Ил-18 - чудо-самолёт. Самый запоминающийся полёт - июнь 1968 года, рейс Москва-Сухуми. Незадолго до вылета прыгнул с забора и подвернул ногу. Родители не стали откладывать отпуск, и повезли в Абхазию. Тогда в терминале Внуково (второй павильон) действовал незабвенный балкон с видом на всё лётное поле, великое достижение СССР, не боявшегося никаких террористов. Кстати, когда потом к Олимпиаде-80 построили новый терминал, старый балкон долгое время оставался внутри двух аэровокзалов, печально вспоминая свои лучшие годы. Мы с братиком почти час разглядывали приземляющиеся и вылетающие борта, Ил-18-е преобладали, заруливая на двух (2-м и 3-м) центральных двигателях. Иногда ревели Ту-104-е, жужжали Ан-10-е, ждали с балкона наш рейс. Когда объявили посадку, прошли по наклонной галерее (их было две) из зала номер 2 Внуково к автобусу (или, уже не помню, поезду из вагончиков типа как на ВДНХ). Подвезли нас к стоянке Ил-18, дальше пешком. Видимо, я вырос за прошедший год, и Ил-18 впервые показался мне маленьким снаружи, в отличие от того "гигантского" ИЛ-18Б, которым мы год назад возвращались из Гудауты во Внуково. Интересны следующие подробности: в стоянке ИЛ-18-х слева от аэровокзала, стояли два "красных" Ил-18, возможно полярные борта. Раскраска как у обычных, синих, но красного цвета. Но нас посадили в "синий" самолёт. Это был, пожалуй, самый запоминающийся рейс всей жизни. Летели на высоте 5400-6000-6600 (такие эшелоны были), среди белых облаков неотрывно разглядывали зелень, города, вершины Кавказа и потом самое синее море. Восторг вызывали белоснежные вращающиеся коки винтов, мы сидели в первом салоне слева. Вообще, посадка в Сухуми (как-то писал об этом) интереснее посадки в Сочи-Адлере: борт буквально поворачивал над прибоем на 90 градусов, сверху волны казались неподвижными, и было ощущение, что вот-вот упадём. Но это детские воспоминания, сами понимаете. И потом резкий гул винтов, река с широкой долиной, и ВПП Сухуми, тогда ещё не растянувшейся для прилёта Ту-154 и позже Ил-86. НО, что интересно и любопытно: мы с родителями всегда останавливались в селе Приморское (Цкуара, ранее при царях Петропавловское называлось) у одних и тех же хозяев-греков на берегу. Каждый день было слышно самолёты, идущие на посадку в Сухуми и Батуми. Позднее стали летать и Ту-154 (с 1973 года). Но за все года, мне, например, не удалось увидеть ни одного борта, хотя, по идее, их было хорошо слышно и должно быть видно. Видимо, Солнце с юга слепило глаза или блеск плоскостей так отражался, что не разглядеть. Вот такие детские воспоминания, 54 года назад. Да, кстати. Мою вывихнутую больную ногу вылечила бабушка-гречанка. Погрузила ступню до колена в ведро с горячей водой и горчицей, и прочла молитву Победоносцу Георгию. Буквально через день-два опухоль спала, и я уже ничего не чувствовал в ноге.