске, 1980е

Из недавно услышанного (сотрудник перевозок, работал с 1982 года):

- Выполнялись ли при Вас пассажирские рейсы на Ил-14 в 1980-х? Если да, то куда?

Да, конечно Ил-14 в 1980-х летали еще. Наши, базовые, новосибирские. Было их уже немного, несколько штук в 1980-х. Часть в летний период активно работала на аэрофотосъемке, а часть возила пассажиров в Краснозерку-Карасук, в Здвинск-Довольное и на север области. В основном, с пассажирами один самолет уже летал.
Насколько я помню, последний рейс с пассажирами был из Кыштовки. Мы этот рейс встречали, как положено (служба перевозок). Этот самолет потом в ангар перегнали. И на этом они летать у нас перестали.
 
Последнее редактирование:
D

Dima-k

Местный
По поводу цен. У меня есть несколько абаканских расписаний советских времен. Как обычно, в них указана стоимость билетов. И значительное повышение имело место как раз в 1991 году. Например, билет до Красноярска стоил 11 рублей, а новая цена - 30 рублей. При чем здесь 1989 год - непонятно. Возможно, это была местная инициатива ЗСУ ГА.
 
avro

avro

Модератор
Dima-k, а когда газета вышла с тарифом 30 рублей, какой месяц? И можно ли ее увидеть, расписание?

Я летел летом 1990 года с Сахалина в Новосибирск. Цены были еще советские, 95 р.
 
Hayam

Hayam

Злобный доктор
За 1990-й год я дважды летал Омск - Москва, 47,50 стоило
 
прокуратор понтий пилат

прокуратор понтий пилат

Старожил
Тут верно писали - цены повысили после павловской реформы. Но это на союзных линиях.
Наверняка, на местных могли повышать и самостоятельно по согласованию с властями региона.
 
Реклама
M

mars_208

Старожил
Тут верно писали - цены повысили после павловской реформы. Но это на союзных линиях.
Наверняка, на местных могли повышать и самостоятельно по согласованию с властями региона.
Первое повышение цен было с 01.04.1991. (Повысили цены и добавили 60 рублей компенсации к зарплате) В итоге цены ушли вверх в 2-3 раза
Втрое повышение- отпускание цен - с 01.01.1992. Цены на авиабилеты стали примерно в 8-10 раз выше, чем были в 1990 году.